СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ И РАЗЛУКИ
15 февраля мы вспоминаем, как Младенец Христос был принесен в иерусалимский Храм и встречен там святым Симеоном. Вспоминаем и слова святого о «Свете язычникам», «Славе для Израиля» и его предсказание о страданиях Христа и о том, что Божией Матери «оружие пройдет душу». В чем богословский смысл события Сретения и какова история праздника?
Сретение Господне. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века
О Сретении Господнем рассказывает евангелист Лука (Лк. 2:22-32). На сороковой день после Рождества Богомладенец Христос был принесен в иерусалимский Храм, согласно установлениям Закона Моисея. Хотя праведный Иосиф Обручник и происходил из рода царя Давида, он был простым плотником и Святое Семейство было небогатым. Поэтому жертвой в Храм стали два голубиных птенца – жертва бедных людей.
В Храме Младенца, Его Матерь и св. Иосифа Обручника встретили старец Симеон и престарелая вдова Анна, дочь Фануила.
О Симеоне в Евангелии написано: «он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:25-26).
Св. Симеон принял Младенца на руки (потому он и называется Богоприимцем) и предрек Его Матери, что Сын Ее однажды примет страдания. Затем он произнес слова:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк. 2:29-32).
Не нарушить Закон, но исполнить
Младенца Христа принесли в иерусалимский Храм, следуя двум установлениям ветхозаветного Закона: о посвящении Богу первенцев и о жертве очищения матери после рождения сына. В «Исходе» говорится: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они» (Исх. 13, 2). В книге «Левит» содержится установление: «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику» (Лев. 12, 6).
В песнопениях праздника одной из ведущих тем является тема исполнения Воплотившимся Богом установленного Им же Закона.
«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии)
Праведный Симеон: о Боге мудрецов и Боге Авраама, Исаака и Иакова
По преданию, праведный Симеон Богопримец был одним из семидесяти двух толковников, переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, осуществленном в Египте при царе Птолемее II Филадельфе (285 - 247 до Рождества Христова). Святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочитав слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он решил, что это ошибка и решил заменить слово «Дева» на «Жена». Ангел остановил его руку и сказал, что святой Симеон не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение пророчества. Таким образом, ко времени Христа святой Симеон должен был жить уже более 300 лет.
По тому же преданию, Св. Симеон не был священником (по другому - был, "священником" его называет также св. Мефодий Патарский) и не находился в иерусалимском Храме постоянно.
В день Сретения он зашел в Храм, ведомый Духом Святым («по вдохновению», Лк. 2:27), и сразу же узнал в принесенном Младенце Христа, а в Принесшей Его – Ту самую Деву.
Часто богопознание св. Симеона пришедшего от книжной мудрости и рационального разума к пониманию Живого и Истинного Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, которому «вся возможна суть», сравнивают с откровениями пророка Моисея, которому Бог открывался в неопалимой купине и на горе Синай.
Поэтому, например, митрополит Вениамин (Федченков) подчеркивает, что смысл праздника Сретения больше, чем «встреча» человека с Богом: «Встреча… Это слово — хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь — более подходящее славянское слово «сретение»; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, — людей, встречающих Бога».
И апостольское чтение праздника начинается словами: «Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим» (Евр. 7:7). Хотя они относятся к благословению Авраама Мельхиседеком, но могут пониматься и символически. Так в одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».
Сретение – это откровение Бога человеку, и просвещение Богом человека после долгого его пути во мраке, то состояние, которое описывает свт. Григорий Нисский в «Жизни Моисея Законодателя».
Праведный Симеон сравнивается и с пророком Исаией. Мефодий Патарский сравнивает Пресвятую Деву, передавшей Младенца старцу, с серафимом, вложившим уголь в уста пророка: «Она, приняв объятиями святых рук своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистого и пренепорочного ее жертвенника, подала его праведнику». Вторая паримия праздника взята из книги пророка Исаии и рассказывает о явлении ему Славы Божией и серафимов. ()
Символическую роль старца подчеркивали святые отцы и толкователи Евангелия. Свт. Феофан Затворник: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».
Анна – единственная пророчица в Новом Завете
При Иерусалимском Храме постоянно жили вдовы. Одной из них и была Анна, дочь Фануила, из колена Асира. Евангелист Лука рассказывает о ней так: «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36-37).
После Сретения она стала проповедовать «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38), что пророчества сбылись, и Мессия пришел. Таким образом, Анна стала единственной женщиной-пророчицей в Новом Завете. Она символически завершает ряд пророчиц - Мариам, сестры Моисея, судьи Израиля Деворы, Иудифи и других женщин иудейской древности.
С Иудифью ее роднит вдовство. Мы знаем Иудифь как молодую женщину, убившую Олоферна, так ее изображали художники на многочисленных картинах в эпоху Возрожденияи Барокко, но посвященная ей книга Ветхого Завета говорит, что после того она осталась вдовой и дожила до 105 лет.
Свт. Амфилохий Иконийский в слове на Сретение останавливается на образе св. Анны. Если Божия Матерь представляла девство в браке, то св. Анна – вдовство. «Анна – венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается».
Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец", Василий Познанский, 1682 г., Московский Кремль, Крестовоздвиженская церковь
Пророчество св. Симеона
«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35).
Исполнение этого предсказания праведного Симеона относят ко времени Крестной Смерти Спасителя и скорби Божией Матери, присутствовавшей при Страданиях Своего Сына.
Поэтому митрополит Антоний (Храповицкий) называл Сретение «праздником встречи и первой разлуки». В церковном календаре Сретение чаще всего приходится на подготовительные недели перед Великим постом, в чем также проявляется символический смысл праздника – подготовки Страстной Седмице и Пасхе, к распятию себя и своих страстей во время Великого Поста.
Действительно, в расширенном смысле это пророчество можно отнести ко всем и каждому. Сербский богослов XX в. свт. Николай (Велимирович) посвятил Сретению Господню стихотворение, в котором о пророчестве праведного Симеона говорится:
Пророчество старца точно сбылось:
Мерой и мерилом стал нам Христос,
Выбором счастья, мира и радости,
Но и предметом распрей и зависти.
Одних поднимает, других же низводит,
И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.
То и другое людям отверсто-
Каждый бери по влечению сердца.
В рай со Христом! - наше сердце желает,
Мира и радости жаждет и чает».
Пророчество св. Симеона о том, что «Тебе самой оружие пройдет душу» стало основой для иконографии образа Божией Матери «Умягчение злых сердец», который иногда называется «Симеоново проречение».
«Ныне отпущаеши…»
Слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем, – это и слова благодарности Богу, и свидетельство об Иисусе Христе не просто как о Мессии, ожидаемом израильским народом, но как о Спасителе, Свете миру, просвещающем язычников.
Архиепископ Аверкий (Таушев) комментирует их: «Осуществилась заветная мечта старца Симеона — узреть своими очами обетованного Богом Христа Господня, и дальнейшая жизнь его на земле потеряла для него всякий смысл. "Мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение есть", так говорил потом св. апостол Павел (Филип. 1:21).
Так рассуждали и великие Отцы Церкви — так рассуждают и все истинные христиане. Земная жизнь для истинного христианина лишь постольку имеет смысл и цену, поскольку дает возможность узреть Христа духовными очами и соединиться с Ним еще в этой жизни, чтобы там — за гробом, зреть Его уже лицом к Лицу и вечно царствовать с Ним".
Слова Симеона Богоприимца вошли в состав христианского богослужения и хорошо известны в России по первым двум словам славянского текста, как «Ныне отпущаеши» (на Западе по первым словам латинского текста Nunc dimittis.
Полностью же молитвенная песнь такова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей,свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Она упоминается в числе вечерних песней в Апостольских постановлениях IV века. Последование вечерни палестинских монастырей VII в. и часословы VIII века свидетельствуют, что она к тому времени уже определенно входила в состав вечерни и была положена между стихирами и «Святый Боже».
В обиходе по праздникам «Ныне отпущаеши» поет хор, причем обычно «концертом», а по будням читает чтец, но, по Типикону, молитва должна не петься, а читаться настоятелем в праздники или чтецом в будни.
Кроме вечерни «Ныне отпущаещи» читается после крещения при воцерковлении, когда мальчиков вносят, а взрослых мужчин вводят в алтарь православного храма, чтобы напомнить о принесении в Храм Христа.
Также песнь положена в конце Благодарственных молитв по святом Причащении для напоминания о том, что Симеон лишь увидел Христа и принял Его на руки, а верующим христианам оказана еще большая милость: причащаться Тела и Крови Христовых.
История праздника Сретения
Праздник Сретения Господня считается двунадесятым. По особенностям богослужения он иногда относится к богородичным (характерны синее облачение духовенства, величание «Радуйся, благодатная Богородице Дево…»), но имеет свои отличия, которые приближают его к господским праздникам. Подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входный стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый праздничный отпуст.
В древности, когда Рождество и Крещение отмечались в один день 6 января, Сретение воспринималось не как самостоятельный праздник, а как 40 день после главного события. Сегодня Сретение Господне отмечается на 40 день после Рождества Христова.
Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.).
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчет галльской паломницы Эгерии (Этерии), посетившей Святую Землю в конце IV в.: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст»
В 543 г. при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, было установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии.
Подробнее об это рассказывает в своей проповеди на Сретение св. Иоанн Кронштатский: «В последних числах октября в Константинополе и в окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало столь сильно, что наконец умирало людей тысяч по 10 ежедневно, и в некоторых местах оказалось такое запустение, что некому было погребать мертвых. А в Антиохии, сверх этой язвы продолжались ужасные землетрясения, несколько раз повторявшиеся, разрушавшие домы и Церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Между прочими обрушилось здание храма, когда Евфрасий, епископ Антиохийский приносил бескровную жертву в нем. Город Помпеополь до половины разрушен, а другая половина его поглощена землею с тысячами жителей. Для отвращения этого гнева Господня, по особому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественное празднество Сретения Господня. И как только, февраля 2 дня (15 февраля по н.с.), начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение укратилось.»
На следующий день после Сретения (16 февраля) празднуется память свв. Симеона и Анны так же, как после Рождества Пресвятой Богороицы – память Ее святых родителей Иоакима и Анны, после Рождества – праздник Собора Пресвятой Богородицы, а после Крещения – собора св. Иоанна Предтечи.
Праздник Сретения Господня не стоит путать с праздником Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которой посвящено немало храмов и известный Сретенский монастырь в Москве.
Назад к списку