Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПОДВИГ БЕЗЫМЯННОЙ МАТЕРИ

Праздник святых Сорока мучеников Севастийских очень любим в народе, и житие христолюбивых воинов мы перечитываем и вновь выслушиваем ежегодно. Тем не менее, мало кому известно, что вместе с Сорока мучениками страдала и мать самого младшего из воинов, Мелитона, вдохновляя сына на подвиг. Об этой женщине напомнил в своей проповеди митрополит Лимассольский Афанасий.


Вчера во время всенощного бдения в день памяти 40 мучеников, который мы праздновали, я внезапно подумал, что могу вам рассказать некоторые вещи о жизни этих великих святых нашей Церкви. Я вам расскажу один-два отрывка из их жития, которые приводятся в cинаксаре нашей Церкви. И в продолжение я вам расскажу, как эти мученики и подобные им святые могут говорить с нами сейчас и отвечать на вопросы нашей эпохи.

Вы знаете, что святые 40 мучеников пострадали в 320-е годы при императоре Лицинии, который был большим противником христиан. Эти воины происходили из Каппадокии и служили в городе Севастии под началом Агриколы. Он заставлял людей поклоняться языческим идолам, ложным богам. Но эти воины оставались верными истинному Богу, Богу отец наших. Эти 40 воинов были собраны вместе, их поставили перед начальством и допросили. Они должны были ответить, исповедуют они Христа или нет. На каждый вопрос мученики отвечали «Христианин есмь». «Как твое имя?» – они отвечали: «Христианин». «Откуда ты происходишь?» – «Христианин». «Кем работаешь?» – «Христианин». На вопросы о родителях и родственниках они отвечали «Христианин». На все вопросы они отвечали одним и тем же ответом: «Христианин есмь». После этого им выбили камнями зубы, и Агрикола велел отвести их на Севастийское озеро, раздеть и поставить в воду. В этом ледяном озере у города Севастии они мученически окончили свою жизнь.

Смерть человека в холодной воде, в ледяном озере очень болезненна. Эта смерть тяжелее, чем от огня. Но святые мученики, как сказано в тропаре, оставались верными. Они были отведены на место страданий и провели ночь в ледяном озере.

На берегу озера правитель соорудил теплую баню, чтобы их соблазнить, чтобы они захотели прекратить свои мучения, согреться и сохранить жизнь. Один из 40, к сожалению, испугался смерти и побежал к тому месту, где стояла горячая баня, но к несчастью, упал и умер. Он потерял и свою жизнь, и Царствие Небесное. А один солдат увидел, как 40 венцов спускаются с небес на головы мучеников, но один из них оставался свободным, так как тот, кому он предназначался, сбежал. Благодать Святого Духа коснулась его сердца, он побежал в озеро и пострадал вместе с мучениками. Его имя было Аглай.

Были там и еще одна мученица, имя которой не сохранились, хотя она упоминается в синаксаре, по моему личному мнению, самая великая. Это мать одного из мучеников, который был самым младшим по возрасту. Его имя было Мелитон. Он был самым младшим из 40, таким же воином, который пострадал за свою любовь к Христу. Его мать тоже пришла к ледяному озеру и, поскольку была христианкой, начала говорить слова наставления и утешения своему сыну. Она говорила: «Не бойся претерпеть страдания от эпарха».

Как сказано в последовании утрени, мать Мелитона, младшего из мучеников, боялась, что ее сын избежит мученичества и останется без своей награды, что страх смерти и любовь к жизни победят любовь ко Христу. Она встала напротив своего ребенка, посмотрела в его глаза, и сказала ему такие слова: «Сын мой сладчайший! Потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе!»
Она не говорила те простые человеческие слова, которые сказала бы любая мать, она превзошла свою человеческую, женскую природу. Подумайте, какую силу духа имела эта мать!

(Отрывок из синаксаря, процитированный митрополитом Афанасием, приводится в изложении святителя Димитрия Ростовского)

“И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами, на которых как снопы зрелой пшеницы везены были тела святых мучеников. Когда же мученик несомый матерью испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников. Когда тела святых мучеников привезены были на место сожжения близ реки, воины по распоряжению нечестивых судей, собрав много дров и хвороста, приготовили весьма большой костер и, возложив на него тела святых, подожгли его”.

Как только она отнесла тело своего ребенка к телам остальных святых, мать Мелитона предала душу свою в руки Христа Господа и была причтена к мученикам.

Думаю, братья мои, что эта мать, эта женщина может нас научить очень многим вещам и затронуть наши сердца. Потому что нами движут человеческие слабости и мирские ценности, которые не оставляют места для благодати Христовой в нашем сердце. Поэтому, я полагаю, важен для нас этот текст и празднование Сорока мученикам.

Нынешнее состояние всего мира, состояние нашей родины, наших ближних – это состояние, которое вызывает у нас много беспокойства, затруднений, вопросов, куда движется мир, как бороться с обстоятельствами, которые перед нами, что случится, как развиваются события… Достаточно послушать новости и получить оттуда информацию, чтобы понять, что некое мрачное облако закрыло горизонт. Мы очень по-человечески страдаем от безнадежности. Мы постоянно пребываем в неведении относительно того, что случится.

Христос приходит не для того, чтобы перевернуть весь мир, не для того, чтобы изменить порядок вещей. Христос не пребывает в неведении, как пребываем в неведении мы. Христос не страдает из-за того, что что-то может разрушить Его планы.

Он всеведущий, всеблагой и всемогущий, у Него есть путь, и сила, и мудрость, и любовь для того, чтобы дать человеку выход, решение.

Что же происходит с самим человеком?

Продолжение проповеди, где митрополит Афанасий рассказывает о том, чем мирская логика отличается от евангельской логики, читайте на на нашем сайте в ближайшие дни.

Проповедь была произнесена 10 марта 2012 на подворье Киккского монастыря в городе Никосия в рамках лектория, организованного братством Святого Апостола Варнавы.


Назад к списку