О ДУХОВНЫХ НАСТАВНИКАХ
О духовных наставниках
Священник Феодор Людоговский | 13 сентября 2014 г.
В 14-ю субботу по Пятидесятнице.
Апостольское чтение:
Братия, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор 4:1–5).
Евангельское чтение:
В те дни Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23:1–12).
В обоих чтениях из Нового Завета, которые предлагаются нам в нынешнюю субботу, речь идет о духовных наставниках – но один и тот же предмет рассматривается с несколько различных точек зрения, применительно к разным ситуациям.
Чтобы понять, о чем говорит Павел, необходим более широкий контекст. Почти с первых же строк своего послания апостол призывает коринфских христиан к единству: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:10–13). И далее: Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор 3:21–23).
Таким образом, апостол пытается отрезвить новообращенных христиан и напомнить им, что все они – ученики и последователи Христа, в то время как Павел, Аполлос, Кифа и другие проповедники Евангелия – лишь слуги Божьи. Да, им дано Спасителем чрезвычайно ответственное и важное поручение – и всё же они не более чем слуги, исполняющие волю господина. А потому было бы странно делиться на партии, пытаясь примкнуть к тому или другому слуге, забывая о Боге, которому те служат.
Ситуация, с которой столкнулся Павел, нам, конечно, хорошо знакома. Разделения у нас происходят внутри прихода: «Ну эти-то вечно у отца Василия исповедуются – всё им мало постов и поклонов, еще выпрашивают!», внутри епархии: «Ах, матушка, так ведь в этом храме – сплошные либерасты, чему ж тут удивляться!», внутри Церкви Христовой: «Я русский, православный. Что? Константинопольский патриархат? Не слышал. Это католики, что ли?» И единственное средство, позволяющее вылечить все эти глупости и несуразности, – осознание того, что «все мы Христовы, а Христос – Божий», что Церковь – Тело Христово, а мы – члены этого Тела, члены единого организма.
Но с пастырством и наставничеством связана и другая проблема: расхождение слова и дела. Духовные наставники как две тысячи лет назад, так и сейчас, произносят правильные слова и часто искренне верят в их правильность. Но их (наша) жизнь порой не соответствует тому идеалу, который рисуется в проповедях. Что же делать правоверному иудею или православному христианину, если те, кто призывают его к умеренности и воздержанию, сами живут в показной роскоши? Если проповедь целомудрия исходит из уст блудников? Если человек, декларирующий верность Христу, давно уже отрекся своими делами от всего, называемого Богом или святынею? Казалось бы – неразрешимое противоречие. Но Иисус дает нам практическое руководство к действию: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф 23:3). Заметим, здесь не ставятся и не разрешаются «общественные вопросы»: а должны ли стоять у руля такие «пастыри»? Каковы механизмы их назначения, смещения и привлечения к ответственности? и проч. Всё это, несомненно, также важно и достойно обсуждения, и решения здесь могут быть неодинаковыми в разные эпохи. Но что касается личного выбора «маленького человека», то он должен быть именно таков: соблюдать всё то, что говорится с амвонов и кафедр – соблюдать постольку, поскольку это не входит в противоречие с совестью и с Евангелием, – но злым делам горе-проповедников не подражать и не следовать.
Но всё же – где справедливость? Не должны ли те, кто соблазняет малых сих, быть примерно наказаны? А вот мы лучше это предоставим Богу. Ведь, как мы читали выше у Павла, в свое время придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Источник: http://www.pravmir.ru/o-duhovnyih-nastavnikah/#ixzz3DDQ7my81
Назад к списку