Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В третье воскресение Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Так что же значат эти слова – «нести свой крест», которые, к сожалению, нередко становятся расхожим выражением? Имеют ли они какое-либо отношение к нашим жизненным обстоятельствам? Как понять, что именно есть «наш крест», несение которого является условием следования за Христом?

Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе? Ведь и сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»!

И еще Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»!

На всенощной мы слышим поразительное песнопение, обращенное ко Кресту и прославляющее его: «Радуйся, Живоносный Кресте, – обращается Церковь к Кресту как к некоей таинственной личности, – благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче». Может быть, все это преувеличения, гиперболы?

А что такое – «взять крест свой и последовать Христу»? Мы знаем, что это нечто очень важное – не что иное, как необходимое условие спасения каждого из нас. «Но что такое – взять крест свой?» – спрашивают люди. И как понять, где этот крест? И как его взять? Как не ошибиться и выбрать именно свой, благословенный Богом, а не надуманный, никакого отношения к моему спасению не имеющий крест?

Силу слов Церкви о Святом Кресте понять на самом деле просто. Надо только уяснить одну истину.

Почему Господь Иисус Христос, спасая от вечной смерти человеческий род, готов был понести величайшие труды, претерпеть страдания, бесконечное умаление Своего Божества и в конце концов – Голгофу, Крест? Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Несомненно, это так! Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. И это – правда. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос: «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, – это и есть крест в понимании Церкви.

Конечно, в первую очередь слова эти относятся к Кресту Господню – исполнению Христом Спасителем воли Его Небесного Отца. Крест Господень – это торжество исполнения закона Божиего, воли Божией и заповедей Божиих. Посему и Церковь победно возглашает: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению», – утверждая подвиг Креста Господня, который есть великое и полное послушание воле Божией, победа над последним врагом – смертью.

И для нас, христиан, тот крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), – есть также не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова. Тогда сила, полученная Спасителем от исполнения Им воли Отца, становится и нашей силой. Тогда особым смыслом наполняются слова возвышенных церковных песнопений.

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа»! Какова может быть победа немощного человека над могущественным злом этого мира? Она может быть достигнута только исполнением заповедей Божиих, и эта победа станет никем и ничем непобедима!

«Дверь райская!» – богословствует Церковь о Кресте. Господь Своим исполнением воли Небесного Отца, вплоть до крестных Своих страданий, отверз нам рай. Но мы, люди, можем войти в Царствие Небесное только, как учит Христос, если сами в своей жизни исполним волю Его. «Верных утверждение»! Чем еще утверждается союз верных Богу, как не жизнью по заповедям Божиим? «Церкве ограждение»! Наши грехи ослабляют земную Церковь, а исполнение заповедей ограждает ее от проникновения духа князя мира сего. «Имже (Крестом) тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава»! Смертный человек лишь исполнением воли Божией и Его спасительных заповедей способен стать выше законов тления и смерти и «вознестись от земли к небесным», как поет Церковь. «Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость». Все это даруется через Крест, который есть исполнение воли Божией.

«Крест – хранитель всея вселенныя»! Подвиг Самого Спасителя и жизнь Его Церкви по заповедям Божиим – это и есть то, что хранит вселенную. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва». В исполнении заповедей и в верности Богу – красота Церкви. Лишь верностью Спасителю сохраняются христианские державы, и в нашем мире лишь одно страшит демонов – исполнение заповедей Иисусовых.

И евангелие сегодняшнего дня становится прозрачным и ясным, если мы будем иметь в виду именно это – наш крест как исполнение заповедей Христа.

Сначала обратим внимание на то, что предшествует отрывку, прочитанному в сегодняшнем воскресном евангелии.

«Начал учить их (Господь учеников Своих), что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 31–33).

Из человеческой жалости Петр предлагал своему Учителю не что иное, как отвергнуть волю Божию. Что на это сказал ему Господь? «Отойди от Меня, сатана (то есть противник воли Божией), потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Часто и в нас голос человеческой жалости к самим себе в первую очередь и ложной жалости к людям затмевает то, что Божие.

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Это как раз и означает именно то, что ученик Христов в любых обстоятельствах жизни должен выбирать то, что Божие, а не то, что человеческое; распинать себя, следуя заповедям Божиим, а не рабски потакать своим страстям и требованиям мира сего. Это и есть тот самый крест, который Бог дарует каждому из Своих учеников, вставших на путь в Царствие Небесное.

Тяжело это? При первом взгляде – невыносимо тяжело! Но вспомним хотя бы лишь тех, кто был связан с нашим монастырем. Священномученик Иларион. В страданиях, в заключении на Соловках, он, увидев, как в ледяном месиве океана тонет страшный для всех заключенных жестокий надзиратель, не раздумывая бросился спасать его. Это было исполнение заповеди Христовой о любви к врагам. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) где-то рядом здесь, во внутренней тюрьме на Лубянке, во время очной ставки, от всего сердца бросился и обнял священника, который предал его и написал на него донос. Обнял изуродованными во время пыток руками человека, который был причиной его страданий.

Вот это и есть отвержение себя и несение креста своего ради исполнения заповеди Божией. А сколько примеров несения своего креста мы найдем в многолетнем терпении больных! В терпении ухаживающих за больными! А крест матерей и отцов с покаянием и терпеливо молящихся за своих блудных детей! Все эти примеры вы знаете и сами.

И что ж, все эти люди скажут, что крест, исполнение заповедей, были тяжелы, невыносимы? Нет! Это только мы с вами порой ужасаемся их крестам. А они, как ни трудно было, они искренне засвидетельствуют, что исполнение заповедей Божиих дает высшее счастье, возможное для человека - исполнение заповедей делает жизненный крест поистине благой и легкой ношей!

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Жизнь и душа в древнем сознании были единым понятием. Итак, кто хочет беречь и сохранять свое благополучие и земную жизнь в ущерб исполнению заповедей Христовых, тот неизбежно потеряет и временную жизнь (как все люди на земле), и жизнь вечную. А кто за исполнение заповедей Христовых претерпит неизбежные в нашем мире страдания – от людей, от дьявола, от жестокой борьбы со своими страстями, кто даже и саму жизнь свою потеряет ради Бога и Евангелия, тот обретет Царство!

Таков Божий закон. Такова Божия воля. Таково учение нашего Спасителя и Господа. И если мы стараемся исполнить все это не только на словах, но и на деле, то можем надеяться, что мы действительно Его ученики.

Сегодня после завершения Божественной литургии здесь, в храме, мы совершим поклонение Честному и Животворящему Кресту. Будем же помнить, что Крест – это образ и победное знамя непостижимого для нас подвига Христова: Господь один, наперекор всему миру, побеждал, исполняя волю Своего Небесного Отца. Но каждый христианский крест – и тот, который мы носим на груди, и тот, который в центре храма лежит сейчас перед нами - каждый крест вбирает в себя и образ подвига неисчислимого воинства верных учеников Христовых. В монашеских кельях и в темницах, в страданиях и в победах, в апостольских проповедях по всему миру и в скромных всежизненных трудах неведомых миру мирян-подвижников они несли свой крест, свой подвиг исполнения заповедей Божиих в нашем лежащем во зле мире.

Поэтому-то от Креста и исходит такая сила. Поэтому в середине Великой Четыредесятницы его выносят в центр храма, чтобы и мы, укрепляемые им, несли крест исполнения повелений Божиих на всяком месте владычества Его, на всех путях и во всех обстоятельствах нашего земного странствия.

Нынешнее евангелие завершается словами: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк. 8, 38). Христу будет стыдно за людей, которые, имея в себе и образ бессмертного Бога, и возможность быть подобными Ему, так и не смогли постичь, к чему они призваны. Не смогли прозреть то величие, к которому они предназначены. И разменяли дары Божии на мелкое и тленное.

Никогда не будем стыдиться показать себя христианами! И помня обо всем, о чем мы думали и говорили сегодня, проходя мимо храма, увенчанного крестом, никогда не пренебрежем драгоценной возможностью почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня. Аминь.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

28 марта 2011 года


Назад к списку