Неделя Торжества Православия (+Видео)
4 марта 2012 года, в Свято-Троицком храме по окончании Божественной литургии, митрофорный протоиерей Александр и протоиерей Николай совершили благодарственный молебен Недели Православия.
Для отца Николая этот день особенный - в этот день он был рукоположен в сан диакона и священника.
По окончании молебна, Виктор Николаевич Ширялин, от лица прихожан, и себя лично, поздравил отца Николая с Днем хиротонии, пожелав ему здоровья, и чтобы Господь, укрепил духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета !
Последование Недели Православия (чин Торжества Православия) совершается раз в году – в первое воскресенье Великого поста. Во время этого молебного пения перед иконами Спасителя и Божьей Матери Церковь просит Господа укрепить христиан в вере, а еретиков и отступников обратить на путь истины. Для указания истинного учения торжественно произносится православный Символ веры. Защитникам и ревнителям Православия возглашается: умершим — «вечная память», а живым — «многая лета».
В 842 году со смертью императора Феофила окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества.
Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе.
Случилось это в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста.
Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.
За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Ереси «возникают» и сегодня - «возникают» в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории.
В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем-то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью. Отнесемся и мы к ним серьезно.
Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали «борцов за правое дело», вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий - только боль от того, что по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами, добровольно отделили себя от Церкви.
Возглас диакона на ектении (в переводе):
«Помолимся Господу... чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере»
Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения:
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, - анафема.
Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим - анафема.
Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, - анафема.
Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, - анафема.
Не принимающим благодати искупления, возвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, - анафема.
Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, - анафема.
Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, - анафема.
Отвергающим безсмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение - анафема. Отвергающим все таинства церковные - анафема.
Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые - анафема.
Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену - анафема.
Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами - анафема».
В таком виде этот чин сохранялся до революции 1917 года.
Затем в течении многих десятилетий чин анафематствования был запрещен, и лишь в недавнее время стал восстанавливаться.
Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища - православной веры: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».
Назад к списку