НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ РУССКИХ...
Сегодня ликует русское Небо! Сегодня — всероссийский день ангела. Какой календарь может вместить наших святых поименно? Какое сердце способно по-настоящему понять их великий подвиг?
Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Это благоухающее приношение Христу, сотканное из кротости, смирения и любви русского сердца. Недра нашей земли всегда изобиловали природными богатствами, реки — чистой водой, сады — сладкими и красивыми плодами. Но святые — это самые удивительные плоды, это самая чистая вода, это совесть нашей русской души.
Каждый из святых благоухает каким-то своим особым ароматом. Преподобные, праведные, бессребреники, мученики, святители, юродивые, блаженные, равноапостольные, благоверные... Но всех их объединяет одно — это любовь к Богу, любовь к Истине, это их горячее алкание Небесной правды. Любовь — их главный и самый важный подвиг.
И. В. Киреевский очень точно сказал, что «все настоящие ценности пришли в Россию с первым ударом христианского колокола!» Звучание этого колокола сопровождало многовековую русскую святость от страстотерпцев Бориса и Глеба до сонма новомученников XX века, от звонких прозрачных вод Днепра до кровавого страшного моря Бутовского полигона!
Преподобный Иустин Сербский горячо говорит, что «русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Что представляет собой рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой — это ничто иное, как возвращенный рай! Этот рай — в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!»
Святые — это маяки, путеводители, воспитатели человеческой души. Они — друзья Божии. Сам Господь говорит о них: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».
Русские святые — это наша живая нить, соединяющая земное и Небесное. Их заступничеством стоит земля русская. Их молитвами рождаются поколения новых христиан. Их вспоможением не перестает звучать на нашей земле христианский колокол, первые удары которого Русь услышала более 1000 лет назад.
Россия прошла в XX веке сквозь мучительные огненные испытания. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Строители светлого будущего пытались осквернить сияющий светлый антиминс России. Новомученики русские «были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления...» Но как говорит святитель Иоанн Злотоуст: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она — венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная». Голос и молитвы святых убеждают и утешают нас и в наше неспокойное и сложное время. Ф. М. Достоевский говорил: «Россия для того только и живет, чтоб хранить христианство. Кончится вера во Христа, кончится и русский народ».
Один иерарх нашей Церкви рассказывал, как в 70-е годы на одной международной конференции иностранные журналисты задали ему вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки бессмертны!» И когда мы задаем вопросы: А что вообще создало русскую цивилизацию? Что послужило скрепой, фундаментом, основой русской государственности? Что родило русскую культуру? Что помогло нам стать великой державой? То ответ, безусловно, один — Вера, Православие, Церковь, наши Святые!
Русь — она и сейчас, как и прежде, святая! Не потому, что на ней живут одни праведники, святые и угодники Божии. Нет! Россия утопает в грехах. Но потому Русь святая, что Церковь русская хранит в своих недрах евангельский идеал: «Будьте святы, потому что Я Свят». Потому что Православие в генах нашей души! И любой последний пьяница или законченный наркоман где-то в глубине своей души знает и понимает, что для него не закрыта дорожка в храм на покаяние. Любая блудница может услышать: «Иди и впредь не греши». И любой покаявшийся вор, взяточник, аферист или разбойник, такой как и Опта, основавший нашу обитель, может почувствовать, что Бог не отвернулся от него. И каждый более-менее здравомыслящий человек догадывается, что в рай не помогут добраться ни гроб из красного дерева, ни роскошные поминки, а только вера и добрые дела, которые человек смог стяжать в земной жизни.
Святая Русь — это возможность для каждого из нас, начиная с президента и кончая нищим, стоящим с протянутой рукой, осуществить главный замысел Божий о человеке — его обожение. Священномученик Иларион Верейский говорит, что «идеал Православия есть не прогресс, но преображение». Самое важное — не газопроводы и новинки вооружения, хотя и это, конечно, необходимо для страны; самое важное — это преображение человеческой души, преображение сердца каждого из нас.
Человек — это потерянная, но найденная драхма. Господь находит нас, находит драхму нашей души и радуется, если человек становится на путь спасения. И уже не только бабушки в белых платочках, но и люди самых разных сословий и возрастов заполняют наши храмы. «Звание каждого человека — свято!» — говорил Н. В. Гоголь.
Но духовная жизнь это не способ забыться от мира, от каких-то насущных забот. Духовная жизнь — это способ решить наши проблемы. В духе смирения, в духе надежды на Промысл и Любовь Божию. Христианину нельзя прятаться от жизни.
Святые зажгли навечно свечи своих сердец, чтобы Вселенная, погруженная во тьму забвения Бога, хотя бы немного отогрелась у этого света! И мы должны зажечь свои сердечные лампады. Чтобы тьмы стало меньше. Чтобы вместе с преподобным Силуаном Афонским могли воскликнуть: «Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя».
Мудрые как змии и простые как голуби, лучшие многих малых птиц, нищие духом, алчущие и жаждущие Правды русские святые уже прошли свой земной путь. Теперь они светят нам своими молитвами из Вечности. Весь сонм русских святых: от равноапостольной Ольги и до Царственных страстотерпцев, от преподобных Антония и Феодосия Печерских до Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Вси святии! Молите Бога о нас!», то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!» Своей молитвой святые охраняют каждый наш день!
Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Сегодня — всероссийский день ангела. Сегодня ликует русское Небо!
Игумен Тихон (Борисов).
***
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Русской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.
В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.
Первая - бесконечное терпение Господне. Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает. И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, - потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, - это терпение Господне находит свое выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит Апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.
Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть - лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.
Но явление Божие во Христе - иное; выдумать Его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить: Бога, Который делается униженным, побежденным; Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним... Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он дает пример, чтобы мы были таковыми, каков Он был.
И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Бога, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил, и теперь любит, и теперь осуществляет.
И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.
Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода - не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям. И это - одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории: что во все ее эпохи - были ли они светлые или мрачные - красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там переизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.
Наши святые - нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности - а не уязвимости, силы - а не пораженности, славы - а не унижения? Является ли наша жизнь во всех или, хотя бы, в основных ее проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой Апостол Павел нам говорит?.
А если не находим, то мы - вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской - кровью и не угасающей любовью. Аминь.
26 июня 2011 г.
Назад к списку