Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

БОЖЕСТВЕННЫЙ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК - СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унесшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и офицеров: своих отцов, дедов, прадедов, сродников… А многие из воинов, чьи образы некому было нести, чьи имена по каким-то причинам стерлись в памяти потомков, невидимо участвовали в этом священном строю. Шел Бессмертный полк.

Сегодня, когда Святая Церковь совершает память Всех святых, в земле Русской просиявших, мы молитвенно обращаем свой духовный взор к сонму воинов Царя Небесного, к бессмертному Божественному полку. Прославляем эту стоящую на страже земли Русской таинственную дружину словами чудной стихиры, которую мы слышали вчера на литии: «Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию».

Что же это за Божественный полк? Это русские святые. Велико их число. Несокрушима их сила. Многообразен их подвиг.

Это и апостолы Христовы Андрей Первозванный, о призвании которого повествовало сегодняшнее Евангелие, священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-ти, и иные святые первых веков христианства, совершавшие служение Богу на нашей земле до ее Крещения святым князем Владимиром. Это и священномученики Херсонесские, и преподобномученик Ахмат, древний святой, сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого; и святой мученик Василиск Команский, принявший мученическую кончину близ нынешнего Сухуми, и священномученик Мартин, папа Римский, и иные многие.

Это и в особенности те, кто воссиял на небосклоне церковном после просвещения нашего Отечества светом Христова учения. Среди русских святых не только наши соотечественники. Многие из них родились вдали от Руси, но вошли в Божественный полк, пролили, служа в нем, пот и кровь, получили награду и славу от своего Великого Военачальника Иисуса Христа. Преподобный Моисей Угрин пришел в Киево-Печерский монастырь из Венгрии; Прокопий Устюжский, которого в Великом Устюге и до сих пор называют не иначе, как «великим иностранцем», приплыл из далекой Германии; Лазарь Муромский, живший в конце XIV – начале XV веков, грек по рождению, по благословению преподобного Сергия поселился на диком Муромском полуострове на Онежском озере. Многие и многие совершали свой подвиг на Русской земле.

Много страшных страниц в истории нашего Отечества, но Божественный полк невидимо ратовал за него

Много страшных страниц в истории нашего Отечества, но Божественный полк невидимо ратовал за него. Тем, кто пришел на землю Русскую с огнем и мечом, явил он свою страшную силу, подобно тому, как в древности воинство Небесное явило силу свою через угодника Божия пророка Елисея.

Царь Сирийский послал целое войско за пророком. Поутру служитель пророка Елисея встал и вышел: и вот, войско вокруг города и кони и колесницы. И сказал он: «Увы! господин мой, что нам делать?» А пророк Елисей ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». И молился Елисей и говорил: «Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел». И открыл Господь глаза слуге, и он увидел: и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: «Порази их слепотою». И Он поразил их слепотою по слову Елисея. И сказал им Елисей: «Это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете». И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: «Господи! открой глаза им, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии.

И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: «Не избить ли их, отец мой?»
И сказал он: «Не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему».

Когда к обители преподобного Кирилла Белозерского приступили вперед татары, а потом, более чем через столетие, поляки, братия взывала: «Господи, воздвигни силу Твою и приди во еже спасти нас». И Господь не остался безответен и посылал по молитвам преподобного Кирилла в помощь осажденным Свой Божественный полк. Над стенами монастырскими перед самым штурмом спустился такой густой туман, что неприятель не мог видеть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, и отступил.

А сколько таких штурмов пришлось выдержать России после этих событий! И многие войны, и страшную революцию, исказившую и разрушившую уклад жизни и духовные основы существования русского народа, и Великую Отечественную войну, и потом период 1990-х годов, когда в нашей стране царили разруха и беззаконие.

Александр III заметил: «Запад боится нашей огромности», – имея в виду и огромность этого Божественного полка святых

Русский император Александр III как-то заметил: «Ничего не поделаешь, Запад боится нашей огромности». Но что имел в виду благочестивый и мудрый император? Думается, не только территорию, не только мощное вооружение и могучую армию. Но имел в виду, говоря об огромности, тот Божественный полк, который предстоит нашему Отечеству и который вселял и вселяет – не скажу: ужас, но загадочное преклонение перед этой Божественной силой со стороны тех, которым Россия не мила и которые спят и видят, чтобы причесать всю нашу жизнь, весь наш быт, все наше устройство – и государственное, и общественное – под ту гребенку, которая сегодня нам совсем не ко спасению, которая противоречит всему тому направлению, что русская святость, русский народ Божий получил за тысячелетнюю историю своего подвига.

Где же сейчас пребывает Божественный полк, где место селения его? И на Небе, у Престола Царя Славы, и на земле, потому что земля Русская, обагренная кровью новомучеников и исповедников Российских, являет собой необъятных размеров развернутый антиминс. И земля и небо ликуют, имея такое славное воинство, как мы вчера с вами пели за богослужением:

«Земля веселится и Небо радуется, восхваляюще подвиги и труды ваша, душевное благомощие и ума чистоту, законом бо естества не победистеся. О соборе святый и полче Божественный, земли нашея утверждение вы есте воистину».

Землею, по толкованию святых отцов, в Священном Писании часто именуется сам человек, естество человеческое, созданное из персти. Как же нам призвать на помощь Божественный полк, как стяжать через него утверждение в вере? Как сделать так, чтобы народ наш не был стерт с лица земли, чтобы память о нем не изгладилась, как память о многих и многих народах, которые канули в Лету за тысячелетия человеческой истории?

Мы все знаем заповедь, преподанную роду человеческому и в Ветхом, и в Новом Завете: «Чти отца своего и матерь свою, и благо ти будет». То же, наверное, можно отнести и к народу. Кто же эти отцы и матери наши? Те святые, которые предстоят нам, ходатайствуют за нас, приносят неожиданно помощь в самые тяжелые моменты жизни. Можно сказать, что они значат для нас больше, чем отец и матерь. И если мы хотим, чтобы русский народ жил, благоденствовал, укреплялся в силе материальной и в силе духовной, то будем чтить этот Божественный полк, этих наших Небесных отцов и матерей.

Как же нам призвать на помощь этот Божественный полк? Как стяжать через него утверждение в вере? Ответ – в прочитанном сегодня Апостоле:

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 1–2), Который да спасет нас и поможет нам в несении нашего земного креста молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых, в земле Российской просиявших и Ему угодивших.

Аминь.

Иеромонах Павел (Щербачёв)

 

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ РУССКИХ.   Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня ликует русское Небо! Сегодня — всероссийский день ангела. Какой календарь может вместить наших святых поименно? Какое сердце способно по-настоящему понять их великий подвиг?

Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Это благоухающее приношение Христу, сотканное из кротости, смирения и любви русского сердца. Недра нашей земли всегда изобиловали природными богатствами, реки — чистой водой, сады — сладкими и красивыми плодами. Но святые — это самые удивительные плоды, это самая чистая вода, это совесть нашей русской души.

Каждый из святых благоухает каким-то своим особым ароматом. Преподобные, праведные, бессребреники, мученики, святители, юродивые, блаженные, равноапостольные, благоверные... Но всех их объединяет одно — это любовь к Богу, любовь к Истине, это их горячее алкание Небесной правды. Любовь — их главный и самый важный подвиг.

И. В. Киреевский очень точно сказал, что «все настоящие ценности пришли в Россию с первым ударом христианского колокола!» Звучание этого колокола сопровождало многовековую русскую святость от страстотерпцев Бориса и Глеба до сонма новомученников XX века, от звонких прозрачных вод Днепра до кровавого страшного моря Бутовского полигона!

Преподобный Иустин Сербский горячо говорит, что «русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Что представляет собой рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой — это ничто иное, как возвращенный рай! Этот рай — в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!»

Святые — это маяки, путеводители, воспитатели человеческой души. Они — друзья Божии. Сам Господь говорит о них: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».

Русские святые — это наша живая нить, соединяющая земное и Небесное. Их заступничеством стоит земля русская. Их молитвами рождаются поколения новых христиан. Их вспоможением не перестает звучать на нашей земле христианский колокол, первые удары которого Русь услышала более 1000 лет назад.

Россия прошла в XX веке сквозь мучительные огненные испытания. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Строители светлого будущего пытались осквернить сияющий светлый антиминс России. Новомученики русские «были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления...» Но как говорит святитель Иоанн Злотоуст: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она — венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная». Голос и молитвы святых убеждают и утешают нас и в наше неспокойное и сложное время. Ф. М. Достоевский говорил: «Россия для того только и живет, чтоб хранить христианство. Кончится вера во Христа, кончится и русский народ».

Один иерарх нашей Церкви рассказывал, как в 70-е годы на одной международной конференции иностранные журналисты задали ему вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки бессмертны!» И когда мы задаем вопросы: А что вообще создало русскую цивилизацию? Что послужило скрепой, фундаментом, основой русской государственности? Что родило русскую культуру? Что помогло нам стать великой державой? То ответ, безусловно, один — Вера, Православие, Церковь, наши Святые!

Русь — она и сейчас, как и прежде, святая! Не потому, что на ней живут одни праведники, святые и угодники Божии. Нет! Россия утопает в грехах. Но потому Русь святая, что Церковь русская хранит в своих недрах евангельский идеал: «Будьте святы, потому что Я Свят». Потому что Православие в генах нашей души! И любой последний пьяница или законченный наркоман где-то в глубине своей души знает и понимает, что для него не закрыта дорожка в храм на покаяние. Любая блудница может услышать: «Иди и впредь не греши». И любой покаявшийся вор, взяточник, аферист или разбойник, такой как и Опта, основавший нашу обитель, может почувствовать, что Бог не отвернулся от него. И каждый более-менее здравомыслящий человек догадывается, что в рай не помогут добраться ни гроб из красного дерева, ни роскошные поминки, а только вера и добрые дела, которые человек смог стяжать в земной жизни.

Святая Русь — это возможность для каждого из нас, начиная с президента и кончая нищим, стоящим с протянутой рукой, осуществить главный замысел Божий о человеке — его обожение. Священномученик Иларион Верейский говорит, что «идеал Православия есть не прогресс, но преображение». Самое важное — не газопроводы и новинки вооружения, хотя и это, конечно, необходимо для страны; самое важное — это преображение человеческой души, преображение сердца каждого из нас.

Человек — это потерянная, но найденная драхма. Господь находит нас, находит драхму нашей души и радуется, если человек становится на путь спасения. И уже не только бабушки в белых платочках, но и люди самых разных сословий и возрастов заполняют наши храмы. «Звание каждого человека — свято!» — говорил Н. В. Гоголь.

Но духовная жизнь это не способ забыться от мира, от каких-то насущных забот. Духовная жизнь — это способ решить наши проблемы. В духе смирения, в духе надежды на Промысл и Любовь Божию. Христианину нельзя прятаться от жизни.

Святые зажгли навечно свечи своих сердец, чтобы Вселенная, погруженная во тьму забвения Бога, хотя бы немного отогрелась у этого света! И мы должны зажечь свои сердечные лампады. Чтобы тьмы стало меньше. Чтобы вместе с преподобным Силуаном Афонским могли воскликнуть: «Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя».

Мудрые как змии и простые как голуби, лучшие многих малых птиц, нищие духом, алчущие и жаждущие Правды русские святые уже прошли свой земной путь. Теперь они светят нам своими молитвами из Вечности. Весь сонм русских святых: от равноапостольной Ольги и до Царственных страстотерпцев, от преподобных Антония и Феодосия Печерских до Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Все святии! Молите Бога о нас!», то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!» Своей молитвой святые охраняют каждый наш день!

Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Сегодня — всероссийский день ангела. Сегодня ликует русское Небо!

Игумен Тихон (Борисов)

14 июня 2015 г.


Назад к списку