Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

НОВОМУЧЕНИКИ ЗЕМЛИ КИРИШСКОЙ. ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ СМИРНОВ.

«Если взять в руку горсть российской земли и сжать её, то из неё польётся кровь новомучеников» ,- сказал один из деятелей русской эмиграции. И его утверждение с каждым годом новых исторических изысканий, становится всё актуальнее. В архивах ЧК-ГПУ-НКВД снимается гриф секретности и обществу открываются всё новые имена жертв эпохи, получившей в устах историков название «Большого террора».

Государственные деятели Российской Империи, представители духовенства, чиновники и купцы, рабочие и мещане, крестьянство и казачество, взрослые и дети - миллионы лиц мелькают перед глазами. И следственное «дело» почти каждого из них заканчивается пометкой: «Расстрелян».

Расстрелян, умер в тюрьме, умер в концлагере… И вся Россия проносится перед нами в этих следственных «делах». Репрессии не обошли стороной и территорию Киришского района. И среди тысяч невинно убиенных его жителей открылось имя ещё одного священнослужителя, пострадавшего за исповедание веры. Этим пастырем был иеромонах Макарий Смирнов.

Будущий священнослужитель родился 1.04.1877 года в селе Мелехово Новоладожского уезда (ныне это территория Киришского района) Санкт-Петербургской губернии. Его родителями были благочестивые крестьяне Евфимий и Анна Смирновы. Крещение младенца совершил священник Николай Крылов, настоятель Покровского храма села. Младенца при крещении назвали Михаилом, в честь Архистратига Божия Михаила.

С раннего детства родители привили сыну любовь к Богу и посещению храма. Все вместе они часто совершали паломничества в монастыри. Это способствовало тому, что у благочестивого юноши появилась мысль оставить этот мир и принять монашеский постриг.

Известно, что юный Михаил поступил в Духовную семинарию, а после её окончания принял монашеский постриг с именем Макарий и был рукоположен в сан иеромонаха. Никаких данных об этом периоде жизни будущего новомученика не сохранилось. До 1928 года о. Макарий служил монастыре в нынешней Тверской области. В 1928 году власти закрыли монастырь и батюшка служил священником в храме.

Священник мешал властям своей деятельностью и в 1933 году его обложили непомерными налогами, за неуплату которых о. Макарий был арестован. Тройка ОГПУ приговорила пастыря к 1 году заключения в исправительно-трудовой лагерь. В 1934 году о. Макарий был назначен в храм села Красная Поляна, где он прослужил вплоть до своего ареста.

В сентябре 1937 года храм был закрыт и против священника стали фабриковать новое «дело».

19 12.1937 года на допрос были вызваны «свидетели»:  секретарь сельсовета и председатель сельской кооперации. Они дали показания, суть которых заключалась в том, что священник просил прихожан о помощи в сборе налогов, говорил прихожанам о необходимости защиты храма от закрытия и собирал подписи под обращение к властям, когда храм всё - же закрыли.

Этих показаний следователям оказалось достаточно. С санкции начальника управления НКВД по Калининской области Гуминского, 19.12.1937 года, отец Макарий был арестован и заключён в Бежецкую тюрьму. В тот же день следователь допросил священника:

     - «Следствие располагает данными о том, что Вы в июле 1937 года в магазине села высказывали антисоветское суждение относительно советской власти. Расскажите по этому вопросу».

     -  «Нет, антисоветского суждения по отношению к советской власти я никогда не высказывал».

      - « Вы подговаривали верующих, чтобы они восставали против закрытия церкви».

      - «Нет, это я отрицаю, возможно они сами организовывались, я этого не знаю…».

      - «Материалами следствия установлено, что Вы дискредитировали органы советской власти, при этом наносили оскорбление работникам сельской власти, объясните по этому вопросу».

     - «Это неверно, я органы советской власти не дискредитировал и работниками сельсовета оскорблений не наносил».

     - «Скажите, Смирнов, Вы призывали граждан к тому, чтобы они призывали окружающее население посещать церковь?».

     - «Нет, это неверно, я один раз после службы просил верующих о том, чтобы они собрали средства для ремонта церкви, а то закроют церковь. Кроме того, я говорил верующим о том, чтобы они не давали снимать колокола в 1934 году».

     - «Вы признаёте себя виновным в том, что на протяжении ряда лет занимались конртсоветской агитацией среди населения?».

     - «Нет, виновным себя в контрсоветской агитации не признаю».

     - «Следствием установлено, что Вы, собрав верующих, призывали их к тому, чтобы они восставали против закрытия церкви, признаёте в этом себя виновным?».

    - «Этого я не признаю, я верующим говорил о том, что нужно ремонтировать церковь, а то её закроют, антисоветскую агитацию не проводил».

   - «Вы уличаетесь конкретными фактами в контрреволюционной агитации, признаёте ли себя виновным?».

   - «В контрреволюционной агитации виновным себя не признаю».

Этот допрос оказался единственным. После него о. Макария отвели в камеру. «Дело» было передано на рассмотрение Тройки УНКВД по Калининской области. Под председательством начальника УНКВД Гукинского 27.12.1937 года Тройка приговорила о. Макария к расстрелу.

Иеромонах Макарий Смирнов был расстрелян на полигоне НКВД под Бежецком 29.12.1937 года и погребён в безвестной могиле.

Мы не располагаем фотографиями преподобномученика, нам неизвестны подробности его жизни. Вся переписка батюшки, все его документы бесследно исчезли, были уничтожены аппаратом НКВД. И только его следственное «дело», подобно древнему мученическому мартирологу, зафиксировало последние дни его земной жизни.

Архиерейский Собор РПЦ в 2000 году постановил: «прославить иеромонаха Макария Смирнова в лике Новомучеников и Исповедников Российских, как преподобномученика». 

Святая Церковь чтит память преподобномученика 16/29.12.

Преподобномучениче Макарие, моли Бога о нас!

 

Игорь Медников, студент 4-го курса теологического факультета Санкт-Петербургской Русской Христианской Гуманитарной Академии.

Используемые источники:

1) "Расстрельный расчёт. Начальники УНКВД по Калининской области".
2) Иеромонах Дамаскин Орловский "Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ 20 столетия", Тверь,1999 г.
3) сайт ПСТГУ (раздел, посвящённый новомученикам).
4) электронный архив УФСБ, Дело № 23027.


Назад к списку