Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

30 сентября память мучениц ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ.

Сегодня - день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

 

         

Во II столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит премудрость. У нее было три дочери - Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их на мученический подвиг, несмотря на то, что старшей Вере было всего 12 лет, Надежде - 10 лет, а младшей - Любови - 9.

Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречься от веры под угрозой пыток. Три дня готовила святая София своих малюток к мученическому подвигу. И Сила Божия помогала им. Первой пострадала старшая сестра: после жестоких пыток ей отсекли голову. Затем мучениям была предана Надежда. Перед казнью она поцеловала сестру и мать и сказала: «Предстанем вместе Святой Троице». Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела сестер и сама вошла в приготовленную горящую печь. Огонь не опалил ее, и Любовь была также усечена мечом.

Тела дочерей святая София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету, – оставляя ей жизнь в безысходном горе и одиночестве. Но Господь утешил святую. Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрестанной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившей ее с дочерьми в Царстве Того, любовью к Которому были исполнены их сердца. 

Ничто не смогло отвратить от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им благочестивая мать. Поэтому для нас очень важно и поучительно знать, как воспитывали древние христиане своих детей, которые оказывались так тверды в вере, что даже мучения не могли заставить их сойти с истинного пути.

Первенствующие христиане не только заботились о том, чтобы самим наследовать Царство Божие, но и о том, чтобы детей своих сделать достойными его сынами. Именно на это было направлено все образование и воспитание, какое они старались им дать.

Древние христиане старались запечатлеть в детском уме живое познание Христа с самого раннего возраста. Имя Спасителя дети впитывали с молоком матери и поэтому с самых малых лет они бестрепетно исповедовали его перед мучителями. Родители знали, как дороги в деле воспитания первые годы детства. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они старались прежде всего внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, желая предупредить влияние вредных впечатлений и в самом начале дать их жизни благочестивое направление. Священное Писание было первой книгой христианских детей, а после него родители давали детям для чтения сочинения святых отцов. 

В молитве древние христиане проводили наибольшую часть своего времени, приучая к этому и детей. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанной молитвой. Молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; с молитвой садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву. И к этой непрестанной молитве призывались и дети: они учили известные молитвы на память, пели гимны и псалмы, участвовали в богослужениях.

Первенствующие христиане старались удалять своих детей от всего, что могло бы возбудить в них нецеломудренные мысли и действия. Детям не позволялось присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; читать соблазнительные сочинения языческих писателей; их слух хранили от светских песен; их удаляли от общества неблагочестивых людей и лиц другого пола. Приучали детей к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. Оградив детское сердце от этих соблазнов, родители старались укоренить в нем христианское благочестие. И главным здесь было показать живой пример. «Помните, - писал блаженный Иероним родителям, - что лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Дети в лице своих родителей имели образец всех внушаемых им добродетелей. Они слышали и видели непрестанные молитвословия, глубокое смирение, умеренность и скромность в одежде, воздержанность в пище, целомудрие, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, милосердие и т. п. 

Родители большей частью сами занимались воспитанием и образованием своих детей, и, конечно, преимущественно эту обязанность брали на себя матери. Блаженный Иероним писал одной благочестивой родительнице: «ты сама должна быть наставницей своей дочери; тебе должна подражать ее неопытная юность. Ни в тебе, ни в своем отце она не должна видеть ничего порочного». Древние христиане знали, как особенно силен пример благочестивой матери. Вот как взывал к своей покойной матери один учитель Церкви: «Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву; тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа - чувство благочестия, и этого чувства не могли истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь». 

И мы, современные родители, вполне можем, надеясь на помощь Божию и молитвы святой Софии, чудной воспитательницы для Царствия Божия своих святых дочерей, следовать, по мере возможности, древним благочестивым правилам христианского воспитания, которое приносило такие дивные плоды. 

Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец – не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь... Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими! Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели.

 

           

 

На протяжении многовековой истории Православной Церкви прославилось своей жизнью множество угодников. Сегодня oни небесные ходатаи и молитвенники за нас, грешных, перед Богом.

30 сентября (н.с.) - день памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их имена дают повод поговорить о тех качествах души, которые стремиться стяжать каждый христианин. Вера... Какой она должна быть? Надежда... Как современному человеку научиться не отчаиваться и доверять Богу во всех обстоятельствах жизни? Любовь... Какова истинная любовь? София (с греческого - премудрость)... В чем разница между мудростью житейской и духовной? 

Информационное Агентство Белорусской Православной Церкви.

+ Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами празднуем память святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Имена этих святых мучениц созвучны важнейшим христианским добродетелям. Ваше внимание я сегодня хочу остановить на содержании этих духовных добродетелей, в честь которых были наименованы святые мученицы.

Первая добродетель это — вера. Я прошу всех вас сейчас пропеть Символ веры, и пропеть его так, чтобы вдуматься в его содержание. (Народ поет Символ веры.) Вот это, дорогие братья и сестры,— наш ответ, если нам зададут вопрос: како веруеши? Наша Святая Церковь имеет обычай петь Символ веры всем присутствующим за богослужением народом. Это делает­ся потому, что Святая Церковь считает: каждый христианин, каждый верующий человек должен знать Символ веры наизусть.

Итак, если спросят, как вы веруете, то самый основной ответ заключает­ся в Символе веры. Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и веруем в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего. Веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это надо всегда помнить, что Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Это та Церковь, членами которой мы состоим и в которую мы верим и должны верить.— Исповедуем едино Крещение во оставление грехов. Мы должны знать о том, что святое Таинство Крещения имеет силу оставлять и прощать все грехи. Чаю воскресения мертвых — говорит далее Символ веры, то есть ожидаю воскресения мертвых, чаю и жизни будущего века. Вот такой ответ наш на вопрос: как веруешь?

Но, дорогие братья и сестры, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 17). Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же, они остаются бесами (Иак. 2, 19). Следовательно, у христианина должна быть такая вера, которая является верой действенной. А что значит — вера действенная? Это значит — исполнение заповедей Господних. Только тогда вера будет и твердая, и истинная. Вспомните, что Христос говорил юноше, который спрашивал у Него, как спастись.— «Исполняй заповеди».— «Какие?» — задает вопрос юноша. «Первая—люби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь,— возлюби ближнего своего, как самого себя». Юноша на это ответил, что все это он исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: «Осталось тебе совершить одно: иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на Небе». И говорит Святое Евангелие, что этот «юноша отошел скорбя», потому что он был очень богат. Тогда Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Это евангельское повествование (Мф. 19, 16—24) говорит о том, что для спасения надо исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем тем, что имеешь.

Следующая добродетель — надежда. Для того, чтобы понять, что это за добродетель, я попрошу вас сейчас спеть псалом Давида «Хвали, душе моя, Господа», который всегда поется за литургией. (Народ поет псалом 145.)

Почему я вашему вниманию представил псалом Псалмопевца Давида? Потому что в нем рассказывается как раз об этой добродетели, о которой мы с вами сейчас беседуем,— о добродетели надежды. Здесь совершенно определенно говорится: «Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения». Почему?—«Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его». И Псалмопевец дальше взывает: «Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего». Псалмопевец призывает надеяться на Бога, все надежды возлагать на Него. Потому что далее псалом поясняет, что Господь сотворил небо и землю, Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники, что Он творит суд, что Он сира и вдову приимет и что Он способен путь грешных погубить. Вот это пример, что такое христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.

Следующая добродетель — любовь. О любви очень много можно гово­рить. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов называется апостолом Любви. Христианин должен иметь любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему бывает как бы различна. Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга,— в этом весь Закон и все пророки». Таким образом, вывод один—прежде всего, надо любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,— он ненавидит (1 Ин. 4, 20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.

Необходимо теперь также вспомнить и о родительнице святых мучениц— святой мученице Софии. Имя София переводится как Премудрость. Есть несколько храмов, алтари которых посвящены Софии Премудрости Божией. София—Премудрость. Как это понимать? В одном ветхозаветном чтении (Притч. 9, 1—2) говорится так, что Премудрость созда себе Дом, и утверди столпов седмь; яви своя жертвенная. Что это такое? Господь создал себе Дом на земле, это — Церковь, Церковь зиждется на семи столпах,— это семь Таинств, которые все мы принимаем. «И яви своя жертвенная»—это то, что принес в мир Господь наш Иисус Христос. Его страдания за нас это— «Жертвенная», то, что Он воскрес для того, чтобы спасти всех нас,— это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «не оставлю вас сирых, а приду к вам»,— это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «Я пришел не для того, чтобы погубить грешников, а для того, чтобы спасти»,— это тоже Жертва.

В связи с этим необходимо помнить, с каким благоговением и трепетом в древние времена относились верующие к храму, потому что это—Дом Божий. Были времена, когда верующие, входя в храм, целовали каждую его ступень. Было такое время. Было время, когда в святой храм верующие поднимались по ступеням на коленях, с великим благоговением. Было и такое время. Было такое время, когда мытарь считал себя недостойным войти в храм, а на пороге останавливался, бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это время было.

И вот, если мы то древнее благоговение, которое было у верующих прежде, сравним с тем, что у нас есть сейчас, то, конечно, разница огромная. Я не хочу указывать всех недостатков, которые у нас существу­ют. Я не хочу говорить о том, как многие приходят в храм на богослужение заранее, садятся на скамеечки и начинают вести такие разговоры, что тяжело слушать. Это, конечно, полное отсутствие какого бы то ни было благоговения. Всем нам известны и такие моменты, когда раздают святую воду, когда прикладываются к Святой Плащанице, а мы так себя ведем, что становится страшно: происходит что-то кощунственное, что-то недостойное. И этого надо остерегаться, стремиться, чтобы этого не было, стремиться к тому, чтобы возвратилось нам благоговение к Дому Божию, где мы получаем отпущение грехов, где мы соединяемся в Таинстве Святой Евхаристии с Господом нашим, чтобы Дом молитвы не превращался, как Господь сказал, «в вертеп разбойников». Это надо всем помнить и непремен­но надо стараться выработать у себя должное благоговение и почитание

Мы должны почитать святых угодников Божиих, мы должны почитать святые иконы, мы должны почитать Животворящий Крест, ибо это орудие нашего спасения, и все, что мы воздаем иконе, восходит к ее Первообразу.

Вот что очень кратко, очень сжато я сказал вам в нынешней беседе о главнейших христианских добродетелях. Эта тема очень значительная, о каждой добродетели можно говорить помногу, но я сказал об этом очень кратко, с желанием, чтобы это быстрее дошло до вашего сердца.

А сейчас в связи с тем, что пред нами лежит принесенный на поклонение святой Крест, мы с вами пропоем «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»и на этом закончим нашу беседу. Аминь.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Проповедь Патриарха Пимена (Извеков)


Назад к списку