Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

               

Возникновение чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыне, небольшими общинами, жизнь в которых была очень строгой и трудной (V—VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.

Никто из иноков не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.

С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Прощеное воскресенье.

Для одних — трогательный и важный день, для других — красивая традиция, для третьих — привычный повод.

Как часто многие вещи мы делаем по-привычке.

По-привычке говорим «Будьте здоровы», на бегу отвечаем «Спасибо», думая о чем-то своем, шепчем «Спокойной ночи».

Но иногда в эти слова вкрадывается гораздо больший смысл, а вместе с ним и значимость для нашей жизни.

Фразе «Прости меня» мы научены давно. Научены произносить ее в детстве, когда хотели, чтобы сестренка продолжила с нами играть или мама дала посмотреть телевизор вечером. Научены произносить ее в подростковом возрасте, когда так хотелось снова болтать с подружкой часами по телефону и шептаться за партой в школе…

Взрослыми — мы стараемся мириться с пожилыми родителями, ворчащими на нас по делу и без, с теми же подружками, наконец, — с любимыми.

Но с возрастом все чаще возникают случаи, когда слова «Прости меня» приобретают более глубокий смысл и «цвет», чем сказанные на ходу, в промежутках между другими делами и мыслями.

Но тогда эта фраза, легкая и удобная для решения проблем, становится невыносимо тяжелой и трудной.

Она застревает на языке, тяжестью стучит в голове, мешает комком в горле.

Кажется, можно уговорить себя сбросить обязанность попросить прощения на время, на «само собой рассосется», на «он (она) и так понимает», не говоря уже о таких удобных «а вообще — почему я?!» или «он сам виноват».

И накапливаются грузом такие непроизнесенные фразы, все реже сдавливая укором сердце.

Мы постепенно привыкаем к тому, что ходить становится не так легко, дышать — не так свободно, верить — не так просто.

Начинает казаться, что так было всегда и будет всегда тоже.

И вот есть один день в году, когда мысль о неисполненном долге встает со всей своей неотвратимостью и прямотой.

Когда не отвернуться, не втянуть голову в плечи, не закрыться набором стандартных отговорок и причин.

И таких долгов у нас чаще всего гораздо больше, чем вспоминается в первые минуты:

«Прости» для родителей — за раздражение от их советов, от таких привычных жалоб на здоровье по телефону — ведь когда-то мы тоже станем «по ту сторону» телефонной трубки с нашими детьми.

«Прости» для детей — за не проведённые вместе минуты и часы, за несказанную похвалу, за несдержанность в резких словах.

«Прости» для любимых — за все поступки, которые не соответствовали слову «Любовь»…

«Прости» для тех, кому должны мы, — за то, что забыли об этом так быстро.

«Прости» для тех, кто должен нам, — за то, что помним об этом до сих пор.

«Прости» для Того, Кто с такой Любовью и заботой дал и дает нам  жизнь, несмотря на все забытые и несказанные «прости»…

«Прости» для Той, Которая каждый день умоляет Своего Сына дать нам еще время на то, чтобы вспомнить и осознать все это.

Прилипший «груз» несказанного отдирается чаще всего с большим трудом. Но стоит один раз ощутить, как дышится полной грудью и насколько легче ходить с прямой спиной, чтобы запомнить и стремиться к этому Прощению каждый год.

Еще лучше — каждый день. Всю жизнь.

Стоит потратить этот день на то, чтобы вытащить из такой услужливо забывчивой памяти тех людей, вина перед которыми накапливалась изо дня в день или, наоборот, вдруг возникала случайно, «на бегу». Тех, перед кем не оправданы до сих пор собственной совестью.

Два слова — «Прости меня».

В них не гарантия от будущих ошибок или неправоты, но в них — возможность снова обрести способность верить и любить по-настоящему.

Жить, а не просто дышать.

Прощение и примирение: в чем разница?

Таинство прощения

Прощеное воскресенье (26 февраля в 2012 году) — «Что осудили в другом — есть в нас»…

Прощение

Как говорить «прости» Богу и людям

Прощеное воскресенье: «Я тебе это прощу, но я тебе этого никогда не забуду»

Простить – не значит забыть

 

Православие и мир Адамово изгнание

Адамово изгнание

Ольга Шульчева-Джарман

Сотни тысяч лет люди жили надеждой на воскресение


Назад к списку