Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

НА ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вот уже и  Прощеное воскресенье.  В храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения.

Уже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…

Душа трепещет. Хочется начать жизнь заново, прожить по-иному эти дни, чисто, свято, отказаться от суеты, не прилепляться мыслями и сердцем ко всему земному, и заботы житейские делать только руками, а мыслями быть горЕ.

И замираешь душой — сможешь ли сейчас от сердца всех простить? Получится ли нелицемерно кланяться и падать ниц, сумеешь ли выбросить из головы все мелкие обиды, которые, возможно, накопились в храме, и крупные обиды, которые были дома или на работе, с друзьями.

Проще всего прощения просить у малознакомых людей. Мы падаем на деревянный пол храма, бьем головой поклон, ладонями касаясь пола, поднимаемся и обнимаемся.. «Прости меня!» «Бог простит. Меня прости!» И в ответ: «Бог простит».

Везет монахам. У них в обителях ежевечерне такой чин прощения. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Выполняется этот совет буквально. Мирянам сложнее. У них такой чин раз в году.

Вот и хочется войти в Пост очищенным от всяких обид, без камней за пазухой, и чтобы это было от души, нелицемерно, а от всего сердца. И так себя хранить до самой Пасхи. Да и  всю жизнь.

А что же Постом? А постом тоже  искушения. Не удастся нам ровно-гладко отговеть совсем без огорчений, соблазнов, обид. Как назло, первые три дня ходишь голодная и злая.  Всё не так, и чего-то не хватает. И это при всем огромнейшем желании поститься строго, мало говорить, поменьше есть, и не отвлекаться мыслями на суету, и на чужие грехи. А вот тут-то нас и ожидают сюрпризы.

На ровном месте возникает непонимание с близкими, на работе, даже в храме. Мы склонны в мелочах винить других, не уступаем, нас задевает то, что в другое время вовсе не замечаем, мы преувеличенно видим обиду, нам нанесенную, мы чужие слова сразу толкуем как оскорбление, и видим в них дурной смысл. И готовы взорваться, высказать, отчитать, обличить, оправдаться, и дать «достойный» ответ оппоненту. И тут всё. Наше благодушие нарушено. Молитвенный и немногословный настрой потерян, потерян мир в душе. Обычно это называют искушением. Как тут быть? Ведь бьют почему-то в самое больное место, о котором ты раньше и не догадывался, или не обратил бы внимание. И откуда что берется?

Одной моей подруге батюшка перед Великим постом сказал: «Если тебя будут обижать, надсмехаться, задевать, не отвечай им. Даже если б это казалось очень обидным и несправедливым. Не надо тут оправдываться или спорить. Ты просто промолчи. Т.к. в это святое время враг нас искушает так.»

Я сама опробовала этот способ. Как это просто! Ты не должна входить в рассуждение, правильно ли тебе сказали, или нет, действительно ли ты такая, как тебя назвали, или наговаривают, не надо думать, как «достойно» ответить обидчику. Ты просто молчишь, и так сохраняешь мир душевный, и на обидчика не накидываешься, чем покрываешь и его грех.  Т.к. когда возьмешься отстаивать свою правоту, и ставить оппонента на место, тут нас и подлавливают на раздражении, осуждении, спорах и обидах. Лишняя строчка на исповеди, да и пост испорчен, особенно перед Причастием. А так хочется с мирным сердцем прийти к Пасхе! Да и причащаться сложно после ссоры.

***

Ну а сейчас, стоя в темном храме и слушая  заунывный распев 136-го псалма «На реках Вавилонских…»,  вспоминаешь, с кем еще не помирился, как и чем мог кого обидеть, и как обижался на других, может даже и в мелочи, может даже на клириков в чем-то, смиренно тут же просящих прощения… И повергаешься ниц к ногам настоятеля, и других батюшек и клира.

А в это время в этом монастырском храме, в другом приделе, братия друг другу бьют поклоны, падают на пол в длинных мантиях и высоких шапках, одеждой своей напоминающие волшебников, а потом поднимаются и целуются в плечи.

Хорошо быть постом на монастырских службах. Тут и доли самодовольства не может возникнуть. Т.к. всегда есть к чему стремиться… Ты постишься без масла первую неделю? А они первые три дня пьют один отвар лаврушки, в лучшем случае- картошку в мундирах с солью. Ты ходишь каждый день на Канон Андрея Критского? А они вообще свободны на эту неделю от послушаний, и молятся по кельям, хозяйственная деятельность монастыря на Первой неделе сведена к минимуму. Ты стараешься не говорить  ни о чем лишнем хотя бы первую неделю? Они вообще почти не говорят, только взглядами приветствуют друг друга. Ты среду и пятницу выдерживаешь без масла, сухоядение? Они в среду, пятницу и понедельник вкушают один раз, после вечерней службы.

По поводу молчания. Это ведь тоже вид поста. На себе проверила. Чем меньше говоришь — тем меньше искушений. Тем легче быть сосредоточенным и молиться, даже и на работе. Точнее, молитва и помогает меньше говорить. Да, непросто сразу после Масленицы перейти в такой режим.

И тут помогают частые службы, и открытые книжки святых отцов, этих знатоков человеческого сердца, а также средств для излечения оного. Уже даны все рецепты, но именно в посты мы более открыты для этого учения, и читаемое по-иному ложится на сердце, более глубоко понимается, обдумывается неторопливо, и откладывается в сознании. Хорошо, что у нас есть такие учителя, которые любили нас за много веков до того, как мы родились, и оставили нам такие сокровища.

Например, я всегда пропускала главу у Иоанна Лествичника «О священном безмолвии тела и души». Думала, безмолвие- это только для отшельников. И в одну трудную минуту один незнакомый человек сказал мне случайно: «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от него все, что просит.». Я спросила- откуда это? «Из Лествицы». Прийдя домой, я лихорадочно стала искать, в какой же главе, о чем именно? И оказалось это в той самой главе, которую я так старательно обходила, считая, что это не для меня.

Поэтому хочется дорожить этим временем Поста, он проходит незаметно, нам всё кажется- еще впереди шесть недель, еще впереди месяц, еще две недели, и вот уже подготовка к Пасхе, уборка квартиры, мойка окон, а мы и не причастились ни разу, и книжку никакую духовную не открыли. На что потрачено время?

Конечно, забот много, особенно когда большая семья. И тут выручают православные аудио диски, фильмы, даже поездку в метро можно провести в книжкой в руках. Например, я была поражена записью толкований Лествицы, подаренную мне подругой. Где батюшка объясняет своим прихожанам на доступном нам языке о том, что писал святой, якобы исключительно для монахов, а уж совсем не для нас, супер-занятых и во многом ведь весьма продвинутых, мирян. И слушая, печально замечаешь свои ошибки, свои самооправдания, и видишь тот рой страстей, с которым даже и не пытаешься серьезно бороться. Зато он загорожен массой необходимейших дел. Да так, что и заглядывать в него порой страшно.

***

Однажды одна наша пожилая прихожанка сказала мне на ушко: «Хочешь, открою секрет о том, как легче поститься? Нужно накануне обязательно побывать на службе Прощеного воскресенья. Там читаются коленопреклоненные молитвы о том, чтобы Господь подал нам силы на эти дни. И тогда уже поститься намного легче и радостней». Вот и стараюсь этот рецепт соблюдать. Кажется, помогает.

Возвращаясь со службы, уже с трудом понимаешь, как можно за ужином сегодня есть скоромное? Уже ведь пост. Но в этот вечер еще разрешается.  И стараешься доесть все вкусности, блинчики, сметану, чтобы дома уже ничто не смущало в холодильнике. Тут, наверное, можно поучиться у некоторых клириков, с которыми мне пришлось случайно встретиться. Услышала такую команду матушкам: « У нас остались конфеты. Раздавайте.» «Да кому раздавать?» Вот кого увидите- тому и раздавайте.» Дело было в книжной лавке храма,  и мне тогда тоже досталась конфета. Может, этот совет подойдет и для мирян. Всегда ведь есть рядом те, с кем можно поделиться. И уже за несколько дней до Поста немного одаривать излишками тех, у кого этих продуктов может и мало.

***

В заключение, хотела бы рассказать ошеломившую меня историю, приключившуюся с моей болезнью под названием «гастрит» «во дни печальные Великого поста».

Тут, видимо, нужно как в рекламе вывесить строчку: «Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь с лечащим врачом». Но поскольку история произошла со мною лично, и сильно поразила, то я хотела бы ею поделиться. При этом еще раз напомню про врача.

Обнаружилась у меня болезнь такая- гастрит. Обнаружилась случайно. Я и не знала, что некоторое мое некомфортное самочувствие- это предъязвенное состояние, как его охарактеризовали врачи. Назначили мне лечение, я честно отпила все дорогие лекарства, мне назначенные, старалась держаться диеты.

Но полностью гастрит за два месяца вылечить не удалось. И кушать я могла далеко не всё. Приближался Великий пост. Поскольку тема это очень популярная – послабления в посте, я и заручилась благословением священника на молочное. Болящим разрешается.

Несколько поуспокоившись от своих переживаний, как де я буду поститься, когда сырые овощи и фрукты врач запретил, и ни капустки тебе квашеной, ни соленых огурчиков, картошка и та ограничена, я вступила в Великий пост. Решила, что первую неделю проведу без скоромного, ну не умру же я за семь дней от овсянки на воде, и от горохового супа? Тут, честно сказать, может я постилась и не по уставу, маслице себе позволяла. Но прошла неделя, прошла другая, готовились салатики из вареных овощей, супы-пюре, много оказалось доступной пищи, как-то я и пережила весь пост без молочного.

Но каково же было мое удивление, когда в конце Поста я пришла на плановую гастроскопию, и врач сказал, что эррозий в желудке никаких не осталось! Хотя до поста они еще были. Я несколько раз переспрашивала, может ошибся врач? Были же они! А лекарства я давно уже пить прекратила. Вобщем, с недоумением ушла из кабинета. А после разговения поняла. Т.к. перейдя на бутербродики, тортики,  и запеченное мясо, желудок мой почувствовал резкую разницу,  и не оставил мне сомнений, с чем ему гораздо легче и веселей справляться. Да и состояние кожи на лице  в постные дни вызывает массу комплиментов от окружающих. Вот, оказывается, почему монахи так молодо выглядят! Лет на десять-двадцать моложе. Они же мясо не едят! И постятся часто.

Предвижу критику оппонентов, может быть и врачей. Без сомнения, не все болезни выдержат Великий пост, такой длинный и строгий. Я лишь рассказала о своём личном опыте.

Но и этот опыт не лишен в чем –то комичности и назидательности. Накануне этого поста я с пеной у рта спорила на Кураевском форуме о том, что от постной пищи больные еще больше заболеют. И народ в основном соглашался, да-да, конечно-конечно, болящим разрешается, без вопросов. И лишь один мужчина смело заявил, что болезни как раз постом и исцеляются. И я была его горячим оппонентом.  И вот убедилась в его правоте.

С Великим Постом вас, друзья!


Назад к списку