ИСТОРИЯ КИРИШСКОГО РАЙОНА (НОВОМУЧЕНИКИ ЗЕМЛИ КИРИШСКОЙ).
Историю Киришского района (Новоладожского уезда) можно проследить по документам и ревизским сказкам, начиная с 15 века. В них встречаются упоминания о храмах и настоятелях той эпохи. Так в селе Сольцы, что находилось напротив нынешнего города Кириши, в 1499 году настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы был священник Елисей. В храмах имелись чтимые в народе и чудотворные иконы, частицы святых мощей и Креста Господня, дары от царей и императриц.
На территории села Мыслово, где теперь находится промзона, рядом с храмом был святой источник. Прекрасные храмы и часовни, поклонные кресты, древние кладбища, церковно-приходские школы и училища-всё то, что создавалось порой столетиями, было уничтожено после революции 1917 года за 10-20 лет. Сейчас на месте величественных церквей лишь руины, остатки фундамента или бурьян, а на месте кладбищ, где похоронено не одно поколение жителей Новоладожского уезда, находятся промышленные здания.И хотелось бы начать повествование об утраченных святынях Киришской земли рассказом о храме святителя Николая Чудотворца в селе Мемино и его последнем настоятеле священнике Павле Брянцеве.
Село Мемино было известно с древнейших времён. Основателями его считаются финские народности. Известно, что полководец Александр Васильевич Суворов, в ходе Русско-шведской войны, разместил свой лагерь в этом селе. До середины 19 века в Мемино находилась часовня во имя св. пророка Илии. Часовня имела колокольню с тремя колоколами. Иконостас был сделан местными мастерами из елового дерева. Старинные иконы Воскресения Христова, святителя Николая Чудотворца и пророка Илии были почитаемы среди прихожан. Но жители села, имея только часовню, испытывали неудобство в исправлении церковных треб. И в 1863 году Св. Синод свои указом № 1634 разрешил построить в Мемино храм во имя святителя Николая Чудотворца. В том же году храм был построен по проекту инженера Бартошевского и 16.12.1863 г. освящён. К этому времени относится сказание, зафиксированное вторым настоятелем храма о. Владимиром Добровольским и рассказанное ему жителями села.
Однажды местные деды сидели у часовни и сокрушались, что нет у них храма. Вдруг появился старец с белой бородой и сказал, что не надо печалиться и что будет у них храм в честь святителя Николая. После чего старец исчез. Верующие считали, что это и был сам святитель. Стоит отметить, что почитание святителя Николая в Мемино было давней благочестивой традицией. К его помощи прибегали во всех затруднениях и житейских вопросах. Сохранилось описание храма, из которого известно, что церковь была деревянная и тёплая, имела колокольню. Фундамент храма был из булыжника. Строительство велось на средства прихожан под наблюдением священника Василия Ужинского и церковного старосты Терентия Федотова.
В храме имелся иконостас в два яруса и было 2 клироса. Первым настоятелем храма был назначен священник Василий Васильевич Ужинский. О. Василий родился в 1832 г. В 1859 г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию по 2 разряду. Служил надзирателем в училище на Лиговке в Петербурге, а в 1862 г. был рукоположен в сан священника. До 1863 г. он служил в Староладожском женском монастыре, а затем и был переведён в Мемино.
Благодаря его усердию всего за полгода в селе были построены сам храм, дом для причта, устроена школа. Известно, что о. Василий ходил по селу и под окнами крестьян становился на колени, прося их привезти строительный материал для церкви и школы. За свои труды он был награждён набедренником, скуфьёй и камилавкой. В 1864 году священник вновь обратился в Духовную консисторию за разрешением на постройку уже каменной церкви. 15.11.1865 г. разрешение на строительство было дано.
Особое усердие в сборе средств на постройку проявил крестьянин села Косьма Михайлов. Каменный храм строился по плану инженера Бартошевского. Господь послал благотворителей созидавшейся церкви. Средства пожертвовали петербургский купец Сергей Андреевич Семёнов и его зять А. Н. Суконин с супругой Александрой Сергеевной. 200 рублей на строительство передала графиня Елизавета Егоровна Ламберт. Графиня Ламберт была известна своей помощью многим храмам и монастырям России. Именно ей великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев присылал из-за границы свои письма. Скончалась графиня в 1883 году, до самой смерти участвуя в жизни меминского прихода. Также от имени императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго, было передано на строительство 100 рублей и древнее напрестольное Евангелие с её подписью: «В память усопшего государя наследника Николая Александровича». Это Евангелие стало одной из святынь храма. Оно пропало, как и многие другие святыни, при разграблении церкви в 1938 году и судьбу его пока установить не удалось.
Императрица была знакома лично с о. Василием Ужинским и оказывала ему всяческую поддержку в его начинаниях. С 1869 года строительство вместо инженера Бартошевского возглавил профессор архитектуры Михаил Арефьевич Щурупов. Он родился 15.07.1815 года. Рано осиротев, мальчик воспитывался в семье священника в Петербурге, где получил основы православной веры. В 1836 году Щурупов закончил Академию Художеств с малой золотой медалью. В 1840 году он отправляется в качестве пенсионера Академии в Италию, где 15 лет изучает памятники архитектуры и искусства. Среди его проектов того времени были проект памятника Наполеону Бонапарту, проект монумента Крещения Руси св. князем Владимиром и др.
В 1858 году Михаил Арефьевич возвращается в Россию и в том же году получает звание академика. В 1860 году за проект русского археологического музея он получает степень профессора. По его проектам были построены собор Воскресения Христова в Токио, соборный комплекс в Реконьской пустыне, соборы в Новой Ладоге и Усть-Ижоре, храм св. Николая Чудотворца на Чёрной речке в Петербурге, храм Смоленской иконы Божией Матери за Невской Заставой и многие другие храмы и часовни. Скончался Михаил Арефьевич в 1901 году.
Рассмотрев проект инженера Бартошевского, профессор Щурупов внёс в него значительные изменения. В 1871 году была построена колокольня с пятью крестами, а 5.12.1872 г. состоялось освящение нового храма. Храм был выстроен из кирпича. Купол был покрыт белым железом. Имелось 12 окон полуциркульной формы. Внутри храма стены и своды купола были расписаны фресками. В отчёте о. Владимира Добровольского есть сведения, что в куполе был изображён благословляющий Господь Саваоф, а на колоннах четыре евангелиста. В алтаре имелась фреска святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в византийско-греческом стиле и вмещал в себя 800 человек. Рядом с ним находилось сельское кладбище. На колокольне имелось 7 малых колоколов и 1 большой, весом в 100 пудов.
Документы донесли до нас имена тех, кто трудился над созиданием храма. Это крестьяне села Мемино Михаил Григорьев, Григорий Яковлев, Григорий Дорофеев, Григорий Иванов-Лазарев, серебряных дел мастер Косьма Гаврилович Хархаров, полковник Исаков и др. В 1873 году о. Василию Ужинскому «за усердие и труды по устройству церкви» было объявлено благословение митрополита Исидора. Отец Василий служил Мемино до 1879 года. 18.04.1879 г. он был переведён в Петербург в храм при Кушелёвской богадельне. Этот ревностный пастырь отошёл ко Господу 6.10.1881 года, будучи в Валаамском монастыре.
На место о. Василия был назначен священник Владимир Владимирович Добровольский. Он также немало потрудился на благо Православной Церкви. Миссионер по духу, о. Владимир обратил многих раскольников из числа крестьян, к православной вере. Своими проповедями и беседами он искоренил суеверия и остатки языческих обрядов среди своих прихожан. Его трудами построен дом для причетника, вокруг храма устроена каменная ограда, выстроено здание для училища. В 1882 году в храме были устроены и освящены боковые приделы. 10.06.1882 г. был освящён правый придел во имя св. пророка Илии, а 11.06. левый, в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». В этом же году по просьбе о. Владимира было дано разрешение на открытие в Мемино начального училища на базе приходской школы. Из учащихся был образован церковный хор. В храме св. Николая имелось много святынь, почитаемых верующими не только Мемино, но и всего Новоладожского уезда. Это икона св. Николая Чудотворца «с деяниями» в медной, посеребренной ризе, написанная усердием купца И.Ф. Шумилова. Эта икона почиталась прихожанами как чудотворная. Также был почитаем образ святителя Николая на кипарисной доске, написанный в Троице-Сергиевой лавре. В храме хранился выносной крест из певка с частицей мощей св. Александра Свирского и частью его мантии, а также частицей Животворящего Древа Господня. Этот крест было обретён под часовней в 1863 году.
В дар храму протоиерей А. П. Колоколов передал частицы мощей свят. Тихона Задонского и св. мученика Харалампия. И ежегодно в день памяти святителя Тихона для поклонения вместе с мощами износились и перчатки святителя, переданные в 1871 году о. протоиереем. Также у алтаря находилась икона с частицами мощей мученицы Стефаниды, святителя Василия Великого, св. благоверного князя Александра Невского, мученицы Акилины, преподобного Антония и преподобной Сусанны. Эту икону передал в дар храму купец Новинский.
Важнейшей святыней была икона Божией Матери «Достойно есть», присланная из Андреевского скита на Афоне. Это был список с чудотворной иконы, написанный иконописцем монахом Смарагдом. Список был прислан вместе с частицей мощей св. апостола Андрея Первозванного иеросхимонахом Петром Ксиропотамским. Вместе с иконой было передано письмо настоятеля Андреевского скита архимандрита Феодорита Крестовникова, которое бережно сохранялось прихожанами церкви. Икону из Петербурга доставили по Неве и Волхову к пристани, откуда с крестным ходом принесли в Мемино. В каждом доме был совершён водосвятный молебен с заношением иконы внутрь дома, после чего её устроили у алтаря в киоте. Праздник в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» стал особо почитаемым в уезде и в тот день в Мемино стекались массы паломников. О.Владимир служил в Мемино до 10.07.1897 г.
Следующим настоятелем стал священник Александр Яковлевич Смирницкий. Этот пастырь известен тем, что его трудами была создана община сестёр милосердия в Феофиловой пустыне. Затем в храме служили священник Модест Чижевский (до 22.06.1909 г.), священник Александр Флеров (до 8.10.1913 г.), протоиерей Владимир Добровольский (до 8.01.1914 г.), священник Стефан Любомиров (до 1918 г.).
Последним настоятелем храма стал священник Павел Алексеевич Брянцев. Он родился 23.10./4.11.1889 г. в селе Помялово Новоладожского уезда в семье псаломщика Свято-Троицкой церкви Алексея Павловича Брянцева и его супруги Марии Николаевны. Будущий пастырь рано потерял отца. В 1902 г. за казённый счёт он поступил в Александро-Невское духовное училище, а в 1908 г. в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию. В 1911 г. по окончании семинарии, Павел Алексеевич становится учителем Ларионовского земского училища. 18.07.1914 г. он был призван в армию рядовым и отправлен на фронт. 11.11.1914 г. в бою под Ловичем Павел Брянцев был ранен и отправлен в госпиталь. За мужество на фронте он был награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте. 6.07.1916 г. из-за последствий ранения (одна нога короче другой) Павла Алексеевича признали негодным к воинской службе.
В госпитале он познакомился с сестрой милосердия Евдокией Алексеевной Свиридовой, которая станет его женой. Свиридова была знакома с великой княгиней Елизаветой Феодоровной и попросила её о помощи раненому воину. 10.11.1916 г. великая княгиня отправила ректору Петроградского университета ходатайство, в котором просила его «оказать содействие к зачислению в число студентов Петроградского университета бывшего сельского учителя Павла Алексеевича Брянцева…». В том же году его принимают на историко-филологический факультет. В 1918 г. Павел Алексеевич работает учителем в Вындино-Островской школе, но начавшиеся гонения на Церковь побудили его просить о принятии сана. 3.05.1919 г. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) рукоположил его во диакона, назначив служить в Троицкой церкви села Помялово, а в 1921 г. о. Павел был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма во имя свят.Николая Чудотворца в Мемино.
9.12.1933 г. о. Павел был арестован ОГПУ. В обвинительном заключении сотрудники ОГПУ писали: «В конце декабря 1930 г. Волховским оперсектором было отмечено оживление среди наиболее реакционной части духовенства. Внешне это выражалось в организации торжественных соборных богослужений, тщательно подготавливаемых и обставляемых с максимальной помпезностью, с расчётом на привлечение внимания культурноотсталых масс крестьянства, на поднятие и укрепление среди них веры и увеличение числа молящихся. Естественно, что это же влекло за собой объединение и сплочение духовенства и давало возможность использования нелегальных сборищ в контрреволюционных целях. Внутренний процесс шёл по линии прощупывания, выявления и консолидации активных действенных элементов для борьбы с диктатурой пролетариата как среди духовенства, так и среди активных церковников-мирян. В этот же период отмечено было распространение среди духовенства контрреволюционной литературы, которая под флагом борьбы с безбожием призывало духовенство и верующих к сплочению для борьбы с советской властью».
На основе этого заключения 26.02.1934 г. Тройка ОГПУ приговорила о. Павла к 5 годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Севвостоклаг. 15 июня он пишет родным:
«Шлю вам сердечный привет и желаю всего наилучшего, а наиболее - тихого и безмятежного жития в домашней обстановке, что всего дороже… Явился я сюда с сильно истощённым организмом, поэтому, как слабосильный, несу обязанности сторожа. Дежурю по 12 часов в сутки. Заболел цингой, а излечиться здесь нечем…». 1.01.1937 года он пишет дочери: «Не думай, что годы детства и юности - лучшие годы жизни; нет, эти годы - лишь годы подготовки к жизни, и хорошо поживёт лишь тот, кто сумеет за эти годы хорошо подготовиться. Не унывай при мимолётных неприятностях: их уже нет - они уже ушли в невозвратное прошлое, старайся создавать хорошее настоящее и верить в лучшее будущее - вот те несложные правила жизни, какие вынес из неё я…
Суровый край, прекрасный, но не милый,
Где дни мои томительно текли,
Ты мне грозишь безвременной могилой,
Вдали от Родины и от друзей вдали.».
В феврале 1938 г. против о. Павла было начато новое дело, объединённое с делом архиепископа Онуфрия (Гагалюка)и епископа Антония. 27.02.1938 г. священник был вызван на допрос к следователю, который потребовал назвать имена членов контрреволюционной организации. О. Павел заявил, что об организации он ничего не знает. 17.03.1938 г. священник Павел Брянцев был приговорён к расстрелу. Он умер за 2 недели до исполнения приговора-13.05.1938 г. и был погребён в безвестной могиле.
Храм святителя Николая Чудотворца в Мемино был закрыт в 1936 г. и подвергнут разграблению. Исчезли бесследно иконы и мощи святых, а само здание храма было уничтожено. Прошли годы, закончилось гонение на веру и в 2000 году Архиерейский Собор постановил прославить в лике новомучеников и исповедников Российских священномученика Павла Брянцева.
Святая Церковь словами тропаря величает своего новомученика: «Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельского образе, священномучениче Павле, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии, до скончания века».
Священномучениче Павле, моли Бога о нас!
Используемые источники:
1. Генеалогический форум ВГД.
2. Санкт-Петербургский духовный вестник.1895-1901 гг.
3. Сайт "Русские церкви" фотосправочник - путеводитель.
4. Биография М.А. Щурупова.
5. Различные интернет - справочники.
6. игумен Дамаскин Орловский "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви 20 столетия. Материалы и жизнеописания к ним".
7. "Ленинградский мартиролог".
8. "Мартиролог новомучеников Санкт-Петербургской епархии".
9. "История Новоладожского уезда".
10. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости.1901-1914 гг.
11. сайт ПСТГУ "Новомученики России".
Назад к списку