Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ И МАЛОДУШИЕ ПЕТРА

Предательство Иуды и малодушие апостола Петра  Выдержки из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им в Страстную седмицу, 15 апреля 2009 года во время вечернего богослужения в ставропигиальном мужском Сретенском монастыре г. Москвы.

«Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о двух событиях – о том, как женщина возлила на Спасителя драгоценное миро, и о том, как Иуда, возмущенный этой огромной тратой, озлобленный как на само это деяние, так и на всех участников события, пошел к первосвященникам и за тридцать сребреников согласился предать своего Учителя», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обратившись после богослужения со словами проповеди к богомольцам.

Тема предательства очень важна, и ее никак нельзя обойти, размышляя не только о духовной жизни человека, но вообще о человеке и отношениях между людьми, отметил Его Святейшество, особо подчеркнув, что предательство – это разрушение верности, отказ человека от взятых им на себя обязательств. «Но не просто разрушение верности и не просто отказ от взятых обязательств. Предательство – такой отказ от взятых обязательств и такое разрушение верности, которое преследует корыстные цели. Предавая, человек стремится достичь цели, которую он сам перед собой ставит, будь то власть или наслаждение, материальное обогащение или что-либо иное», – свидетельствует Святейший Владыка.

Напомнив, что предательство всегда связано с лицемерием, Святейший Патриарх Кирилл добавил: «В основе лицемерия – ложь. Ведь не всякий отказ от обязательств является предательством. Хорошо известно, когда люди начинают разделять разные убеждения и взгляды, открыто об этом говорят и, не извлекая никакой личной выгоды и пользы, считают, что из-за существующих между ними разных убеждений и взглядов жить и работать им, может быть, стоит порознь. Если такой отказ от обязательств не сопровождается скрытым корыстным достижением цели, то это не является предательством».

Очень часто человеческие сообщества распадаются именно потому, что люди считают недопустимым для себя сохранять взятые обязательства. Но говорят другим они об этом открыто, не стремясь причинить другому никакого вреда, сказал далее Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув: «В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Оно создает видимость благополучия, сохранения общности. Предатель никогда не говорит о готовности отказаться от взятых на себя обязательств; он демонстрирует верность и выжидает того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявлять слабость».

Предавая сильного, есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой за свое злодеяние выгоды. Предатель воспользуется сложными жизненными обстоятельствами, которые возникнут в жизни сильного человека в определенные моменты, чтобы, разрушив общность и отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых злых целей, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

«Завтра, в четверг, мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Господом, – это предательство Петра», – отметил Святейший Владыка, добавив, что этот поступок апостола собственно и не был предательством.

Его Святейшество подчеркнул, что это было не предательство, а малодушие: Петр испугался, что и его арестуют, поведут на бичевание. Он оказался слабым, но его отказ от Господа не усугубил положение Иисуса Христа и совсем не усугубил Его страдания, ибо он был не властен над всем тем, что происходило вокруг его Учителя. «Конечно, скорбь посетила Спасителя, когда он увидел Петра в том самом дворе Каиафы, Петра – близкого ученика, который оказался слаб», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться; и он оплакивает свое малодушие, свою слабость. Господь прощает его и восстанавливает его в апостольском достоинстве», – напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Но Господь не простил Иуду – он закончил свою жизнь самоубийством и полностью испил до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова, продолжил Его Святейшество. – Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар во имя достижения своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил».

«В истории Русской Церкви и в истории нашего Отечества было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь в XX веке, разве все выдерживали? Разве выдерживали гонения и в древней Церкви все христиане? Кто-то по малодушию, кто-то по слабости не был способен пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, в христианские общины, раскаивались. Так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и те, кто, лицемерно служа Богу, сознательно предавал и распинал Спасителя, боролся с Церковью, повторяя грех Иуды», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Засвидетельствовав, что для христианина измена Богу и близким является страшным грехом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодняшний день, давая нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. И тот, кто вступил на путь лицемерия, ведущего к предательству, должен крепко задуматься – ведь никогда в истории ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену».

«Помня об этом, мы должны бдительно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движение своего сердца, чтобы никаким образом грех предательства не мог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает – и малодушие наше, и окамененное нечувствие, и слабость нашу. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь», – заключил Его Святейшество.


Назад к списку