Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ ( преставление).

В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Он был канонизирован уже спустя 14 лет после своей праведной кончины, и житие его было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Престарелые родители уже имели двух взрослых детей, но они молились даровании им еще одного ребенка, так как чадородие их надолго прекратилось. В одну ночь небесный голос возвестил им о рождении сына. День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро». Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды во время молитвы перед иконой Божией Матери отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников. После этого он начал ежедневно посещать храм, ел один хлеб, и то не досыта, спал мало.

Когда Амос возмужал, родители хотели женить его, но его аскетические наклонности настолько окрепли, что он решился совсем оставить мир. Юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них — уже старцу — поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, «пока сеятель злый не посеял плевела в сердце...».

Тайно покинув родительский дом, он отправился в дальний путь. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет великий осенил его. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Днем он носил воду и дрова из леса, работал в пекарне, а ночью молился, предавая свое тело комарам. Утром первым являлся в церковь. Питался хлебом и водой. Его одежда, худая и обветшавшая, едва ли оберегала от зимних и осенних холодов. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий, а мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают сырую пещеру, в которой с трудом может поместиться только один человек, и вырытую руками святого собственную могилу. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливавшийся с юго-востока у берега реки Свирь. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, неподалеку от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам. Здесь прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса, претерпевая немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений. Но Господь не оставлял подвижника. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты на оленя набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел светлый столп. С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.

Молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра — Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.

Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было божественное явление такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа - явление Живоначальной Троицы.

Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе". И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим.

После явления Святой Троицы преподобный стал думать, где строить церковь. Ему явился Ангел Божий в мантии и куколе и указал место. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная).

Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским

Вскоре братия умолила преподобного принять священство, а затем и игуменство. Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. "Я празден", - сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Место молитвенных подвигов Александра Свирского

Много людей притекало к нему за духовным советом, и в общении являл он необычайную прозорливость: от некоего Григория не принял дары, обличив его в оскорблении матери; богатому поселянину Симеону дал важный совет, не последовав ему, тот скончался в определенный день; боярина Тимофея Апрелева наставлял, ради рождения сына, подражать странноприимству Авраама и Сарры, и через год Тимофей получил просимое. Для своих духовных чад блаженный Александр был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов, а купец — свое имение.

Посетители делали пожертвования на прокормление братии и на строение обители. Великий князь Василий Иванович знал о преподобном и прислал искусных мастеров и множество материала на строительство келий для братьев и каменной Троицкой церкви.

Келия преп. Александра Свирского в Покровской церкви. 1909 год

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. Великий князь Василий Иванович снова оказал действенную помощь, послал архитектора, мастеров и необходимые материалы, которых нельзя было достать в Олонецком крае. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.

В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский сказал братии: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни» у церкви Преображения Господня. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В 1545 году его ученик Иродион (Кочнев) по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра.
Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного). Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой. Его изображение на знаменитой чудотворной иконе со 128 клеймами, повествующими о его житии, и написанной по велению Московского митрополита Макария в связи с канонизацией святого, находится в Успенском соборе Кремля.

Местно память его празднуется и в день открытия мощей, и в праздник Пятидесятницы, в воспоминание «Трисолнечного сияния» — Святой Троицы.

Известно до 15 учеников преп. Александра Свирского, прославленных Русской Православной Церковью.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси наряду с Валаамским и Соловецким монастырями. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

История обретения мощей

Немощное естество человеческое св. Александра Свирского укреплялось силою Божией, и, как писал его ученик, игумен Иродион в житии, “тело его закалилось так, что не боялось даже каменного ударения”. Вот эта-то плоть святого избранника Божьего сохранилась в небывалом нетленном виде. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года. Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим». Дальнейшая судьба св. мощей столь необычна, что стоит подробного повествования.

Рака преп. Александра Свирского. Подарок царя Михаила Феодоровича

С падением царской власти в России началась страшная смута. Мощи прп. Александра Свирского были первыми в печальной цепи поруганных большевиками святынь. Не случайно после захвата власти на севере (5 января 1918 г.) безбожники уже на следующий день (6 января) были у мощей преподобного. Однако шесть(!) раз большевики подходили к св. мощам и не могли вынести святыню — видно, сковывал их страх перед ней.

Как сообщала советская пропаганда, 22 октября 1918 г. при приеме «на учет» (т. е. конфискации) имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20-ти пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Настоятель монастыря, архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия раки, мужественно свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке находятся подлинные останки святого. Это стоило о. Евгению жизни — через несколько дней он был расстрелян большевиками. Мученическую кончину приняла и вся братия монастыря.

21 декабря 1918 г. таки смогли вывезти мощи: они были изъяты и находились под пристальным наблюдением самого Зиновьева. Именно с его подачи была создана специальная комиссия, которая установила, что мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Тогда большевики начали кампанию по сокрытию мощей преподобного и тайно отправили их в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга, где они хранились под биркой «безымянного экспоната», не зарегистрированного в скрупулезно составляемых каталогах анатомического музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. В нем было более 10000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой Владимира Николаевича Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником», и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли. И что удивительно, на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

В 1997 году начался поиск мощей преподобного. После тщательного изучения всевозможных архивов организатор поиска инокиня Леонида вышла на ВМА – Военно-медицинскую академию, музей при кафедре нормальной анатомии – самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). Открылись удивительные подробности. Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда прятали “экспонат” между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не взяли. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой, которая тоже знала, кого нужно было спрятать.

19 августа 1997 г., произошла официальная передача их монашеской братии Александро-Свирской обители. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования, завершившиеся в Санкт-Петербурге, установили, что находившиеся с 1919 г. в анатомическом музее Военно-медицинской Академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат основателю Александро-Свирского монастыря. Останки идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, при этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима».

Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать.

Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, — мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

 


Назад к списку