Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ЗАМУЖ ЗА ПРОТЕСТАНТА?

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает митрополит Иларион (Алфеев) в выпуске телепередачи «Церковь и мир«. Соведущий митрополита Илариона — Иван Семенов.

 

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: «Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?»

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со смертью. Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность. То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: «Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?»

Когда Господь говорит, что надо любить других людей так, как мы любим самих себя, то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах. Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную. Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью. Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими. Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против супружеской близости, то это не соответствует действительности. Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить. Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и супружеской верности.

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором. Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы. И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное воспитание детей. Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому. Давайте посмотрим сюжет на эту тему.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: «Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать».

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: «Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?»

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не духовник, а те люди, которые собираются заключать брак. С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они. Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником. Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на разведённой, уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.


Спрашивает Александра из города Петрозаводска: «Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?»

Родительское благословение является важным дополняющим фактором к решению молодых людей вступить в брак. Прежде всего, родительское благословение свидетельствует о том, что, вступив в брак, они будут по-прежнему получать поддержку своих родителей. А эта поддержка очень важна. Она важна не только на этапе детства и юности, но и во взрослом возрасте. Конечно, отсутствие родительского благословения не является непреодолимым препятствием для заключения брака. Но наличие такого благословения очень важно и является, безусловно, очень положительным фактором.

Спрашивает Александр из города Калининград. «Мой отец крестил мальчика. У этого мальчика есть сестра, которую я полюбил. Я хочу на ней жениться. Сможем ли мы с ней создать христианскую семью и обвенчаться? Не считается ли она мне сестрой по духу?»

Нет, она не считается сестрой по духу, и вполне можно заключить брак с такой девушкой.

Спрашивает иеромонах Филипп: «Мне задали вопрос, на который я не смог найти ответ. Помогите, пожалуйста. Почему Церковь совершает венчание в среду и пятницу? Ведь это же постные дни, а в пост венчаться не положено».

Потому что, с точки зрения Церкви, сутки начинаются с вечера, и за венчанием следует ночь, когда супруги вступают в близость. Так вот, не венчают накануне постных дней, потому что постный день начинается с предыдущего вечера, то есть с вечера вторника и с вечера четверга. А венчают в постный день, потому что следующий день начинается с вечера постного дня.

Давайте посмотрим материал, который подготовили наши корреспонденты, о возможностях и сложностях межрелигиозного брака:Анна: Мы считали, что это невозможно, что мы никогда не поженимся, поэтому мы просто дружили, ходили в походы, общались, разговаривали.

Анна и Петр познакомились 15 лет назад. Понравились друг другу с первого взгляда. Но запрещали себе даже думать о чем-либо, кроме дружбы.  Были уверены, что создать семью у них не получится. Ведь оба хотели, чтобы их союз был освящен в церкви. Только вот как быть, если Церкви — разные? Анна — православная. Петр — баптист. Переходить в другую конфессию никому не хотелось. Но расставаться хотелось еще меньше.

Петр: Если бы меня запретили в служении или у Ани были какие-то церковные проблемы — если бы ее отлучили из-за этого — то тогда бы мы не женились. Должно быть очень много факторов, которые помогают быть вместе — и личные, и факторы общин должны быть такими, чтобы это позволяли. В среднестатистическом случае было бы гораздо хуже, как я это вижу.

После бесед со священниками обеих конфессий молодые люди поняли, что такой брак возможен. Главное — договориться друг с другом. Для Петра принципиальным вопросом было крещение детей в сознательном возрасте. Для Анны — венчание по православному обряду. Но если в первом случае невесте достаточно было пойти на компромисс, то во втором согласия жениха было недостаточно. Пришлось просить разрешения у Патриарха.

Теперь это главная реликвия семьи Нейманов — письмо из канцелярии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с благословением на их венчание в православном храме.

Тима и Паша пока только учат молитвы. А те, что выучили, читают в двух церквах. Вместе готовились отмечать самый светлых христианский праздник — Пасху. У их родителей он общий. В России баптисты обычно отмечают Пасху вместе с православными.

Церковь относится к таким союзам сдержанно и призывает своих чад по возможность вступать в брак с представителями своей религиозной конфессии. Потому что религиозная идентичность – это очень важный фактор прочности семейного союза. Если религиозные верования разные и каждый относится очень серьезно к своей религии, то это может стать постоянным источником споров, конфликтов и даже привести к разводу.

Кроме того, надо понимать, что Православная Церковь может обвенчать человека, если он женится на католичке или лютеранке: представителе иной христианской конфессии. Но она не может повенчать его с представителем иной религии. То есть, вступая в брак с мусульманином, эта женщина должна понимать, что этот брак не будет освещен таинством венчания.

И кроме того, здесь есть очень важный вопрос — как будут воспитываться дети. С точки зрения Православной Церкви, дети православного супруга или супруги, даже если другое лицо в браке принадлежит к иной конфессии, должны воспитываться в православной вере. И это — одно из условий, на которых Церковь может повенчать православного с лютеранкой или католичкой. В случае с вступлением в брак с мусульманином, такое невозможно.

Владыка, Вы предвосхитили ответ на вопрос одной из наших зрительниц. Он немного сложнее. Пишет Ольга: «Я православная и планирую вступить в брак с исландским лютеранином. Мой будущий супруг согласен принять Православие и венчаться в православной церкви. Но вся его семья и дорогие ему люди — лютеране. Могу ли я пойти ему навстречу и венчаться в исландской лютеранской церкви, а после его перехода в Православие и в православной в России?»

В принципе, такое не возбраняется, но если у него есть твердое намерение принять православие, то, наверное, самый естественный путь для него – принять православие и потом венчаться в православной церкви. А родственников пригласить на венчание.

Дорогие братья и сестры, в завершение этой передачи я хотел бы процитировать слова апостола Павла. «Посему, оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей. И будут двое – одна плоть»

Расшифровка текста — портал «Православие и мир».


Назад к списку