МАРТ - АПРЕЛЬ 2025 г.
Воскресенье, 23 Марта 2025 года (10 Марта 2025 по ст.ст.)
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, Глас шестый
Великий пост. Мч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (250-258). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Прп. Анастасии патрикии (567-568). Новомч. Михаила Солунского (1544). (Греч.). Прп. Павла Таганрогского (1879).
08.45 Исповедь. Часы, Литургия. Молебен.
18:00 3-я Пассия, главы 22 и 23 от Луки. Акафист Страстям Христовым.
++++++++++++++++
Среда, 26 Марта 2025 года (13 Марта 2025 по ст.ст.)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная
Великий пост. Перенесение мощей свт. Никифора, патр. Константинопольского (846). Мч. Савина Египетского (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра Македонского (305-311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера. Сщмч. Публия, еп. Афинского. Свт. Леандра еп. Севильского (599). Прп. Анина Евфратского.
10.00 Таинство Соборования
++++++++++++++++
Четверг, 27 Марта 2025 года (14 Марта 2025 по ст.ст.)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила Мстиславича (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Феодоровской-Комстромской иконы Божией Матери (1613).
18.00 – Таинство соборования.
+++++++++++++++++
Пятница, 28 Марта 2025 года (15 Марта 2025 по ст.ст.)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Мч. Агапия и с ним 7-ми мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270-275). Мч. Никандра Египетского (ок. 302). Прп. Никандра Городнеозерского. Новомч. Мануила Критского (1792) (Греч.).
18.00 – Парастас.
+++++++++++++
Суббота, 29 Марта 2025 года (16 Марта 2025 по ст.ст.)
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших.
Мч. Савина Египетского (287). Мч. Папы Ликаонского (305-311). Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Сщмч. Александра, еп. Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (305-311). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). Прп. Христодула Патмосского чудотворца.
08.45 Исповедь. Божественная литургия. Панихида.
18:00 Всенощное бдение.
++++++++++++++
Воскресенье, 30 Марта 2025 года (17 Марта 2025 по ст.ст.)
Неделя 4-я Великого поста, Глас седьмый
Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Прп. Алексия, человека Божия (411). [.:] Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца (1483). Мч. Марина.
08.45 Исповедь. Часы, Литургия. Молебен.
18.00 4-я Пассия, главы 18 и 19 от Иоанна. Акафист Страстям Христовым.
АПРЕЛЬ 2025 г.
Вторник, 1 Апреля 2025 года (19 Марта 2025 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста
Великий пост. Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария Никомидийского (ок. 302). Новомуч. Димитрия Торнары (1564). Прп. Вассы Псково-Печерской. Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103). Новомч. Димитрия Константинопольского (Греч.). Новомч. схиеп. Макария (Васильева).
10.00 – Таинство СОБОРОВАНИЯ.
++++++++++++++++
Среда, 2 Апреля 2025 года (20 Марта 2025 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста
Великий пост. Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии, мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского (ок. 813-820). Новомуч. Мирона Критского (1793). Свт. Мартина из Браги в Иверии. Свв. отец, в м-ре св. Саввы убиенных: прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и др.
18:00 Утреня с каноном Андрея Критского (стояние Марии Египетской).
++++++++++++++
Пятница, 4 Апреля 2025 года (22 Марта 2025 по ст.ст.)
Великий пост. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362-363). Мц. Дросиды Антиохийской, дщери царя Траяна (104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV). Мчч. Каллиники и Василиссы Римских. Прмч. Евфимия Константинопольского. Новомч. Евфимия Афонского (Греч.). Новосщмч. Василия (Зеленцова), еп. Прилукского. Новомч. схиигуменьи Софии, Киевской (1941) и свящ. Димитрия Иванова (1934).
18.00 Утреня с пением Акафиста Пресвятой Богородицы.
++++++++++++++++++
Суббота, 5 Апреля 2025 года (23 Марта 2025 по ст.ст.)
Похвала Пресвятой Богородицы.
Великий пост. Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Мч. Дометия. Прпмч. Луки нового Митиленского. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Прп. Пахомия Нерехтского. Прав. Василия Мангазейского (1600). Новомч. прп. исп. архим. Сергия (Сребрянского).
08.45 Исповедь. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида.
18.00 Всенощное бдение.
++++++++++++++++
Воскресенье, 6 Апреля 2025 года (24 Марта 2025 по ст.ст.)
Неделя 5-я Великого поста, Глас осьмый
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925).
Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия), еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора". Св. Саввы Нового из Колимноса (Греч.).
8 мчч. в Кесарии Палестинской (Греч.). Прп. Мартина из Фив, монаха (Греч.).
08.45 Исповедь, Часы, Литургия св. Василия Великого. Молебен.
18.00 Всенощное бдение.
++++++++++++++++
Понедельник, 7 Апреля 2025 года (25 Марта 2025 по ст.ст.)
Седмица 6-я Великого поста (ваий).
Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI). Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы, Никомидийских. Прп. Парфения Киевского (1855). Преставление прп. Иустина (Поповича) (Серб.).
08.45 Исповедь, Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста. Молебен.
На трапезе разрешается рыба.
+++++++++++++++++
Вторник, 8 Апреля 2025 года (26 Марта 2025 по ст.ст.)
6-я седмица Великого поста (ваий).
Великий пост. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375).
10.00 – Таинство СОБОРОВАНИЯ
++++++++++++++++++
Четверг, 10 Апреля 2025 года (28 Марта 2025 по ст.ст.)
Великий пост. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330). Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830).
18.00 – Таинство СОБОРОВАНИЯ
+++++++++++++++++
Пятница, 11 Апреля 2025 года (29 Марта 2025 по ст.ст.)
6-я седмица Великого поста (ваий).
Великий пост. Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919).
18.00 Утреня с великим славословием.
+++++++++++++++++
Суббота, 12 Апреля 2025 года (30 Марта 2025 по ст.ст.)
Лазарева суббота, воскрешение прав. Лазаря
Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского (649). Свт. Софрония, архиеп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р.Х.). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Свт. Иоанна, патр. Иерусалимского. Свщмч. Захарии, еп. Коринфского.
08:45 Часы. Исповедь. Литургия свт. Иоанна Златоуста.
(На трапезе разрешается рыбная икра)
18:00 Всенощное бдение.
++++++++++++++++
Воскресенье, 13 Апреля 2025 года (31 Марта по ст.ст.)
Неделя 6-я, ваий (цветоно́сная, Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим
Великий пост. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Киевского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прав. Иосифа прекрасного. Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446). Иконы Божией Матери "Иверской". Свт. Акакия, исповед. еп. Метиленского. Прп. Власия Аморейского (Греч.).
08.45 Исповедь. Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста.
На трапезе разрешается рыба.
++++++++++++++++++
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Среда, 16 Апреля 2025 года (3 Апреля по ст.ст.)
Страстная седмица, Великая Среда
Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы и Ирины (307-308). Прп. Иллирика чудотворца. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Новомч. Павла (1683). Прп. Нектария Бежецкого. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет". Мч. Ульфиана Тирского. Прп. Иосифа Песнописца (Греч.).
18:00 Утреня. 1-й час.
++++++++++++++++
Четверг, 17 Апреля 2025 года (4 Апреля 2025 по ст.ст.)
Великий Четверток, воспоминание Тайной Вечери
Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Воробозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего Марию Египетскую (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343). Cщмч. Никиты Албанского. Прп. Феоны, митр. Солунского. Свт. Исидора, еп. Севильского (636).
08:45 Исповедь. Литургия св. Василия Великого начинается вечерней.
18:00 Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
++++++++++++++++
Пятница, 18 Апреля 2025 года (5 Апреля 2025 по ст.ст.)
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского (400). Прп. Платона исп., игум. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Новомч. Георгия (1801). 5 дев мцц. в Неанидоре Лесбосском (Греч.).
Строгий пост.
08:45 Царские часы. Изобразительны. Вечерня. Вынос Св. Плащаницы
Литургию в Великий Пяток совершать не положено.
18:00 Повечерие. Утреня. Погребение Святой Плащаницы.
++++++++++++++++
Суббота, 19 Апреля 2025 года (6 Апреля 2025 по ст.ст.)
Великая Суббота, Схождение во ад
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). + Св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, первоучителя славян (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти в Персиде (344-347). Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера (III). Прп. Григория Афонского. Прп. Григория Синаита. Новосвящиспов. схиархим. Севастиана (Фомина).
08:30 Часы. Литургия св. Василия Великого начинается вечерней.
Освящение куличей:
13.00 – 15.00 храм-часовня свт. Николая;
17:00 - 19:00 Свято-Троицкий храм.
21:30 Чтение книги Деяний Святых Апостолов.
23:15 Полунощница.
23:45 Крестный ход.
Воскресенье, 20 Апреля Пасха. Светлое Христово Воскресение
00:00 Заутреня, Пасхальные Часы. Божественная Литургия.
18:00 Великая вечерня.
++++++++++++++
Понедельник, 21 Апреля 2025 года (8 Апреля 2025 по ст.ст.)
Светлая седмица
Апп. от 70-ти Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилиппа (117-138). Свт. Келестина (Целестина), еп. Римского (432). Новомч. Иоанна (1669).
17:00 Великая вечерня. Поздравление Правящего Архиерея. г. Тихвин.
++++++++++++++
Четверг, 24 Апреля 2025 года (11 Апреля по ст.ст.)
Светлая седмица
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Прп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Прпп. Евфимия и Харитона Сянжемских. Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX).
18.00 Утреня.
+++++++++++++++
Пятница, 25 Апреля 2025 года (12 Апреля по ст.ст.)
Светлая седмица
Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы). Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (V) (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы). Иконы Божией Матери "Почаевской" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы). Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина в Сполете Италийском (550). Прпмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении Эгинской (860). Новомч. Акакия, инока Афонского (1730). Свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Перенесение честного пояса Богомотери в Царьград. Муромской-Рязанской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.
08:45 Пасхальные Часы. Литургия. Водосвятный молебен. Крестный ход.
18:00 Утреня.
+++++++++++++
Суббота, 26 Апреля 2025 года (13 Апреля 2025 по ст.ст.)
Светлая седмица
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476). Новомч. Димитрия Пелопонезского (1803).
08:45 Пасхальные Часы. Литургия. Крестный ход. Раздача Артоса.
18:00 Всенощное бдение.
+++++++++++++++
Воскресенье, 27 Апреля 2025 года (14 Апреля 2025 по ст.ст.)
Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы
Свт. Мартина исп., еп. Римского (655). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона лицедея (актера) (305-311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Прп. Христофора савваита. Виленской иконы Божией Матери. Свт. Кириака, еп. Иерусалимского (Греч.). Ап. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (Греч.). Новомч. Сергия Трофимова, Нижегородского и иже с ним.
08:45 Пасхальные Часы. Литургия. Крестный ход
++++++++++++++
Понедельник, 28 Апреля 2025 года (15 Апреля 2025 по ст.ст.)
Седмица 2-я по Пасхе, Глас первый
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении.
18.00 Утреня. Парастас.
+++++++++++++++
Вторник, 29 Апреля 2025 года (16 Апреля 2025 по ст.ст.)
Радоница, поминовение усопших, Глас первый
Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258). Мч. Ирины иной. Новомч. Михаила (1772). Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери.
08:45 Исповедь. Божественная Литургия. Поминовение усопших
*** В расписание могут быть внесены изменения...
"О упокоении", подаваемый для поминовения.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для молитвенного поминовения. Эту книжку хрстианин приносит в храм для подачи записок, на молебны и панихиды, ее он читает ежедневно в своих домашних молитвах.
Помянник - это запись на молитвенную память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.
В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
"Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.
Кого нужно и можно поминать в записках
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, - "О здравии" .
Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Вторая записка, подаваемая нами, - "О упокоении" . В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Как часто следует подавать записки для поминания
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.
ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
(Сретенский монастырь, "Новая книга" ,1997 г.)
Можно ли написать в записках "За здравие" и "За упокой" людей, в отношении которых я не уверены, крещеные ли они?
Протоиерей Алексий Сёмкин:
В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит бескровную жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены (а в записках пишется только данное в крещении в честь православного святого имя человека – ни фамилий, ни «паспортных» имен, таких как Владлен, Майя или Алина там быть не должно), но и осознают себя членами Церкви.
Однако, на практике, часто бывает, что люди крещены, но не живут церковной жизнью. Святая Церковь не отвергает о них молитву и принесение бескровной жертвы, желая «всем спастися и в разум Истины приити». Но иногда люди, разделенные временем и пространством, могут не знать точно, крещен ли человек, о котором они хотели бы церковной молитвы, является ли он христианином. Что в таком случае делать?
Думаю, будет уместно напротив его имени в записке написать, что вы не знаете, крещен ли он. Написав об этом, отдавайте эту записку на усмотрение священника, который сам, руководствуясь своим пастырским опытом, будет принимать решение. И как бы он ни поступил по каноническим соображениям, я уверен: Бог, видя Ваше молитвенное усердие и ревность о спасении этого человека, не оставит его без своей Божественной благодати.
по материалам http://azbyka.ru
Файлы для скачивания: