НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Притча о блудном сыне, которую мы слышали сегодня (см.: Лк. 15, 11-32), может называться притчей всех времен и народов, поскольку в ней раскрывается состояние падшего человечества, которое, хотя и стремится к блаженной, счастливой жизни, но вместо того, чтобы исполнять заветы Церкви, уходит на страну далече от Бога – Источника и Подателя жизни.
Как любая притча, притча о блудном сыне имеет не только общий смысл, но может быть применима к жизни абсолютно каждого человека. Не случайно один подвижник благочестия говорит так: «До тех пор, пока человек не осознает, что он сын, но именно блудный сын, он не начнет истинного возвращения в лоно отчее». А притча свидетельствует об очень важном: если человек сознательно и по своей воле отрывается от Источника жизни и Подателя благости Бога, то он не может в этом мире остаться в безобидном-безбедном состоянии, в котором был на тот момент, когда разлучался с Богом или, согласно притче, с отцом.
Какой страшный поступок совершает младший сын? Есть заповедь: «Чти отца и мать, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (см.: Еф. 6, 2-3). Современному человеку непросто бывает понять тонкости всех этих родственных взаимоотношений и весь драматизм притчи. Сегодня человек осознает своих родителей лишь в некоторой мере, именно как физиологические орудия для того, чтобы новый человек пришел в мир, а по мере достижения сознательного, совершеннолетнего возраста нередко рвет с родными узы соединяющего родства. Иногда такие люди, часто безосновательно, оправдывают свои поступки словами из Священного Писания: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф. 19, 5). Но на самом деле речь идет о более важных вещах.
В древности сын наследовал все, что имел отец, то есть помимо прав еще и получал все то, что имела семья, поэтому дети четко осознавали, что именно вскоре может им принадлежать. Младший сын понимает, что у отца очень большое имение, но он совершенно не осознает, что отец пОтом и кровью это богатство собирал и созидал, любовью жертвенной по отношению к детям, согреваясь мыслью о том, что он не только привел их в мир, но и даст им все для того, чтобы жить достойно.
И вдруг отец слышит от своего младшего сына слова очень жестокие. Сын словно говорит: «Отец, у тебя очень много имущества, которое вскоре должно стать моим. Но я не знаю, сколько ты еще будешь жить: год, два, десять лет, может быть, очень долго, а мне хочется уже сейчас свое получить». Но поскольку в древнем мире наследство можно было получить только по завещанию, а оно писалось, когда человек умирал, то, по сути, младший сын в лицо своему любящему отцу говорит: «Отец, пожалуйста, умри для меня прямо сейчас, перестань существовать, и все то, что мне бы отошло когда-то, пусть принадлежит сейчас». И по любви к сыну отец идет на эту великую жертву, претерпевая предательство со стороны младшего сына.
Сын получает свою часть наследства и уходит на страну далече. Писание говорит, что там он с блудницами и грешниками иждевает все свое имение. И наконец доходит до самого страшного состояния, в которое мог прийти верующий в Бога, исполняющий ветхозаветный закон человек: его нанимают на работу ради куска хлеба – пасти свиней, нечистых животных, прикосновение к которым считалось осквернением для иудея. И он завидует свиньям, питающимся рожцами – корешками, которые они вырывают из земли у корней деревьев, а он голодает. И вот тогда младший сын приходит в себя, осознает, что есть отчий дом и жив его отец. Он вспоминает, что в доме отца есть наемные работники, которые едят досыта хлеб. И тогда блудный сын, осознав, что он так страшно согрешил, что уже не может называться сыном, решается пойти к отцу, чтобы проситься к нему в наемники.
И вот это осознание того, кто он, где он и что он сотворил, это и есть образ отправной точки покаяния человека. Сын идет на встречу с отцом, размышляя, как он поступит, когда придет, – упадет ему в ноги и скажет: «Я согрешил перед тобою, отец». Но когда он подходит к отчему дому, отец предваряет его: он выбегает из дома ему навстречу. Старик-отец, оказывается, ждал своего сына, верил, что он не пропадет и вернется, постоянно ожидал, смотрел на дорогу, не идет ли он. И только завидев сына, отец выбегает из дома и кидается ему на шею, и принимает его, и вводит в дом, и повелевает принести одежду, в которой сын когда-то ходил, и заклать тельца упитанного для того, чтобы отпраздновать эту радость, это торжество жизни.
Притча изображает, с одной стороны, как человек уходит на страну далече от Бога, а с другой – как он возвращается к Богу. Но самое, пожалуй, сложное для нас – узнать в этой притче самих себя. Но если мы будем внимательно прислушиваться к голосу совести, к тому, как мы ведем себя по отношению не обязательно к Богу, а к нашим ближним, то мы увидим, что нередко мы поступаем так же жестокосердно, бесчеловечно, как поступал блудный сын. Потому что родительскую заботу, ласку, любовь или бескорыстное отношение к нам сотрудников по работе, согревающее теплом и добротой, мы часто воспринимаем как грубые потребители. Если человек готов беззаветно нам служить, совершать добро и творить любовь, то очень легко к этому привыкнуть, начать воспринимать как должное и требовать все больше и больше. И забывается сам человек – источник любви и добра. А где же наша благодарность, ответная любовь и жертвенное служение? Этого нет.
Для всякого человека естественно, чтобы его любили. Но эту потребность в любви мы превращаем в идола, в божество, начинаем покланяться ему и требовать, чтобы только это осуществлялось в нашей жизни. Это по-разному может проявляться: мы можем требовать ласки и добра от окружающих, мы можем требовать к себе почтения или проявлять нетерпимость к критике в свой адрес. Но Священное Писание свидетельствует о том, что человек, оторвавшись от необходимости осуществлять жертвенную любовь, рано или поздно зачахнет, дойдет до скотского, свинского состояния, окунувшись в пучину греха, не сможет оттуда выплыть. И не обязательно речь идет о плотском грехе, это могут быть духовные грехи, связанные с гордостью: человек будет раздражен, он будет злобен, как дикая свинья.
Как выйти из этого состояния? Любой совершаемый человеком грех есть измена Божественной любви. Бог любит нас и для каждого Он приносит великий дар спасения: распинается, не спрашивая нас об этом и не глядя на наше греховное состояние. Господь это делает и ждет ответной любви. Но часто человек не хочет пребывать в этом делании, а хочет совершать лишь то, что ему хочется. Именно об этом мы и должны задуматься. Сегодня за богослужением мы слышали слова апостола Павла из Послания к коринфянам о том, что человек сотворен, чтобы стать храмом Бога Духа Святаго: Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). А как мы можем об этом знать, если мы не храм Божий и Дух Божий не живет в нас. Апостол объясняет, отчего Дух Божий не живет в человеке: человек исполнен блуда, духовного блуда, а может быть, и не только духовного.
Именно об этом следует говорить в наши дни, эта тема очень актуальна, ведь через средства массовой информации буквально все, что нас окружает, пронизано горечью блуда. И если маленькие дети и молодое поколение в силу своих интересов, в силу буйства плоти могут быть хоть как-то оправданы, хотя, конечно, не могут быть оправданы в принципе, то чем мы сможем оправдать тот факт, что блудом сейчас повсеместно занимаются люди пожилые и даже старые? Конечно, не дремлет враг, его цель – отравить источники чистой воды, которые могут течь в человеке. И поэтому эту серьезную тему сегодня поднимает Святая Церковь. Поднимает в виде Недели о блудном сыне, в виде чтения апостольского, в виде чтения евангельского, призывая всех нас еще и еще раз задуматься об опасности, в которой мы находимся.
Один в поле не воин – говорит народная поговорка. Что делать человеку? Учение Церкви о спасении говорит нам о том, что спасение не индивидуалистично: разойдясь по домам, по кельям, мы не сможем спасаться так, как в церкви. И Святая Церковь призывает нас в храм на богослужения, и мы приходим и вместе молимся. И одно дело, когда молится один человек, а другое дело, когда молятся многие. Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И, может быть, самые важные для нас слова Господа: «Все, о чем с верою не попросите, собравшись вдвоем или втроем, то есть вместе, будет по глаголу вашему, если будете просить, не сомневаясь в том, что может дать Господь» (см.: Мф. 18, 19).
Мы приходим в храм и молимся – о чем? О том, чтобы Господь вошел в наши жизни и сердца, сделал наши умы чистыми, наши сердца – святыми, и тогда по-другому откликнется мир, который нас окружает. Но к этому нужно прилагать усилия, для этого нужно собираться в церкви. И даже слова апостола Павла из Послания к коринфянам: Когда вы собираетесь в церковь… (1 Кор. 11, 18), – так начинается одно из его размышлений – означают, скорее, не то, что мы приходим в храм, а то, что, собравшись, мы из себя начинаем устраивать и образовывать Церковь.
И поэтому в дни подготовительных седмиц и предстоящего Великого поста почаще будем посещать храм, может быть, и не понимая всего, что здесь происходит, будем верить, что, вливаясь своей молитвой в общую церковную, соборную молитву, мы получим гораздо вернее то, что нам Господь обещает.
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем вам, чтобы Господь Своей благодатью и человеколюбием почаще посещал наши сердца и умы, чтобы такие стратегически важные мысли о том, что все мы являемся блудными детьми нашего Небесного Отца, а значит, нам следует обратиться, прийти в покаяние и сделать шаг навстречу Господу, почаще посещали нас. Тогда все в нашей жизни будет хорошо, все в нашей жизни будет правильно. Тогда некогда, возможно, услышим и мы от Небесного Отца блаженный голос, который мы слышали в сегодняшнем Евангелии: «Сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся!» (см.: Лк. 15, 32).
протоиерей Георгий Климов.
++++++++++++++++++
Притча о блудном сыне Лк., 79 зач., XV, 11-32.
11 У некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Толкование притчи о блудном сыне
В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).
У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники — книжники и фарисеи. Младший, по-видимому достигший уже совершеннолетия, но, конечно, еще неопытный и легкомысленный, просит выделить ему полагающуюся часть отцовского имения, согласно закону Моисееву (Втор. 21:17), третью часть, в то время, как старший брат получал две трети.
По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.
«Настал великий голод» — так нередко Бог посылает грешнику, далеко зарвавшемуся в своей греховной жизни, и внешние бедствия, чтобы заставить его образумиться. Эти внешние бедствия суть одновременно и наказание Божие и призыв Божий к покаянию.
«Пасти свиней» — самое унизительное для истого Иудея занятие, ибо закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым. Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему — это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. И вот он «приходит в себя».
«Пришедши в себя» — это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нем как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями, наконец, заставляют его очнуться: он как просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается: он начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния, и ищет средство к выходу из него.
«Встану, пойду к отцу моему» — это решимость грешника оставить грех и покаяться. «Согреших на небо», т.е. перед святым местом обитания Бога и чистых безгрешных духов, «и пред тобою» пренебрежением к любящему отцу, «и уже несмь достоин нарещися сын твой» — выражение глубокого смирения и сознания своего недостоинства, каковыми всегда сопровождается искреннее покаяние грешника.
«Сотвори мя, яко единаго от наемник твоих» — выражение глубокой любви к дому и крову отеческому и согласие хотя бы на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий. Все дальнейшее изображение событий имеет целью подчеркнуть беспредельность любви Божией к кающемуся грешнику, Божественное всепрощение и ту радость, которая бывает, по словам Христовым, на небесе о едином грешнице кающемся (Луки 15:7).
Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.
«Бе мертв и оживе» — грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни — Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых.
Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат «разгневался и не хотяще внити», так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть «братом», а презрительно говорит: «этот сын твой».
«Ты всегда со мною и все мое — твое» — этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении.
Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания.
Назад к списку