Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

КУХНЯ БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА

Рецепты батюшки Гермогена

 

Многие годы трапеза была его монашеским послушанием. Насельник Свято-Данилова монастыря иеромонах Гермоген (Ананьев) долгие годы служил келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание. К своему послушанию он отнесся со всей душой, так что в результате его кулинарный опыт стал известен не только в монастыре, но и по всей России. Батюшка Гермоген сумел, не отступая от строгих правил монашеского аскетизма, разнообразить стол и готовить весьма привлекательные и популярные блюда. Недавно отец Гермоген выпустил книгу, в которой рассказывает о принципах монашеского питания, об опыте трапезной Данилова монастыря. Он любезно согласился поделиться с читателями Страны.Ru ценными советами о столе Масленицы, а также самыми любимыми рецептами.


- Отец Гермоген, расскажите о самой Масленице.


Отец Гермоген- Последняя неделя перед Великим постом называется сырной неделей или Масленицей. Это веселый народный праздник с вековыми традициями. Встреча Масленицы начинается в понедельник. Вторник – заигрыш – праздник набирает силу. В среду-лакомку тещи приглашают зятьев на блины. В широкий четверг устраивали катания на тройках, кулачные бои. Пятница называется тещины вечорки – теперь уже зятья звали тещу, чтобы угостить блинами. В субботу устраивались девичьи, золовкины посиделки.

Воскресенье Масленицы называется «Прощеным днем«. Француз Жак Маржерет, живший в России в начале XVII века, писал, что «русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями и прося друг у друга прощения, если обидели словами или поступками». В этот день цари вместе со своими приближенными приходили «прощаться» к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал гостей креплеными мадерами и рейнским вином.

 

- Обязательно ли есть блины на масленицу? Ведь до принятия христианства блин символизировал бога-солнце?

 

- Совершенно верно, изначально блин являлся в языческих культах символом солнца. Но позже христиане ели блины уже совершенно с другим смыслом. Конечно, обязательно есть блины на масленицу не надо, это не является церковным уставом, что умри, но блин на масленицу съешь. Это просто хорошая традиция, точно такая же, как березы на Троицу в храме или елки на Рождество. Можете не есть блины, но это благочестивая традиция, тем более мясо есть нельзя, и блины ему очень хорошая замена.
 

- Многие традиции, ушедшие после 1917 года, сегодня только возрождаются. Так, любители традиций стали практиковать гулянья, сжигание Масленицы. Насколько это правильно?
 

- Совершенно неправильно. Воскресенье – это день, когда все сосредоточиваются на молитве, когда в храмах уже звучат покаянные молитвы. Да и сжигание чучела – чистой воды язычество.
 

- Тогда какие развлечения, кроме поедания блинов, вы бы посоветовали на Масленицу?
 

- Можно устроить фольклорный праздник, с пением народных песен, хороводы, катание с тех же горок. Главное – убрать языческую сущность, и никакого непотребства чтобы не было, не стоит напиваться до полусмерти.
 

- Но алкоголь на Масленицу не запрещен?
 

- Нет, он не запрещен, но и напиваться не следует. Тем более что благочестивые христиане еще и в храм идут. А если напиться, как в церковь пойти после этого?
 

- Какой у вас самый любимый рецепт блинов?
 

- Я пользуюсь разными рецептами, хотя мне больше всего нравятся дрожжевые блины, очень тоненькие, как кружевок, потому что обычные блины такими никогда не будут. Они и пресные, и кружево получается только на хорошем дрожжевом тесте.
 

- Чтобы вы рекомендовали на гарнир к блинам?
 

- Ну, это уже что душе угодно: мед, варенье, икра – вся классика. Сметана. Кстати, и кабачковая икра, и «икра заморская баклажанная» идет не хуже, чем красная.
 

- На какой сковороде получаются самые вкусные блины?
 

- Конечно, самые лучшие блины выходят на чугунной сковороде. Или пусть будет алюминиевая, но толстая. А уж если нет алюминиевой, тогда пойдут всякие «тефали» и прочее. Они удобны тем, что на них блины не подгорают, их очень удобно снимать, переворачивать, но вкус еды немножко другой.

 

 


 

По совету батюшки Гермогена, предлагаем несколько рецептов,
многократно опробованных им на собственной кухне.


Блины кружевные: три стакана муки, три яйца, 800 граммов молока, 40 граммов сахара, 30 граммов дрожжей.

Молоко подогреть. Половину размешать с дрожжами, когда дрожжи разойдутся, добавить соль, сахар и яйца. Перемешать. В миску насыпать муку, помешивая, влить дрожжевую массу. Поставить в теплое место на 20 минут. когда тесто поднимется – медленно влить оставшееся кипящее молоко, интенсивно помешивая. Блины надо выпекать сразу же, на горячей сковороде. Каждый блин смазать маслом.

Блинчики с грибами: 400 граммов муки, один литр воды или молока, два яйца, 20 граммов сахара, пять граммов соли, 20 граммов растительного масла. Из теста приготовить обычные блинчики под начинку.

Начинка грибная: 300 граммов соленых опят, 150 граммов очищенных грецких орехов, 150 граммов арахиса, пучок кинзы, 10 граммов маргарина. Опята промыть в холодной воде, мелко нарезать, орехи измельчить. Разогреть маргарин, обжарить в течение трех минут орехи, помешивая, добавить грибы и измельченную кинзу. Все перемешать и прогреть около 3-5 минут. Начинку разложить по блинчикам и обжарить до готовности.

Пирог блинчатый: Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 – 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 граммов творога, полстакана сахарного песка, одно яйцо, 100 граммов изюма, 50 граммов сливочного масла, 100 граммов орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелкорубленые орехи, перемешать до однородной массы.

Квас лимонно-медовый: 1,5 литра воды, четыре столовых ложки меда, три столовых ложки сахара, лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели)

Видеорецепты простых постных блюд от батюшки Гермогена Рыбный пирог Сбитень Щавелевые щи Клюквенный мусс Гречневая каша с грибами Мочёные яблоки Солёные огурцы Расстегай по-московски Медовое варенье Карп запеченый Соленая горбуша

.

Великий Пост

Как испечь жаворонков в день сорока мучеников (22 марта), в Севастийском озере мучившихся. Этот рецепт также является рецептом постного теста, которое можно использовать во время поста. Ингредиенты теста: * Мука 1 кг. * Сахарный песок 3 ст. л. * Сухие дрожи 10 гр. * Теплая кипиченая вода 2 стакана. * Подсолнечное масло 3 ст. л. * Соль 1 чайн. л.

 

Простой в приготовлении свекольный салат порадует равно как всех постящихся, так и просто любителей русской кухни. Салат очень богат витаминами и полезен для здоровья. Ингредиенты салата: Свекла Свекольная ботва Грецкие орехи Чеснок Чернослив Перец чили Мед Лемон Растительное масло

Великий Пост!

Читайте также:
Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В 2012 году начало Поста приходится на 27 февраля. Продлится Пост  до  14 апреля. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Что есть в эти дни?

Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее мы, ориентируемся на современного светского читателя, предлагаем далее блюда, содержащие в том числел растительное масло - в данной ситуации это вполне оправдано.
Как указывалось выше, хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд являлись монастыри. Причина этого - отрезанное состояние от всего остального мира, побуждающее монахов использовать в пищу то, чем была богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты.

Говоря о постном столе, мы постараемся дать наиболее употребительные блюда православного поста, которые максимально обогащены витаминами, столь необходимыми современному человеку. Очень важно понимать различие между людьми, трудящимися на тяжелой физической работе, и теми, кто сознательно отрекся от мира, дав обеты постнического жития. Поэтому здесь неуместна 'ревность не по разуму', проявляемая некоторыми верующими в соблюдении постов - которая, к сожалению, зачастую приводит к тяжелым последствиям.
 
Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день) – Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

По-прежнему Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Тем неяснее следует делать замечание, что в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем.

В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен ВТОРОЙ седмице.

Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу.

Суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?
Как и прежде, рекомендуется воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - 'Лествица' (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.
На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется 'стоянием Марии Египетской'. На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Что есть в эти дни?
К употреблению в пишу рекомендуются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы.

Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).

В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. 6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.

Что есть в эти дни?
На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пишу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник - к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

7 апреля - Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.
По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной - родителями Пресвятой Девы, - с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает 'Спаситель'). Так благая весть (отсюда - Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание - раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божиего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исайей в VIII веке до Рождества Христова.
Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни - как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения (такая Пасха именуется в церковной традиции 'Кириопасхой', по-гречески - 'Пасхой Господственной') или Светлой седмицы. Естественно, что в зависимости от этого рацион допустимой пищи существенным образом меняется.

Что есть в эти дни?

Если Благовещение приходится на дни Великого поста и до праздника Входа Господня в Иерусалим включительно, то в этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Если Благовещение приходится на дни Страстной седмицы - с Великого Понедельника по Великую Субботу, то в дни праздника разрешается вкушать только строго постные блюда, исключая в том числе и рыбные.
Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пишу отменяются - разрешается употреблять для еды любые блюда.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

(великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: 'Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!' - таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: 'Возьми, возьми, распни Его!' и произнесут страшное проклятие на свой народ: 'кровь Его на нас и на детях наших' (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Что есть в эти дни?
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

Что есть в эти дни?
В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.


В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.

Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; 'Отче! Прости им, ибо не знают, что делают' (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас - около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы - иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.

Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей - даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы - это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой.
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: 'Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным'. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: 'Христос воскресе!'
 

Хлеб наш насущный...

ЗАКВАСКА.mpg


Назад к списку