ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Восхождение на Фавор
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - это таинственное явление Божественного Величия и Славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
В основу праздника положено событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа. О Преображении повествуют все три синоптических (Матфей, Марк, Лука) евангелия.
В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал подготавливать к ним учеников Своих, чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Он сказал ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, который провозгласит себя царём Израиля, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Ведь, не смотря на то, что апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (особенно после насыщения 5000 человек), но и они жили общееврейской надеждой, что Иисус Христос прежде всего ожидаемый Мессия, который будет земным царем Израилевым. Менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
Через 6 дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях, Он с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, в Галилее, что в двух часах ходьбы на юг от Назарета, чтобы помолиться. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1).
В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» – то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.
Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Куща – это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.
Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако: «се, облако светлое осенило их». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище, в Святая святых, когда туда внесли Ковчег завета: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8:10-11).
Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» — те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: «Его слушайте», что должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор. 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Иисусе.
Услышав эти слова, ученики «пали на лица свои и очень испугались», но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь!» Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.
С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых», чтобы люди, слыша о такой Его Славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым.
Почему именно Моисей и Илия, а не кто-то иной? Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки. В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя: сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа, и первый и сильнейший из пророков – Илия.
Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому "и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа". Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью.
Преображение – событие, которое имеет и еще одну грань. Это и обращение к каждому из нас. Христос пришел к нам, чтобы обожить человека. И тот свет, открывшийся на Фаворе, Он готов даром дать нам. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи, тот и может принять Божественный нетварный Свет. Сила, преображающая человека, подается через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.
Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные и истинные страдания ради нас и нашего спасения.
Да сияет нам Фаворский свет!
19 августа — Преображение Господне, один из двенадцати самых важных, самых почитаемых праздников Православной Церкви. Какие же события легли в его основу? И каков его духовный смысл? Об этом повествуют все три евангелиста, кроме Иоанна…
За несколько дней до Своих Крестных страданий Господь возвел трех ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для молитвы. Стояла ночь, время было предрассветное, а ночью, по обыкновению, Он любил молиться. Оставив их, взошел чуть выше на гору, чтобы побыть в уединении. И в это время произошло удивительное чудо. Ученики, очнувшись от сна, вдруг увидели своего Учителя в сиянии Божественной славы. Одежда Его сделалась белой и блистающей, как снег, а лицо преобразилось как яркое солнце.
Он беседовал с двумя пророками — Моисеем и Илиею. Беседа продолжалась на глазах учеников, вероятно, не очень долго. И когда Моисей и Илия стали исчезать из виду, отходить от Спасителя, Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (иными словами, три хижины): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Фавор — отдельно стоящая гора в Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета. Высота ее — 588 м. Она отделена от всей цепи гор и имеет ровную округлую форму от подошвы до вершины, отчего и получила своё название. В переводе Фавор значит центральное выпуклое место. Когда древние писатели хотели представить нечто возвышенное и величественное, брали ее для сравнения...
Внезапно тень от необычного облака упала на них, и они со страхом и изумлением вошли в это облако. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5), — прозвучал Голос свыше. Ученики испугались так сильно, что пали наземь, «на лица свои» (Мф. 17, 6). «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». (Мф. 17, 7). «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса». (Мф. 17, 8). Он кончил говорить, и всё пропало, остался Он один в Своем обычном виде. «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17,9). Так выглядит в Евангельском изложении история Преображения Господа Иисуса Христа. Но у пытливого читателя могут возникнуть вопросы…
ПОЧЕМУ ОН ВЗЯЛ ТОЛЬКО ТРЕХ УЧЕНИКОВ?
Почему не взял всех двенадцать? Блаженный Феофилакт Болгарский так отвечает на этот вопрос: «Потому что Иуда не был достоин своими предательскими очами видеть славу Преображения Христа. Некоторые могут сказать: почему же тогда Он не оставил Иуду одного внизу и не взял с Собою прочих? Но мы не премудрее Христа. Если бы Он одного Иуду оставил, то могли бы сказать: это оскорбило Иуду, потому и продал он Господа. Оставил его в городе с прочими учениками, чтобы трех прославить видением, а остальных сделать блаженными через веру слышанному: «блаженны не видевшие и уверовавшие». Кроме того, Господь взял троих, чтобы исполнилось сказанное ранее: «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18,16).
Кто же были эти трое? Избранные свидетели — самые близкие ученики Христа. Петр, который горячо любил Учителя; Иоанн, которого Господь Сам очень любил; Иаков, который был ревнителем веры. Ревность его видна из того, что он хотел пить чашу страданий Господа, и из того, что позднее царь Ирод убил его мечом в угождение иудеям. Итак, светлейшее преображение Иисуса видят лишь те, кто преуспевает в вере и кто тверд в добре.
ПОЧЕМУ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРОИЗОШЛО НА ГОРЕ?
Господь возводит учеников на высокую гору, чтобы показать: тот, кто не возвысится над земным миром, никогда не будет достоин высоких Божественных созерцаний. Кроме того, Он имел обыкновение славнейшие Свои чудеса совершать втайне. Вот и на сей раз просветление лица Его видели не толпы народа, а только три ученика.
Освящение начатков урожая
В праздник Преображения, по церковному уставу, предписывается освящение первого виноградного урожая, из которого будет изготавливаться литургическое вино. В России вместо винограда освящают яблоки, сливы, груши — то, что созревает к этому времени. Обычно прихожане приносят их в храм в красивой посуде, украшенной вышитыми полотенцами и салфетками. Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование. При этом одну долю передают духовенству, а другую раздают бедным, инвалидам, детям-сиротам в интернатах и заключенным в тюрьмах, чтобы у всех была радость о Господе, даровавшем новый урожай и явившем людям новую Свою милость. Церковь молит Господа, чтобы Он даровал освящение души всем вкушающим эти плоды, чтобы хранил жизнь людей в покое и радости, и чтобы впредь обильно умножались эти плоды.
ДЛЯ ЧЕГО ЯВЛЯЛИСЬ МОИСЕЙ И ИЛИЯ?
И о чем беседовали они с Господом? Как говорит Лука (9, 31), об исходе, «который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», — то есть о предстоящем распятии. На горе Фавор явились Ему именно два этих величайших пророка: Моисей и Илия, чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых. Ибо Илия был пророк и никогда не умирал, но живым был восхищен на небо на огненной колеснице. Он снова должен прийти на землю перед Вторым пришествием Христовым, чтобы изобличить антихриста.
А Моисей был законодавец (дал Израилю Закон Божий) и давным-давно умер. И вот Моисей, прежде многих родов умерший, обратившийся в прах, — а ныне на глазах учеников воскрешен и жив! И беседует со Христом. Он воскрес для того, чтобы никто, видя Господа во гробе, не сомневался в том, что и Христос встанет. Если Он смог воскресить многолетнего мертвеца, тем паче и Сам может воскреснуть. Являя Моисея и Илию ученикам, Господь научал их подражать пророкам: быть кроткими и общительными, как Моисею, а когда нужно — ревностными и непреклонными, как Илия. И столь же готовыми терпеть всякие опасности за истину, как претерпели при жизни тот и другой.
ЧТО ТАКОЕ НЕТВАРНЫЙ СВЕТ?
Так как Преображение произошло на горе Фавор, потому и свет, который видели ученики, именуется нетварным Фаворским светом. Это совершенно особое, ни с чем не сравнимое явление: благодатное, дивное сияние исходит от Самого Бога. После того, как ученики своими глазами увидели величие и славу Христову, могло ли у них остаться сомнение, что, если захочет, Он сможет победить все напасти мира, всех врагов Своих?! В его руках — неисчислимые Небесные воинства, но при этом Он добровольно избирает путь крестных страданий за падшее человечество. Смерть ради спасения мира — главная цель Его пришествия на землю. В XIII веке святитель Григорий Палама писал, что нетварный свет доступен восприятию человека и дает ему ощущение великой радости. В этот праздник облачение духовенства и облачение всего храма бывает белым — в воспоминание о блистающе белых одеждах преображенного Спасителя.
ЧТО ЗНАЧИТ: «ХОРОШО НАМ ЗДЕСЬ БЫТЬ»?
Петр говорит эти слова по великой своей любви к Учителю, не желая, чтоб Он пострадал от рук иудеев. Он имеет в виду, что хорошо бы не ходить к ним и не предаваться на смерть. Если б кто из врагов и пришел сюда, на гору Фавор, у нас есть могучие помощники — Моисей и Илия. Первый одолел египтян, а второй свел огонь с неба. Такими они покажут себя и в тот момент, если сюда придут враги.
Так говорил Петр от великого страха. По замечанию Луки, «сам не знал, что говорит». Необычайность видения так поразила его, что он не понимал надлежащим образом своих слов, желая Иисусу остаться на горе и не страдать за нас. Впрочем, боясь показаться своенравным любимому Учителю, он добавляет: «если хочешь». Только тогда поставим три кущи...
ЗАЧЕМ ЗВУЧАЛ ГОЛОС С НЕБА?
Чтобы ученикам стало ясно: ты, Петр, заботишься о крове рукотворном, а Отец Небесный окружает Меня другим кровом — нерукотворенным облаком. Он показывает: как ранее Бог являлся древним иудеям в облаке, так и Сын Его. Только здесь облако светлое, а не объятое мраком, как древле. Потому что здесь Он хотел не устрашить учеников, а научить. Слова, изреченные свыше, «в Котором Мое благоволение», означают: Который Мне угоден, в Котором Я почиваю. И последующее наставление «Его слушайте» значит: не противьтесь Ему, даже если Он идет на крестную смерть.
ПОЧЕМУ УЧЕНИКАМ БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО ГОВОРИТЬ ОБ УВИДЕННОМ?
По смирению Своему Христос заповедует ученикам до срока никому не говорить о дивном событии. Чтобы в момент, когда люди увидят Его распятым, никто не соблазнился, приняв Его за обманщика, который только призрачно совершает дела, свойственные силе Божией.
Нужно вникнуть и в то, что видение Бога учениками следует «по прошествии дней шести» — как и мир сотворен был в шесть дней. Поэтому если ты, человек, не переступишь за пределы мира и не вознесешься на гору, то никогда не увидишь света! Подобно же Петру не говори: «хорошо нам здесь быть», ибо всегда потребно преуспеяние. Не нужно останавливаться на одной ступени добродетели и созерцания, а нужно переходить к другим.
Тропарь праздника
Преобразился eси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Якоже можаху — насколько ученики могли видеть славу Господа. Присносущный — вечный, всегда существующий. Светодавче — податель света.
...Праздник Преображения научает нас внимательной жизни и духовной чистоте. Чтобы удостоиться видеть Господа во славе, никакие грехи, никакие заботы и треволнения не должны стать преградой между нами и Христом. В нашем сердце все должно померкнуть пред величием Божиим, а отблеск Фаворского света да просияет в наших словах, поступках и христианском образе жизни.
(«Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Евангелие от Матфея».
М., «Лепта») 15.08.2013
19 августа православные христиане вспоминают Преображение Господне - событие, свидетелями которого стали ученики Христа: Петр, Иаков и Иоанн. Знамение на Фаворской горе, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор - один из ключевых эпизодов Нового Завета. Наш корреспондент побывал на месте евангельских событий, спустя почти 2000 лет.
Ни в одном Евангелии не названа гора, где ученикам явились преобразившийся Христос, пророки Илия и Моисей, но со времен равноап. царицы Елены этим местом почитают 588-метровую гору Фавор
Национальный парк "Гора Фавор"
Большой автобус не может заехать на гору по серпантину. Паломники пересаживаются на автобусы поменьше, или поднимаются пешком
Многие стараются идти по одному, чтобы не мешать друг другу молиться (существует традиция, поднимаясь на Фавор, читать 50-ый псалом)
Наверху дорога разветвляется: налево православный монастырь, направо католический. У монастырей давняя история дружбы: в своих "Хождениях на Святую Землю" русский паломник XII века игумен Даниил описывает радушную встречу его и спутников с католическими монахами, а когда египетский султан Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, его монахи скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Впрочем, в 1187 году пал и он и все постройки на горе были уничтожены мусульманами, нынешние монастыри были воздвигнуты во второй половине XIX века
Вид на греческий православный монастырь Преображения Господня
Мозаика внутренней стороне монастырской колокольни
Главный храм монастыря - вид снаружи (на балконе - греческий флаг и флаг иерусалимской патриархии)...
...и внутри. "Гора Фавор" написано на двери по-гречески
Храм, как и многие на Святой Земле, украшался в том числе и на пожертвования из России
Камень, на котором по преданию стоял Господь
Чудотворная икона Божией Матери. Была найдена в тубусе - приплыла к Израильским берегам по морю. Греки оставляют у иконы фотографии тех кому нужна помощь
Некоторые оформляют свою просьбу вот в таких серебряных пластинах, иногда их приносят уже как знак благодарности
Паломники читают Евангелие, чтобы освежить в памяти события, которые произошли на этом месте
Одиноко стоящая гора привлекает не только паломников, но и парапланеристов
Вид с горы Фавор
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ
Назад к списку