Служба святым новомученикам и исповедникам Казахстанским
Расположение святых на среднике иконы
левая сторона (от центра влево):
1. Пимен (Белоликов), епископ Верненский, священномученик (Алма-Ата)
2. Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, священномученик (Чимкент)
3. Алексий (Орлов), архиепископ Омский, священномученик (Чимкент)
4. Николай (Клементьев), епископ Великоустюжский (Чимкент)
5. Борис (Воскобойников), епископ Ивановский, священномученик (Чимкент)
6. Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский, священномученик (Петропавловский)
1. Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, священноисповедник (Алма-Ата)
2. Захария (Лобов), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик (Карлаг)
3. Дамаский (Цедрик), епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии, священномученик (Карлаг)
4. Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий, священномученик (Карлаг)
5. Евгений (Зернов), митрополит Горьковский, священномученик (Карлаг)
6. Уар (Шмарин), епископ Витебский, священномученик (Карлаг)
7. Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский, священномученик
8. Макарий (Кармазин), епископ Днепропетровский, священномученик (Карлаг)
9. Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский, священномученик (Семиречье)
левая сторона (от центра влево):
1, Серафим, иеромонах, преподобномученик (Алма-Ата)
2. Феогност, иеромонах, преподобномученик (Алма-Ата)
3. Василий Колмыков, священник, священномученик (Семиречье)
4. Александр Скальский, протоиерей, священномученик Кучугурский (Алма-Ата)
5. Стефан Пономарев, протоиерей, священномученик Кучугурский (Алма-Ата)
6. Филипп Григорьев, протоиерей, священномученик Кучугурский (Алма-Ата)
7. Александр Дагаев, протоиерей, священномученик (Усть-Каменогорск)
1. Севастиан (Фомин), архимандрит Карагандинский (Караганда)
2. Пахомий (Ионов), иеромонах, священномученик (Карлаг)
3. Николай (Ащепьев), игумен, преподобномученик (Карлаг)
4. Маврикий (Полетаев), архимандрит, преподобномученик (Карлаг)
5. Николай Беневольский, священник, священноисповедник (Карлаг)
6. Евфимий Горячев, священник. (Карлаг)
7. Павел Гайдай, священник, священномученик (Карлаг)
левая сторона (от центра влево):
1. Феоген (Козырев), архимандрит, священноисповедник (Алма-Ата, Коми)
2. Владимир Цедринский, протоиерей, священномученик (Семиречье)
3. Виссарион Селинин, иерей, священномученик (Семиречье)
4. Иоанн Гранитов, протоиерей, священномученик (Семиречье)
5. Константин Зверев, диакон, священномученик (Семиречье)
6. Анатолий, иеромонах, преподобномученик (Алма-Ата, Кавказ)
7. Ираклий (Мотях), схимонах, преподобноисповедник (Семиречье)
1. Иоанн (Лаба), иеромонах, преподобномученик (Чимкент)
2. Иларион (Цуриков), иеромонах, преподобномученик (Чимкент)
3. Евдокия (Перевозникова), монахиня, преподобномученица (Чимкент)
4. Ева (Павлова), игумения, преподобномученица (Чимкент)
5. Александра Лебедева, мученица (Павлодар)
6. Мария Стефани, мученица (Павлодар)
7. Мария Портнова, преподобномученица (Павлодар)
левая сторона (от центра влево):
1. Нестор Панин, протоиерей, священномученик (Семипалатинск)
2. Феодор Чичканов, протоиерей, священномученик (Семипалатинск)
3. Виктор Климов, священник, священномученик (Семипалатинск)
4. Константин Черепанов, священник, священномученик (Семипалатинск)
5. Зиновий Сутормин, священник, священномученик (Усть-Каменогорск)
1. Исидор Решеткин, псаломщик, мученик (Караганда, Бата-Кара)
2. Леонид Лебедев, священник, священномученик (Караганда, Бата-Кара)
3. Безымянная мученица с младенцем (Алжир, Долинка и пр.)
4. Дети-мученики (из первого ряда)
5. Агафия, монахиня, преподобномученица (Павлодар)
левая сторона (от центра влево):
1. Константин Михайловский, протоиерей, священномученик (Павлодарский).
2. Игнатий Теслин, священник, священномученик (Павлодарский)
3. Петр Покровский, священник, священномученик (Павлодарский)
4. Иоанн Земляной, священник, священномученик (Павлодарский)
5. Александр Серебров, протоиерей, священномучник (Павлодарский)
1. Анна Антоновна Водоланова, мученица (Акмолинская) 1942
2. Акилина Степановна Дубовская, мученица (Акмолинская) 1942
3. Евдокия (Андрианова), монахиня, преподобномученица (Акмолинская) 1942
4. Наталья Федоровна Копытина, мученица (Акмолинская) 1942.
За предоставление списка святых расположенных в среднике иконы благодарим: Хайлову Ольгу Игоревну (ПСТГУ)
Сщмч. Чимкентского Алексия, архиепископа Омского, прмчч. Илариона и Иоанна Чимкентских (1937).
22 августа / 4 сентября. По делу расстрелянных в г. Чимкенте митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых) и епископа Евгения (Кобранова) проходили: Архиепископ Алексий (Орлов [ ... ] Степанович ) родился 8 февраля 1862 года в г. Самаре. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Служил в сане протоиерея в г. Самаре. Овдовев, принял монашество. В 1923 году хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. С 1923 года находился в обновленческом расколе. С 1924 года после покаяния назначен епископом Курганским. С 16 сентября 1927 года — епископ Мамылыжский, викарий Сарапульской епархии. С 11 февраля 1931 года — епископ Енотаевский. С 5 июня 1931 года — епископ Сызранский. С 24 августа 1931 года — епископ Омский. 11 августа 1933 года возведен в сан архиепископа. 24 апреля 1935 года осужден ОСО НКВД СССР по ст. 58-10 к 5 годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1936 года прибыл в ссылку в г. Мирзоян. Арестован 15 мая 1937 года РО НКВД г. Мирзояна. Содержался в тюрьме г. Мирзояна. На допросе архиепископ Алексий давал следующие показания: «В г. Мирзояне я имею знакомство с гр. Сиваковой Натальей Лукьяновной, которая меня устроила на квартиру по 4-й Бульварной к Баранову Ананию Герасимовичу. Знакомство состоит в том, что они (Баранов и Сивакова) поддерживают меня материально, как духовное лицо, просили меня оформить им религиозную общину староцерковническую, в чем я им и помогал, технически составлял списки лиц, входящих в общину, и писал заявление в райисполком и, как безграмотным, давал советы как нужно идти в райисполком регистрировать общину. По г. Чимкенту имею связь с епископом Евгением (Кобрановым), который отбывает ссылку в г. Чимкенте. Будучи в г. Алма-Ате в январе 1936 года, после взятия меня на учет в НКВД я [пошел] к Никольской церкви, чтобы подыскать себе приют у епископа Толстопятова Александра, он устроил меня к священнику Прокопию Фрею, в 1936 году, уже после моего выезда в Чимкент, он арестован. В Алма-Ате я перед выездом в Чимкент взял адрес в Чимкенте епископа Евгения Кобранова. По прибытии в г. Чимкент, я жил у Кобранова 2 дня, а потом он устроил меня к Русину Андрею Тимофеечу. У Русина я жил дня 4 и после выехал в Манкент Сайрамского района. По г. Ташкенту имею связь с архиепископом Борисом (Шипулиным), который управляет Ташкентской епархией, у него я состою на учете как служитель религиозного культа, т. к. каждый служитель религиозного культа по правилам староцерковным должен стать на учет, где бы он ни находился — в ссылке, в отъезде, так и я сообщил о себе. С Шипулиным я имел и имею переписку по вопросу религиозных общин староцерковнического течения. Я архиепископу Борису писал об организации общин в Манкенте и Мирзояне, по которым он давал мне указания и благодарил за содействие открытию общины. Я эти указания передавал прихожанам. Один раз я был на квартире у митрополита Иосифа (Петровых) и несколько раз у афонского монаха Иллариона. Больше по г. Мирзояну знакомых у меня нет». Иеромонах Иоанн (Лаба Флавий Иванович) родился 3 июля 1863 года в с. Серебия Гайсинского уезда Киевской губернии. Был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. В 1924 году арестован в г. Армавире, осужден ОСО при ОГПУ по ст. 58-10 и сослан в Нарын. Ссылку отбывал в Турткуле, в Шарухане. В 1930 году вторично осужден ОСО при ОГПУ к высылке на 3 года. Сослан в Такмак, где жили с монахом Иларионом (Цуриковым) в ущелье близ Такмака. 24 июня 1937 года арестован в г. Мирзояне. Содержался в тюрьме г. Мирзояна. На допросе, происходившем 15 июля 1937 года, иеромонах Иоанн рассказывал: «Первый раз меня арестовали 29 июня 1924 года в хуторе Соленом Лабинского района Армавирского округа. Я там проживал в пустыне [имеется в виду: жил в уединении в окрестностях хутора] с 1919 года, а после 1920 года перешел жить в хутор Соленый, где и отправлял религиозные обряды. Арестовали меня вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым), который приехал ко мне из г. Москвы за то, что мы шли против советской власти и держались за старое. Дело на нас велось в г. Армавире, осужден я был ГПУ вместе с Цуриковым на 3 года ссылки. Ссылку отбывали в Нарынском крае, я отбывал в с. Большой Подъельник Карагасоцкого района, а Цуриков Иларион в селе Парабель. Освобожден был из ссылки в 1928 году. Второй раз меня вместе с монахом Иларионом (Цуриковым) арестовало ГПУ в 1930 году в горах на пасеке около г. Такмака Кир.ССР, где я с Цуриковым проживал с 1928 года, т. е. сразу же после отбытия нашей ссылки мы приехали в горы и устроились на пасеке. Дело вело ГПУ в г. Фрунзе. Привлекались «за агитацию против советской власти». Арест наш был произведен 2 февраля 1930 года. Судило нас ОГПУ на 3 года ссылки, ссылку отбыл я в г. Турткуле Каракалпакской области, а Цуриков отбывал в г. Кзыл-Орде. Освобожден я был из ссылки в октябре месяце 1933 года и после своего освобождения я переехал в г. Кзыл-Орду, где находился до 1935 года, Цурикова там уже не было, он уехал в г. Мирзоян. С 1935 года я тоже переехал в г. Мирзоян и все время до ареста проживал в отдельной келье во дворе у гражданина Ламбина Ивана Михайловича в ж/д поселке. Я жил в отдельной келье, где отправлял религиозные обряды, меня посещали монашки, были еще старушки. … Кроме этого, меня посещал афонский монах Иларион Цуриков. Во время их посещений, после совершения религиозных обрядов, мы обычно имели между собой беседы, я всем им говорил (это было в первый раз на Крещение в 1937 году, второй раз в феврале 1937 года на масленицу и третий раз на Пасху 1937 года), что, согласно Священному Писанию, советской власти скоро не будет, объединятся все славянские народы — Болгария, Румыния и др., и восстановят Православную веру и тогда обратно Россия будет могуча и сильна на страх врагам, но это не долго пробудет, и все рухнется, будет всемирная война, и после войны у народов будет скорбь и они выберут всемирного царя. А сейчас соввласть притесняет христиан и нужно это терпеть и спасаться. 15 июля 1937 года у меня в келье тоже собирались, были — монах Иларион (Цуриков), его сестра монахиня Наталья (Цурикова), … других, кто был у меня, я не помню, беседовали мы все о конституции, я им в беседе прочитал ст. 124 конституции о свободе отправления религиозных культов и высказал, что пишут в конституции о религиозных свободах, это только на бумаге, а на самом деле никаких свобод религии нет. Цуриков Иларион тоже высказывался о том, что в конституции [написано], того на самом деле нет, советская власть все духовенство арестовывает и нас скоро арестуют. Монах Иларион (Цуриков Родион Федорович) родился 8 апреля 1856 года в с. Кривополяны, Острожского уезда Воронежской губерии в крестьянской семье. До 1913 года был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. (В архивном уголовном деле, в анкете арестованного имеется запись: «Каким репрессиям подвергался: В 1913 году судим Трибуналом военно-полевым судом к смертной казни за Имя Божие, освобожден за недоказанностью». С 1913 по 1924 год подвизался в Росии в Покровском монастыре. В 1924 году осужден ОСО при ОГПУ по ст. 58-10 УК к высылки на 3 года. Ссылку отбывал в Нарыне и Обдарске. В 1929 году вторично арестован в г. Фрунзе и в 1930 году осужден ОСО при ОГПУ по ст. 58-10 УК к высылке на 3 года в г. Кзыл-Орду. Ссылку отбыл в 1933 году. 24 июня 1937 года арестован в г. Мирзояне. О монахе Иларионе Цурикове рассказывает привлекавшийся в качестве свидетеля Новиков Семен Павлович: «С Иларионом Цуриковым я встречался при следующих обстоятельствах — я обрубал на улице деревья, он ко мне подошел и попросил вырубить палку для ходьбы и сказал, где живет, я ему вырубил и отнес, это было осенью 1936 года. В это время он мне рассказал о себе, что он монах с Афона, проживает в Мирзояне, и как ушел с Афона, 20 лет скитался, и его преследуют за «Имя Божие». Когда они были на Афоне, то раскололись на имяславцев и имяборцев и он является имяславцем. Дал мне одну книгу об имяславцах почитать и о других религиозных течениях, говорил, что вот прочтешь, узнаешь, за что мы боремся и за что другие борются. … Цуриков в своих беседах защищал Патриарха Тихона, что он пошел правее, и Православная вера должна восстановиться сама по себе независимо от религиозных течений. Вера ослабла и сейчас гонятся только за наживой. Я ему иногда приносил хлеб. Он спрашивал меня, как идут дела в общине обновленческой, я ему говорил, что ничего, после этого он говорил мне: «Ну, молись. Пришло время обуздать народ, вот эта власть и обуздает». Иеромонахов Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лаба) до сего дня помнят и почитают православные в г. Таразе. Вспоминает о них жительница г. Тараза Муравлева Акилина Ивановна (1907 г. р.): «В г. Мирзояне в 30-е годы было много ссыльных, не имевших крыши над головой и родители мои, Иоанн и Татиана Ламбины (исправлено), будучи глубоко верующими людьми и желая угодить Богу, принимали их в своем доме. Мама молилась Богу, чтобы в дом хотя бы однажды пришли священники или монашествующие. Однажды в ворота постучали, она открыла и увидела двух монахов. Они сказали ей: «Татьянушка, ты нас звала, мы пришли к тебе». Это были сосланные в Мирзоян афонские иеромонахи Иларион и Иоанн. И они остановились у нас. Это было в 1936 году. У о. Илариона и о. Иоанна был антиминс, и они тайно служили в нашем доме Литургию. Потом отец построил во дворе келью для о. Илариона, и он весь Великий пост провел в затворе, вкушая в день одну просфору с водой. Спал он на полу на оленьей шкурке. Отец хотел поставить ему кровать с матрасом, но о. Иларион сказал: «Я буду спать на мягком и на молитву просплю». К о. Илариону иногда приходила родная сестра монахиня Наталия.[1]А о. Иоанн в это время жил у других благодетелей. У меня было тогда два сына — Александр, четырех лет, и Анатолий постарше. О. Иларион, глядя на Александра, сказал: «Этот наш». А однажды, когда служили Литургию, во время пресуществления Святых Даров, Александр говорит мне: «Мама! Посмотри-ка, полная чаша огня, огонь сыпется с неба!» Сейчас этот сын мой, протоиерей Александр, служит в г. Кириши под Санкт-Петербургом. Про старцев скоро узнали многие горожане и стали приходить к ним за молитвой и советом, но они принимали не всех. Отслужив Литургию на Троицу в 1937 году,] они сказали: «Последний раз мы у вас служили. Скоро нас арестуют и расстреляют». Мама говорит: «Отец Иларион, мы вас спрячем или увезем куда-нибудь». «Нет, — говорит, — не надо. Мы хотим получить мученические венцы». И через три дня их арестовали и вскоре расстреляли. Мне хотелось найти их могилу, но они явились во сне и сказали: «Молитесь за нас, но нас не ищите». 23 августа 1937 года Заседание тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области ПОСТАНОВИЛО: Епископа Алексия (Орлова), Иеромонаха Иоанна (Лаба), Монаха Илариона (Цурикова) РАССТРЕЛЯТЬ. Приговор приведен в исполнение 4 сентября 1937 года. Расстрелы совершались близ г. Чимкента в местности, называемой Лисья балка. Там же происходили захоронения.
Сайт Чимкентской и Таразской епархии |
Казахстанская Голгофа