МАРТ 2024 г.
Суббота, 2 Марта 2024 года (18 Февраля 2024 по ст.ст.)
Сплошная седмица. Свт. Льва, папы Римского (461). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492). Свт. Агапита, еп. Синадского, Фригийского. Новомчч. пресв. Александра (Медведского) (1931) и иером. Вениамина (1938).
18.00 Всенощное бдение.
Воскресенье, 3 Марта 2024 года (19 Февраля 2024 по ст.ст.)
Неделя о блудном сыне, Глас шестый
Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530). Прп. Конона, игумена Палестинского. Сщмч. Никиты Нового, Палестинского. Прпмц. Филофеи Афинской (Греч.).
08:45 Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен. Панихида.
Четверг, 7 Марта 2024 года (23 Февраля 2024 по ст.ст.)
Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля).
Прп. Поликарпа Брянского.
10.00 Молебен. Никольский храм-часовня.
Пятница, 8 Марта 2024 года (24 Февраля 2024 по ст.ст.)
+ Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160). Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
18.00 Утреня. Парастас, поминовение усопших.
Суббота, 9 Марта 2024 года (25 Февраля 2024 по ст.ст.)
Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806). Сщмч. Ригина, еп. Скопельского. Прп. Поликарпа. Мч. Антония. Прп. Еразма и Пафнутия, монахов. Мчч. Александра и Ипатия, иже в Маркионополе.
08:45 Исповедь. Часы. Литургия. Панихида.
18.00 Всенощное бдение.
Воскресенье, 10 Марта 2024 года (26 Февраля 2024 по ст.ст.)
Неделя о Страшном Суде (мясопустная), Глас седьмый
Заговенье на мясо. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). Новомч. Иоанна Калфы (1575) (Греч.). Мцц. Фотины Самаряныни и сестер ея Анатолии, Фоты, Фотисы, Параскевы и Кириакии; сыновей ея мчч. Фотина и Иосии;
08:45 Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида.
Понедельник, 11 Марта 2024 года (27 Февраля 2024 по ст.ст.)
Седмица 3-я (сырная).
Масленица, сплошная седмица, без мяса.
Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV).
Пятница, 15 Марта 2024 года ( 2 Марта 2024 по ст.ст.)
Сплошная седмица. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
10.00 Молебен Никольский храм-часовня.
Суббота, 16 Марта 2024 года (3 Марта 2024 по ст.ст.)
Сплошная седмица. Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).
18.00 Всенощное бдение.
Воскресенье, 17 Марта 2024 года (4 Марта 2024 по ст.ст.)
Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная), Глас осьмый
Прощеное воскресенье.
Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238).
Заговенье на Великий пост.
08:45 Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен. Панихида.
18:00 Вечерня с чином прощения.
Понедельник, 18 Марта 2024 года (5 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста, чистый понедельник, Глас осьмый
Чистый понедельник. Начало Великого поста. (В понедельник, вторник, среду и четверток 1-ой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон свт. Андрея Критского.)
Мч. Конона Исаврийского (I). Перенесение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (огородника) (III). Мц. Ироиды и с ней: Архелая и 152 мчч. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка постника Египетского (V). Прп. Исихия Вифинского (ок. 790). Иконы Божией Матери, именуемой "Воспитание". Новомч. Иоанна Болгарина (Греч.). Свт. Николая (Велемировича) еп. Охридского, Сербского (Серб.).
18:00 Великое Повечерие. Великий канон прп. Андрея Критского.
Вторник, 19 Марта 2024 года (6 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста.
Великий пост. Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской (XVIII) и "Благодатное небо" (XIV). Мч. Авраамия Болгарского. Прп. Фридолина, игумена, просветителя Верхнего Рейна. Прп. Иова (в схиме Иисуса) Анзерского, Соловецкого (1720).
18:00 Великое Повечерие. Великий канон прп. Андрея Критского.
Среда, 20 Марта 2024 года (7 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста.
Великий пост. Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV). Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848). Свтт. Нестора и Аркадия, епп. Тримифусских (Греч.). Прп. Лаврентия, основателя обители Б.М. в Саламине (Греч.).
18:00 Великое Повечерие. Великий канон прп. Андрея Критского.
Четверг, 21 Марта 2024 года (8 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста.
Великий пост. Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842-845). Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Ап. от 70-ти Ерма (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (316-363). Прп. Дометия (363). Иконы Божией Матери "Знамение" Курской (1898).
18:00 Великое Повечерие. Великий канон прп. Андрея Критского.
Пятница, 22 Марта 2024 года (9 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста
Великий пост. + 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худоиона, Мелитонаи Аглаия (ок. 320). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть" (1666). Св. Филорома Исповедника, Галатийского.
08:00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве иерей исходит к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершает чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Освящение колива.
18:00 Утреня.
Суббота, 23 Марта 2024 года (10 Марта 2024 по ст.ст.)
1-я седмица Великого поста.
Великий пост. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 9 марта переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Мч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (250-258). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Прп. Анастасии патрикии (567-568). Новомч. Михаила Солунского (1544). (Греч.). Прп. Павла Таганрогского (1879).
08.45 Исповедь, Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.
18:00 Всенощное бдение.
Воскресенье, 24 Марта 2024 года (11 Марта 2024 по ст.ст.)
Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия, Глас первый
Великий пост. Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромыни Московской обл. (переходящее празднование в Неделю 1-ю Великого поста). Свт. Софрония, патр. Иерусалимского (638-644). [.:] Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах (XIII).
08.45 Исповедь, Часы, Литургия св. Василия Великого, Молебен.
Вторник, 26 Марта 2024 года (13 Марта 2024 по ст.ст.)
2-я седмица Великого поста.
10:00 ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ.
+++++++++++++++++++++++
Четверг, 28 Марта 2024 года (15 Марта 2024 по ст.ст.)
2-я седмица Великого поста.
18:00 ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ.
+++++++++++++++++++++
Пятница, 29 Марта 2024 года (16 Марта 2024 по ст.ст.)
2-я седмица Великого поста.
Великий пост. Мч. Савина Египетского (287). Мч. Папы Ликаонского (305-311). Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, еп. Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (305-311).
18.00 Утреня. Парастас. Поминовение усопших.
+++++++++++++++++++++++
Суббота, 30 Марта 2024 года (17 Марта 2024 по ст.ст.)
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). [.:] Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца (1483). Мч. Марина.
08.45 Часы. Исповедь. Литургия. Панихида. Поминовение усопших.
18.00 Всенощное бдение.
+++++++++++++++++++++++
Воскресенье, 31 Марта 2024 года (18 Марта 2024 по ст.ст.)
Неделя 2-я Великого поста, Глас вторый
Великий пост. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Свт. Кирилла. архиеп. Иерусалимского (386). Мчч. Трофима и Евкарпия Никомидийских (ок. 300). Прп. Анина монаха. Мч. короля Эдуарда. Прп. Анании Евфратского.
08.45 Исповедь, Часы, Литургия св. Василия Великого, Молебен.
18.00. 1-я Пассия, главы 26 и 27 от Матфея. Акафист Страстям Христовым.
"О упокоении", подаваемый для поминовения.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для молитвенного поминовения. Эту книжку хрстианин приносит в храм для подачи записок, на молебны и панихиды, ее он читает ежедневно в своих домашних молитвах.
Помянник - это запись на молитвенную память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.
В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
"Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.
Кого нужно и можно поминать в записках
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, - "О здравии" .
Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Вторая записка, подаваемая нами, - "О упокоении" . В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Как часто следует подавать записки для поминания
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.
ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
(Сретенский монастырь, "Новая книга" ,1997 г.)
Можно ли написать в записках "За здравие" и "За упокой" людей, в отношении которых я не уверены, крещеные ли они?
Протоиерей Алексий Сёмкин:
В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит бескровную жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены (а в записках пишется только данное в крещении в честь православного святого имя человека – ни фамилий, ни «паспортных» имен, таких как Владлен, Майя или Алина там быть не должно), но и осознают себя членами Церкви.
Однако, на практике, часто бывает, что люди крещены, но не живут церковной жизнью. Святая Церковь не отвергает о них молитву и принесение бескровной жертвы, желая «всем спастися и в разум Истины приити». Но иногда люди, разделенные временем и пространством, могут не знать точно, крещен ли человек, о котором они хотели бы церковной молитвы, является ли он христианином. Что в таком случае делать?
Думаю, будет уместно напротив его имени в записке написать, что вы не знаете, крещен ли он. Написав об этом, отдавайте эту записку на усмотрение священника, который сам, руководствуясь своим пастырским опытом, будет принимать решение. И как бы он ни поступил по каноническим соображениям, я уверен: Бог, видя Ваше молитвенное усердие и ревность о спасении этого человека, не оставит его без своей Божественной благодати.
по материалам http://azbyka.ru
Файлы для скачивания: