Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ИСПЫТАНИЕ ТАЛАНТОМ

Что в бытующих представлениях о таланте является правильным? Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом? Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности? На эти вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов.


— Отец Валериан, наш сегодняшний разговор пойдет о раскрытии талантов в ребенке. Талант — нечто чрезвычайно важное, и этой проблеме неспроста уделяется в нашем обществе столь много внимания. Хорошо бы знать: что в бытующих представлениях о таланте является правильным. Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом?

— Человек рождается не по собственной воле — Господь дает ему жизнь, дает разные способности: говорить, слышать, видеть, чувствовать. И рождается ли он мужского рода или женского — это первый ему дар от Бога, первое назначение человека от начала жизни.

Иногда дарований у человека бывает очень много, тогда говорят: «Человек одаренный», но такому человеку много труднее разобраться, что же в нем главное. Слава Богу, гениальных, то есть очень одаренных людей не так много, иначе все бы запутались. Но и совсем без дарования никто не рождается.

Все, что дается человеку от рождения — дается для того, чтобы он употребил это для духовного своего совершенствования, в результате которого должен наследовать жизнь вечную, и, по преданию Церкви, восполнить число падших ангелов. Поэтому главное, не забыть, что назначение человека — прожить в этом мире так, чтобы войти в жизнь вечную. Бог дает нам бессмертную душу, дает ей много дарований, но эта душа предназначена жить в вечном блаженстве с Богом. Не отвращаться от Бога — вот что самое главное в нашем существовании.

Известно высказывание: «Человек рожден, чтобы умереть», не законченное, на мой взгляд. Вернее было бы сказать: «Человек рождается, чтобы умереть для греха, а жить для Бога», как мы и читаем из Апостола при Крещении: «Мертвым убо быти греху, живым же Богови о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.6:11).

Будучи в Греции, в одном монастыре я увидел такую надпись, которая по-русски звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь — то не умрешь, когда умрешь». Видимо, в этом и есть смысл смерти и жизни.

Всем дарует Господь таланты, даже художественный талант в большей или меньшей степени дается Создателем, и во всех трудах рук человеческих видна рука Неба.

Как говорит Николай Сербский (прекрасно говорит!) в своей книжечке «Царев завет»: «На святых Небесах никакие человеческие дела не ценятся сами по себе, но только по побуждению на них и по качеству воли, с которыми те дела сделаны», — то есть по произволению нашего сердца. Другими словами то же объяснял преподобный Серафим: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа».

Так что все дарования человека, все его таланты, какими бы они ни были: музыкальный ли, художественный ли, талант ли рукоделия или ума, — имеют истинную ценность, только если направлены во благо, для стяжания Царствия Небесного! И все, что дается человеку, должно служить именно этой цели, а не тому, чтобы на земле создать, построить что-то или написать. Города, дворцы, дороги, машины, книги, изобретения, приборы всевозможные и механизмы — само по себе пусто.

— Отец Валериан, духовный талант тоже дается?

— А как же! Сказано: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор12:28).

Мы знаем, например, что апостол Петр отличался горячей и крепкой верой, и ревность к Богу у него была горячая, а апостол Павел столько написал — у того был особый дар проповедничества, что ап. Петр даже удивлялся: «…возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости пишет...»

Мы прославляем святителя Николая, весь мир знает его. И он достиг этой высоты не потому только, что был святителем: епископский сан многие имели в истории Церкви, но не всех такими знает мир. Особый дар был у замечательных богословов и духовных писателей епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Затворника Вышенского), митрополита Филарета (Дроздова)... А у других был талант искуснейших строителей или выдающихся администраторов. У каждого свой дар!..

Среди преподобных есть постники, есть трудящиеся, есть, как сказано, особенно милостивые, есть кузнецы — каждый своим дарованием стяжал Духа Божия.

А старцы, например, это люди, которым дан Богом дар рассуждения: им может быть и епископ, и простой мирянин, но только дар рассуждения дается не многим.

— Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности?

— Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло этот союз. Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Так что личность существует, развивается и обретает бессмертие только в общении с Богом.

Человек живет сердцем, а не умом: ум — рабочая сила сердца. Если сердце направлено к добру, тогда талант становится человеку во спасение, тогда он реализуется как личность.

— Что же обуславливает такой широкий спектр разных способностей у нас, земных людей?

— Неравноодаренность людей предусмотрена Творцом, с одной стороны, для того чтобы среди них было место любви, и с другой стороны, чтобы человек смирялся с нехваткой у себя какого-то таланта, умения и нуждался в помощи и любви другого. А избыток своего таланта и своих умений он отдавал бы по любви другому, ближнему своему.

В природе, во всем творении, даже неодушевленном (хотя понятие неодушевленности относительно, потому что и растения, оказывается, чувствуют), существует так называемый симбиоз, или содружество: растения друг другу помогают и друг друга покрывают. И везде должно быть именно так, как сотворено Богом: любовь и помощь, а не разделение...

Но нельзя забывать, что одаренность талантами может взрастить гордыню. Вспомните, сатана был создан совершенным, талантливым. Куда он направил свои все дарования? Во зло, лукавство, обман, борьбу против Бога.

— Как родителям распознать таланты и склонности своего ребенка?

— Во-первых, дарований у человека много, но в чем особенно он одарен, понять не просто. Мы сами о себе многого не знаем, и что в нас заключено — не разумеем, а уж увидеть дарования в ребенке — куда там!.. Рецепт в этом вопросе дать очень трудно.

Каждый ребенок талантлив в какой-либо области. Нужно только вовремя увидеть, распознать и развить его способности. Детям необходимо внимание, нужно как можно больше наблюдать за ними, заниматься, присматриваться к их реакции на то или иное занятие.

Бывают, конечно, дети особо одаренные от рождения, у которых дар проявляется сам собой, и для его развития не требуется прилагать никаких усилий. Скорее всего, Господь показывает этим, каким одаренным был человек сотворен, но через грехопадение, отчуждение от Бога он растерял почти все! Но таких единицы.

Чтобы распознать дремлющее в ребенке дарование и способность, потребуется большой труд от родителей и педагогов. Хорошо бы вовремя общими усилиями постараться понять, что ребенку дается. Но у нас в школе часто ругают за тот предмет, который ему не дается, а на тот, который легко дается, бывает, и внимания не обратят!

Думается, если ребенку явно легко дается: биология или рукоделие, математика или музыка, – на эти вещи и нужно особо обращать внимание и стараться развивать: то ему, видимо, дано и для будущей профессии.

Иногда бывает так: ребенок трудится, старается, а результат никакой — ну, не дано, говорят!

А иногда земное не дается, чтобы человек больше обратил внимание на духовное, человек призывается к подвигу молитвы, который становится выше земных дарований, как у преп. Сергия Радонежского.

Правда, есть такой тонкий момент: у нас часто появляются разные желания, а некоторые — явно против таланта. Например, нежелание учиться, желание лениться! «Человек ничего не хочет», — тут дьявол старается, чтобы он ничего не делал, чтобы не определил и не раскрыл свой талант. Ведь чтобы сделать выбор, нужно сначала что-то сделать, попробовать свои силы, понять: что дается, а что не дается.

Но все же Господь о всех промышляет. Вера должна быть у нас — нужно молиться, просить помощи Божией, что именно развивать, и Господь какими-то знаками со временем укажет и путь, и дарования, и область занятий.

«Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду» — то есть нужно просить того, чем должно нам особенно прославить Бога.

— Как помочь ребенку в выборе будущей профессии?

— Главное — помнить: что самое важное в жизни? От этого зависит, что родители хотят дать ребенку. Господь посылает каждому для спасения что-то противу его таланта, то есть согласно его дарованиям: одному — одно, другому — другое. И преподобный Серафим нас учит тому же: торговать в земной жизни товарами, какими Бог одарил, чтобы обрести сокровище Духа Свята, то есть через то ремесло, к которому есть особый дар от Бога.

Нельзя забывать, что этот мир на распутье: да, мы стараемся развить дарования ребенка, однако есть еще другая сторона, которая старается, чтобы дарование погибло, чтобы не развилось или послужило не во славу Божию, а во славу мира. Это область духовной борьбы, но самое главное — есть Господь, который в самых невероятных условиях оказывает поддержку, особое подкрепление.

Достичь мастерства можно в каждой области, но для этого нужен труд, известно же изречение: «Гений — это талант, помноженный на труд». К дарованию нужно приложить большие усилия!

— Стоит ли ребенка принуждать к определенного рода деятельности, где он особенно одарен, если ребенок предпочитает другие увлечения?

— Нужно, конечно, стараться помочь детям найти себя, но понуждение к занятиям — это не есть насилие, хотя все очень индивидуально, и иногда бывает — не время. Но, как правило, маленького ребенка даже необходимо понуждать трудиться, тогда у него еще развивается сила воли. Если человек одарен и эмоционален, а силы воли нет, он так и останется неучем, или, проще говоря, зароет свой талант в землю, а то и вовсе потеряет. Но, конечно, что бы человек ни делал, результат будет от Бога.

От нас труды, а результат — от Бога.

— Что вы скажете об актерском таланте?

— Что такое актерский талант — дар ярко и метко раскрывать внутренний мир человека...

Человек, творящий в искусстве, призван вызвать сочувствие сердца зрителя, употребить свой актерский талант к тому, чтобы возвысить человеческую душу, заставить ее трудиться над собой.

Но дарование это исходит из характера актера, который может словом, мимикой, жестами показывать различные стороны проявления личности человеческой, которые близки к его естественному состоянию. Так и говорят: «Не всякие роли удаются». Видимо, удается то, что ближе к натуре самого актера, потому что он передает чувства другого как пережитые и свойственные ему самому. Актеры изображают типы людей, которые им близки. Например, комический актер не сможет сыграть царя — получается жалкое и смешное зрелище.

Поскольку мы люди грешные, мы можем понимать грехи друг друга и можем их изображать. А вот святость, святых изобразить мы не можем, мы этого состояния не знаем! Поэтому играть святых кощунство — это полная ложь! Их играть нельзя и невозможно! Еще в древности одним из запретов Церкви было недопущение до священства лицедеев: он не может быть священником, какой бы одаренный ни был.

Голос — тоже дар Божий. Был такой известный протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров, голос феноменальный, даже Шаляпин ему завидовал: «Мишенька, мне бы твой голос — я бы весь мир перевернул!» Но тот посвятил свой удивительный голос Богу, понимаете, он всю жизнь ему прослужил. Говорят, когда он давал возгласы, будто звучал орган — такое богатство обертонов было в его голосе. Он перекрывал мужской хор в четыреста человек. И протодиакон Сергий Туриков так же, его я лично слышал: великолепный бас, в семьдесят с лишним лет он так ясно служил, не растеряв силу голоса. Вот это пример, когда талант посвящается Богу и с возрастом ничего не теряется, дар остается.

А вот протодиакон Михайлов, у которого тоже был великолепный бас, ушел в артисты, и голос его стал тускнеть. Дирижер Большого театра Голованов говорил: «Мне бы не Михайлова — Турикова бы!»

— Батюшка, каким образом евангельская притча о талантах относится к нашему разговору о детской одаренности?

— В притче говорится о том, что слуги, получившие таланты и пустившие их в оборот, и при этом получившие прибыль, которую они возвращают тому, кто им их дал — хозяину, являются верными слугами, и их ждет награда. А тот слуга, который закопал талант в землю, так что ему нечего было отдать хозяину таланта в качестве прибыли, — неверным слугой, которого ожидает суровое наказание: «Бросьте этого негодного слугу вон, во тьму, туда, где плачут и скрежещут зубами».

Что это означает? Тот человеческий дух, который не развивает — «зарыв талант в землю», другими словами, «похоронив» его в вещественности — заложенные в нем изначально способности, не справляется со своей духовной задачей, и его ожидает духовная смерть.

Со словом «талант» связано более возвышенное и обширное понятие, чем это обычно понимается. Речь идет о реализации духовных способностей. Преп. Серафим говорил, что все добродетели дают благодать Святого Духа, но наибольшую благодать и возможности дает молитва: доброе дело ты не всегда можешь сделать, вообще можешь остаться один, но молиться можешь всегда и везде. Матронушка слепая лежала, но она молилась и помогала людям куда больше, чем физически.

Явно дети одарены по-разному: кому что Господь дает. Но судиться человек будет по тому, как он этот дар использовал, куда его употребил. Один уклонился, возгордился, он не доволен — не реализовал себя, а потому что все делал не ради Бога. А другой разворачивается в жизни всеми гранями личности: и детей куча, и разной деятельностью занимается, и жизнь удалась — потому что в Бога богател!

Труд приумножает таланты, по произволению сердца человека: у кого есть таланты, тому и дается, а кто мнит себя имеющим, у того отнимется. Один человек уклонился и стал терять все, а другой ближе к Церкви — и стали появляться многие дарования. В основе всего лежит душа человеческая с ее произволением, чувствами, устремлением и волей, если душевный строй евангельский, то и строй мыслей, и вся жизнь — тоже евангельские.

Это и есть умножение его таланта во благо, во славу Божию. Когда Богу стараешься трудиться, Господь столько дает, что даже стыдно, куда же столько!

В завершение хочу снова привести удивительные слова Николая Сербского: «И в конце, и в начале земного пути, и в каждую минуту жизни самое важное для человека – просить у Бога две вещи: первое — прощение грехов, а второе — дарование Духа Божьего. Дух — двигатель и господин всего человеческого существа, каков дух — таков и человек»!


Назад к списку