НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту. Нынешнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей о мытаре и фарисее.
Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором излагается хорошо известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм: мытарь, сборщик податей, человек грешный, как сейчас бы сказали, коррумпированный, человек, которого ненавидели в силу его должности соплеменники; и фарисей, представитель религиозно-политической партии, которая объединяла людей, ревновавших о благочестии. И фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, то есть не такой, как те, кто к его партии не принадлежал. Далее фарисей стал перечислять свои достоинства: что он и молится, и постится; и благодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, обращался ко Господу, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13). И завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, нежели фарисей.
Эта замечательная притча помогает нам понять, что есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. Богу безразлично, к каким политическим партиям мы относимся. Богу безразлично, насколько мы сами себя почитаем праведными, потому что Божий суд — это не человеческий суд и оценка Богом нашей жизни — это не наша собственная оценка. Внешнее благочестие фарисея, которого он скрупулезно придерживался, считая себя человеком, достойным Божиего снисхождения, оказалось ошибочным. Господь призрел на мытаря, человека несомненно более грешного, чем фарисей, неблагочестивого и, как уже было сказано, коррумпированного; к тому же работал он на чужеземных оккупантов, собирая дань со своего народа — ну куда уж хуже. Господь недаром избирает образ мытаря, ведь это притча, а не повествование о реальном факте. Господь избирает образ мытаря как пример падшего человека. Про такого мы сегодня сказали бы: великий грешник, а, может быть, даже преступник. Но во внутренней жизни этого падшего, греховного человека, который стал пред лицом Божиим в храме, произошло нечто, что возвысило его над благочестивыми и добрыми согражданами. От сознания своей греховности в его душе происходит переворот. Он проникается глубочайшим смирением, не будучи в состоянии глаза к небу поднять. И этот внутренний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от стоявшего рядом с ним «праведного», как фарисей сам себя называл.
Неслучайно подготовительные недели к Великому посту начинаются с этого воскресенья, с чтения этой притчи. Мы должны понять, что является самим главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования. Многие считают, что вместе с ним приходит и культура, а, значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, — Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если эта динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.
Как все это не похоже на наши человеческие оценки! Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы бы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, человек безнравственный. Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко бы к нему не подошли, руки бы не протянули. А кто-то бы сказал: «Вот, еще и в храм пришел; храм не для таких». И, наверное, внутренне осудили бы человека, как в прошлом мы нередко осуждали малоцерковных людей, в том числе представителей власти, которые приходили в храм, не зная толком, как себя вести: неумело крестились, неправильно свечку брали. Ох, как все подмечал зоркий взгляд: тут же осуждали, выносили свой строгий суд.
Никто не знает, никому не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, это заповедь «не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя». И вторая заповедь: «двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою внутреннюю жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное падение не губит в душе твоей надежду на милосердие Божие».
Вряд ли результатом наших общих трудов станет немедленное достижение всеми, к кому обращено наше слово, высот святости. Не все проникнутся нравственными ценностями Православия. Не все овладеют отечественной культурой. Но задача наша заключается в том, чтобы народ пошел не по пути фарисея, а по пути мытаря. И если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь, сохраним народ наш, укрепим Церковь нашу. Но для того, чтобы было так, каждый из нас, кто дерзает учить других, должен пройти этим путем самоуничижения, мужественного суда над собой, трезвой оценки своего духовного и нравственного состояния, дабы, подобно евангельскому мытарю, сказать дивные слова: «Боже, милостив буди мне, грешному». И верим, что эти слова, ставшие делами, способны преобразовать жизнь нашу по закону Божиему. Аминь.
Святейший Патриарх Кирилл (2010 г.)
5 ПРИЗНАКОВ СОВРЕМЕННОГО ФАРИСЕЯ
Как выработать иммунитет против фарисейства советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).
Фарисей в современном смысле – это человек, который относится к Богу и ближним без души и без любви и при этом превыше всего ставит самого себя, свои добродетели. Можно выделить пять основных признаков фарисея.
Первый признак – это самомнение. Оно проявляется в нерадивом исполнении своих обязанностей в семье, на работе, в обществе. Такому человеку легко обмануть жену, подставить начальника, друга, поскольку по своей гордыне считает их намного ниже себя. Он до посинения готов отстаивать свою точку зрения на возникшую ситуацию и категорически отвергает чужое мнение. Поскольку во главу угла поставлено собственное «я», то его отношения с Богом поверхностны. Лишь для виду, чтобы не навредить своей репутации, или в силу традиции человек может ходить в храм, на богослужения, но он не способен к истинному покаянию и молитве, ибо считает себя самодостаточным.
Второй признак – театральность в словах и действиях, лишь бы понравиться людям и открыть дорогу к карьерным высотам. Такой человек любит производить эффект, а потому внешнему виду, одежде, прическе, манере поведения и разговора он придает особое значение. Следовательно, сразу малодушничает и доходит чуть ли не до отчаяния, если подвергается тяжелой болезни или получает неожиданную травму. Он тратит много времени и денег на поддержание физического здоровья: посещение фитнес-клуба, бассейна и т. д., однако в то же время очень скупой и торопливый, неизменно жалуется на большую занятость и отсутствие средств, если кто-то другой просит о помощи.
Третий признак – пресмыкательство перед начальством из-за боязни потерять положение или должность. Человек все время показывает, как он всех любит и о всех заботится, но на самом деле думает лишь о самом себе. Чтобы удержаться у власти, не лишиться работы, такой не брезгует клеветой на ближнего; улыбаясь в глаза, в уме уже строит ему козни, выискивает слабые места. Если он имеет доступ к большим финансовым средствам, то никак не обходится без подтасовок, обмана, коррупционных схем, а при потере власти или материальных средств чрезвычайно переживает и тем самым раньше времени губит здоровье и загоняет себя в могилу.
Четвертый признак — хвастовство своими достижениями и добродетелями. Сейчас это очень легко делать через личные страницы в соцсетях. Страница самохвала переполнена личными изображениями, как будто он центр земли и только вокруг него все вертится. Он любыми способами добивается того, чтобы другие его заметили и поощрили, а награды выставляет напоказ и безмерно ими гордится. Если вознаграждение его обходит и достается другому, то он резко осуждает своего соперника или забывшего о его трудах начальника, а иногда готов мстить за это как злейшему врагу.
Пятый признак – дотошное формальное исполнение буквы закона, нежелание ради блага ближнего пойти хотя бы на небольшие уступки, что выдает жестокосердие и равнодушие к другим людям. В то же время в отношении собственной персоны этот человек упорно ожидает уступок и привилегий, и если таковых не получает, то легко делается самым большим врагом того, кого совсем недавно лицемерно превозносил, а может, даже клялся в верности и любви.
Не его ли в своем стихотворении изображает великий русский поэт А. С. Пушкин:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Когда фарисейство процветает среди людей, не знающих Бога, — это еще полбеды. Но самое опасное и наиболее разрушительное фарисейство — в духовной среде, среди духовенства и мирян. Не случайно Христос Спаситель громко обличал духовных руководителей израильского народа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Подобные признаки или их начатки каждый из нас может заметить в себе. Но они не должны приводить в отчаяние. Внимательная, неторопливая, тайная, не напоказ молитва, регулярное нелицемерное покаяние, бескорыстная помощь ближним, периодическая откровенная беседа с опытным духовником вырабатывают надежный иммунитет против фарисейства.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Читайте также:
С.С. Аверинцев Фарисей — это лицемер?
Протопресвитер Александр Шмеман О мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны
Митрополит Антоний Сурожский Притча о мытаре и фарисее
Протоиерей Валериан Кречетов До тех пор, пока человек не смирится, он шагу не сможет ступить по духовному пути. Проповедь в неделю мытаря и фарисея
Назад к списку