Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

          

Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4, 17). Если вдуматься в эти слова, то возникает много вопросов. В каком смысле Спаситель говорил о том, что приблизилось Царствие Небесное, Царствие Божие? Спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. Но ведь Спаситель многократно говорил о приближении Царствия Божиего: «Истинно говорю вам, что многие из стоящих здесь не увидят смерти, как узрят Царствие Божие, грядущее в силе» (см. Мк. 9, 1). И это не напрасные слова — это свидетельство о великой истине, что с пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку. Каждый, кто приходит в этот мир, имеет возможность войти в Царствие Божие.

Но есть непременное условие, есть некий «проходной билет» в это Царствие, и этим условием является покаяние. Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека (см. Лк. 17, 21), есть царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. В переводе на обычный человеческий язык, которым мы пользуемся, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, больше которого нет ничего.

Удивительно, что для вхождения в это царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это царствие, не нужно занимать высокого места в обществе. Чтобы войти в это царствие, не нужно быть могущественным, обладающим властью человеком. Чтобы войти в это царствие, не нужно денег, не нужно человеческого успеха. Чтобы войти в это царствие, нужно покаяться — и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения.

А почему именно покаяние? Потому что Царствие Божие — это царство, где присутствует Бог, где нет зла, где нет лжи, где нет нравственной грязи, где свет и правда. «В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1, 4), учит нас слово Божие. Свет Божественного Царства не может войти в злохудожную душу, ибо свет и тьма несовместимы. Если в свете тьма, то это уже не свет — мы это хорошо знаем из жизненного опыта. Там, где свет перемешивается с тьмой, там сумерки, а сумерки — это не свет. Там, где грех и зло, там не может быть в полноте Божией правды и Божиего Царства.

Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так сращиваемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы опираемся на эти грехи, чтобы добиваться своих жизненных целей. Сегодня тот день, когда мы должны подумать о своей жизни, ясно представить себе, что с нашими грехами и с нашей неправдой мы не сможем войти в Царствие Божие. Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние.

Покаяние есть в первую очередь осознание своей неправды. Мы признаем целесообразность самокритики во многих областях человеческой деятельности. Мы считаем, что политические деятели, неспособные критически оценить свои собственные действия, поступают неправильно. Мы считаем, что начальник, неспособный критически взглянуть на свою работу, подвержен ошибкам. Мы считаем, что исполнитель, который не умеет трезво оценить свои действия, чаще всего допускает ошибки. Почему же, допуская критическую оценку своих профессиональных возможностей, способностей и действий и считая это непременной положительной чертой каждого человека, мы часто исключаем покаяние из нашей жизни? Покаяние и есть критическая оценка самого себя, но не перед лицом людей, потому что в самокритическом отношении к себе всегда присутствует нечто не соответствующее в полной мере истине — из-за слабости, из-за боязни, из-за неготовности раскрывать душу другим людям. Покаяние есть возможность сбросить с себя грех, сказав самому себе правду о своей собственной жизни, и сделать это пред лицом Божиим.

Вот почему покаяние — в центре великопостного поприща. Чтобы помочь человеку раскаяться пред Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений, молитвы, частого причащения Святых Христовых Таин. Время поста — это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.

С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему. Аминь.

Я сознаю, что и мне не все удается сделать так, как, может быть, от меня ожидали люди. Сознаю, что мои слова могут кого-то раздражать, вызывать несогласие, порождать конфликтный потенциал. Я сознаю также и то, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы сделать и чего от меня часто ожидают. Также сознаю и то, что по человеческой немощи мог кого-то обидеть — вольно и невольно, словом или делом или даже мыслию своею. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры. А теперь я прочитаю молитву перед началом Великого поста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    

Возникновение чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыне, небольшими общинами, жизнь в которых была очень строгой и трудной (V—VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.

Никто из иноков не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.

С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Прощеное воскресенье.

Для одних — трогательный и важный день, для других — красивая традиция, для третьих — привычный повод.

Как часто многие вещи мы делаем по-привычке.

По-привычке говорим «Будьте здоровы», на бегу отвечаем «Спасибо», думая о чем-то своем, шепчем «Спокойной ночи».

Но иногда в эти слова вкрадывается гораздо больший смысл, а вместе с ним и значимость для нашей жизни.

Фразе «Прости меня» мы научены давно. Научены произносить ее в детстве, когда хотели, чтобы сестренка продолжила с нами играть или мама дала посмотреть телевизор вечером. Научены произносить ее в подростковом возрасте, когда так хотелось снова болтать с подружкой часами по телефону и шептаться за партой в школе…

Взрослыми — мы стараемся мириться с пожилыми родителями, ворчащими на нас по делу и без, с теми же подружками, наконец, — с любимыми.

Но с возрастом все чаще возникают случаи, когда слова «Прости меня» приобретают более глубокий смысл и «цвет», чем сказанные на ходу, в промежутках между другими делами и мыслями.

Но тогда эта фраза, легкая и удобная для решения проблем, становится невыносимо тяжелой и трудной.

Она застревает на языке, тяжестью стучит в голове, мешает комком в горле.

Кажется, можно уговорить себя сбросить обязанность попросить прощения на время, на «само собой рассосется», на «он (она) и так понимает», не говоря уже о таких удобных «а вообще — почему я?!» или «он сам виноват».

И накапливаются грузом такие непроизнесенные фразы, все реже сдавливая укором сердце.

Мы постепенно привыкаем к тому, что ходить становится не так легко, дышать — не так свободно, верить — не так просто.

Начинает казаться, что так было всегда и будет всегда тоже.

И вот есть один день в году, когда мысль о неисполненном долге встает со всей своей неотвратимостью и прямотой.

Когда не отвернуться, не втянуть голову в плечи, не закрыться набором стандартных отговорок и причин.

И таких долгов у нас чаще всего гораздо больше, чем вспоминается в первые минуты:

«Прости» для родителей — за раздражение от их советов, от таких привычных жалоб на здоровье по телефону — ведь когда-то мы тоже станем «по ту сторону» телефонной трубки с нашими детьми.

«Прости» для детей — за не проведённые вместе минуты и часы, за несказанную похвалу, за несдержанность в резких словах.

«Прости» для любимых — за все поступки, которые не соответствовали слову «Любовь»…

«Прости» для тех, кому должны мы, — за то, что забыли об этом так быстро.

«Прости» для тех, кто должен нам, — за то, что помним об этом до сих пор.

«Прости» для Того, Кто с такой Любовью и заботой дал и дает нам  жизнь, несмотря на все забытые и несказанные «прости»…

«Прости» для Той, Которая каждый день умоляет Своего Сына дать нам еще время на то, чтобы вспомнить и осознать все это.

Прилипший «груз» несказанного отдирается чаще всего с большим трудом. Но стоит один раз ощутить, как дышится полной грудью и насколько легче ходить с прямой спиной, чтобы запомнить и стремиться к этому Прощению каждый год.

Еще лучше — каждый день. Всю жизнь.

Стоит потратить этот день на то, чтобы вытащить из такой услужливо забывчивой памяти тех людей, вина перед которыми накапливалась изо дня в день или, наоборот, вдруг возникала случайно, «на бегу». Тех, перед кем не оправданы до сих пор собственной совестью.

Два слова — «Прости меня».

В них не гарантия от будущих ошибок или неправоты, но в них — возможность снова обрести способность верить и любить по-настоящему.

Жить, а не просто дышать.

Прощение и примирение: в чем разница?

Таинство прощения

Прощеное воскресенье (26 февраля в 2012 году) — «Что осудили в другом — есть в нас»…

Прощение

Как говорить «прости» Богу и людям

Прощеное воскресенье: «Я тебе это прощу, но я тебе этого никогда не забуду»

Простить – не значит забыть

 

Православие и мир Адамово изгнание

Адамово изгнание

Ольга Шульчева-Джарман

Сотни тысяч лет люди жили надеждой на воскресение


Назад к списку