ПРАВЕДНОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ.
Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и свт. Иакова, брата Господня
Завершаются дни празднования Рождества Христова.
Мир, отходя далее и далее от Церкви Христовой, хочет совершать этот праздник без Самого Христа – виновника этого торжества. Утомительные и пустые хлопоты, которыми наполнены предпраздничные дни, иссушают душу, тяжким грузом давят сердце. Проходят эти «праздники» и оставляют в душе пустоту и усталость.
Но праздники, Церковью рожденные, освящают нас – наши помыслы, чувства, дела. Торжество духовное продолжается и после завершения самого дня празднуемого события – через светлые и святые плоды покаяния и добрых дел, которые возрастают в наших душах. Они отрывают нас от земли и ведут на Небо духовное.
Таков и праздник Рождества Христова.
Предшествовавшие этому событию два дня воскресных уже были посвящены святым праотцам и святым отцам, и вот сегодняшний день воскресный, первый после праздника, опять посвящен тем, память кого уже почитали.
Почему так?
Потому, что предшествовавшие дни недельные символизировали ожидание святых Божиих людей, праведников рода человеческого, провозвестников вочеловечения Христа Спасителя: их пророческим предсказаниям о Нем – грядущем Мессии. Все творение готовилось послужить этому событию, и Церковь вот как говорит об этом: «Родившемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: Небеса убо – звездою, земля же – ясльми, гора – вертепом, волхвы – дарами, пастыри – чудесем, Ангелы же – слава в вышних Богу» (Канон недели по Рождестве Христовом. 9-я песнь, 1-й тропарь).
Ныне же настало время и нам, современным христианам, продолжить эти труды служения Господу, чтобы и святых праотцев и отцев Спасителя не устами, но и сердцем почитать своими отцами и праотцами в вере и благочестии. Ибо и они не все были сродниками по плоти Спасителя, но все были Его верными и благими рабами, сродниками по Духу.
Боговоплощение принесло нам слова спасительной истины, которая постепенно изменила мир. Бог открыл и навсегда доказал, что человек велик и глубок, что он может постичь Божественное совершенство, Божественное присутствие, познать умом, озаренным благодатью, что мир утверждается на трех святых добродетелях: вере, надежде и любви.
И в подтверждение этой истины Церковь Святая дает нам сегодняшний день памяти трех святых.
Кого же зрим мы в этот день в святцах церковных? Трех святых мужей видим мы как бы склоняющихся у колыбели Новорожденного Спаса мира.
Это святой Иосиф Обручник, святой пророк Давид и святой апостол Иаков. В первые века христианства они были призваны Церковью для утверждения правого – православного – учения о природе человеческой и Божеской в Божественной Личности Спасителя. Ныне же они, по молитвам Церкви, приходят нам на помощь вначале служения воплотившемуся Владыке мира – от дней рождения в Вифлееме до завершения их страданиями на Голгофе.
Первый из них принес особо дар любви, ибо Иосиф, обрученный Деве Марии, хранитель Ее девства, нареченный отец Христа, и берег Его, и заботился о беспомощном Младенце, как заботится отец о своем чаде – всей силой отеческой любви, тревоги и забот. За благочестие и праведность он стал свидетелем и служителем великого таинства Боговоплощения, получил великую честь, полагавшуюся отцу, – дал новорожденному имя Иисус. Послушный воле Божией, он, уже немощной старец 80 лет, поднялся от домашней жизни и, спасая Младенца и Пречистую Его Матерь, бежал, как повелел ему Ангел, от гнева Ирода царя через каменистую пустыню в далекий Египет; для семьи там он добывал пропитание трудом своих рук. Годы детства нашего Спасителя проходили под опекой Иосифа, молчаливого хранителя великой тайны.
Такой дар любви и мы можем и должны приносить Богу.
Но надо знать, что и любовь к людям, и любовь к Богу достигается только теми, кто всю жизнь свою посвятил на служение Богу и ближним; любви достигают как вершины святости (святитель Лука Крымский).
Второй святой – Давид – «во пророцех царь и во царех пророк», как именуется он Церковью, – принес дар веры Богу.
Это молитвы покаяния 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Наши сердца живо откликаются на эти слова, как будто это наши собственные слова.
Это слова хвалы Господу:
«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс. 8: 2).
Слова благодарения и за творение человека:
«Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс. 8: 5–7).
Знакомые слова Шестопсалмия:
«Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою… Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс. 3: 4, 6–8).
«Господи, настави мя правдою Твоею» (Пс. 5: 9).
Слова завета духовного:
«Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом».
Слова упования нашего:
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90: 2–3).
«Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем» (Пс. 7: 11).
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко изчезает дым, да изчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» (Пс. 67: 2–3).
И еще великое множество других дорогих и сокровенных слов святого псалмопевца знает каждый для себя и еще откроет при чтении, потому что книга эта – Псалтирь – неисчерпаема в мудрости, как неисчерпаема Премудрость Божия.
Это наследие нашей веры.
И вот третий святой муж предстоит пред нами – святой апостол Иаков, «Богобрат», как величает его творец церковных канонов Косма Маиумский.
Он принес дар святой христианской надежды, почитаем его как прообраз духовных чад Божиих, ибо святой Иаков стал впоследствии первым епископом Иерусалима – матери всех Церквей.
Как Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих святому апостолу Иакову, так и нам да будет он примером святой надежды и упования веры нашей.
Пишет он христианам в своем послании об исполнении совершенного закона – закона свободы (см.: Иак. 1: 25).
Нам говорит, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, как без духа мертво тело (см.: Иак. 2: 26).
Нам говорит о мудрости истинной, духовной, Божией – о мудрости, сходящей свыше, чистой, мирной, скромной, послушливой, полной милосердия и добрых плодов, беспристрастной и нелицемерной (см.: Иак. 3: 17).
«Приблизьтесь к Богу, – зовет он собратьев по вере, – и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».
Не надо бояться искушений, испытаний. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1: 2–3), «от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5: 4) – продолжает святой Павел апостол.
Вот каковы святые дары и заветы этих мужей и всех-всех святых, стоящих за ними, передаваемые нам в Церкви для умножения добра, для служения Богу и ближним, для приобретения своего спасения и спасения ближних, для служения Христу. Они говорят нам, что Бог Всевышний в Рождестве Христа дарит нам новые отношения – дарит нам Свое отцовство, дарит наше родство с Ним как сыновей и дочерей Всевышнего (митрополит Антоний Сурожский).
Исполним же сердца наши благодарности, и в молитвах, которые читаем каждый раз, готовясь ко Святому Причащению, особо обратим внимание на слова молитвы святителя Иоанна Златоустого: «Господи Боже мой вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть… но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити» (молитва 2-я, святого Иоанна Златоустого).
Да будет так. Переступи, Господи, Спаситель наш, порог души нашей и, как в колыбели рождества Твоего, найди в ней покой и гостеприимство, благодарение и милость, святые веру, надежду и любовь, укрепи и спаси нас.
13 января 2013 г.
Память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (13 января)
В следующее воскресенье после праздника Рождества Христова отмечается особая память трех святых – ветхозаветного царя Давида, праведного Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, и апостола Иакова, брата Господня.
Царь Давид – предок по плоти Господа Иисуса Христа, пророк, второй и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, автор большинства входящих в «Псалтирь» псалмов. Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи – империи, которая простиралась от Египта до Месопотамии, царствовал сорок лет.
Младший сын Иессея, в юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм Божий не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын Соломон.
Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением, но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии.
Праведный Иосиф Обручник – благочестивый старец, обрученный с Пресвятой Богородицей; происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.
Сведения, содержащиеся о нем в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя, достаточно скудны и обычно дополняются апокрифической литературой. В Восточно-христианской традиции получил распространение взгляд, что праведный Иосиф был восьмидесятилетним вдовцом и имел шестерых сыновей (либо четырех сыновей и двух дочерей) от первого брака – именно они неоднократно упоминаются в Евангелиях как «братья Господни».
Когда Деве Марии исполнилось двенадцать лет, святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову. Приняв Марию в свой дом, Иосиф Обручник отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на шестом месяце беременности; через явление Ангела он уверился в Ее непорочности. Иосиф в продолжение всей своей жизни с благоговением заботится о Деве Марии как Матери Божией, а также о рожденном от Нее Богомладенце Иисусе Христе. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода, а затем, когда опасность миновала, вернулся в Назарет, где и жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника и обучив этому ремеслу Иисуса Христа.
Скончался Иосиф в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения на Пасху Иерусалима с двенадцатилетним отроком Иисусом Христом, так как в Евангелиях о нем после этого события уже не упоминается.
Иаков, брат Господень – согласно Церковному Преданию, святой апостол от 70-ти, сын Иосифа Обручника от первого брака, спутник его, Пресвятой Девы Марии и Богомладенца Христа в Египет. Первый епископ Иерусалима, возглавлявший христианскую общину после Вознесения Господня в течение тридцати лет; вероятный автор Соборного Послания, входящего в состав Нового Завета.
По Воскресении Господь Иисус Христос удостоил ап. Иакова Своим особенным явлением, что, вероятно, стало одним из решающих факторов в выдвижении Иакова в лидеры иерусалимской общины, тем более что двенадцать апостолов постепенно разошлись по разным сторонам света, проповедуя Евангелие.
Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Председательствовал на Апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 года для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный обрядовый закон.
Предание сообщает об исключительной святости апостола Иакова, признаваемой даже иудеями. Он «был свят от чрева матери», не пил вина и не ел мяса, бритва не касалась его головы, он носил одежду только изо льна, не использовал масла и не мылся в банях, то есть вел строгую подвижническую жизнь и следовал обряда назорейства, сохраняя ритуальную чистоту, которая требовалась от первосвященника и священников при служении в храме. Ему было позволено входить в Святое Святых Иерусалимского храма, где он молился, преклонив колени и прося Бога о прощении избранного народа.
За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Мученическая кончина св. Иакова брата Господня последовала около 62–63 года.
Тропарь Богоотцов глас 2
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.
Кондак Богоотцов глас 3
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит, венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.
Назад к списку