Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Покаяние – это наше примирение с Богом.

Святой Иоанн Лествичник

 

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Житие святого преподобного Иоанна Лествичника

Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, родом Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31).

Протоиерей Г.С. Дебольский,

«Дни богослужения Православной Церкви» т. 2

ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА АВВЫ ИОАННА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОЙ ГОРЫ

ЛЕСТВИЦА

 В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ

С АЛФАВИТНЫМ УКАЗАТЕЛЕМ

Православное братство
святого апостола Иоанна Богослова
Москва 2001

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие   3  

Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком, поистине святого отца   4  

О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике   9  

Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы 11

Ответ. Иоанн Иоанну желает радоваться 12

 

Слово 1. Об отречении от жития мирского 14

Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире 23

Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира 26

О сновидениях, бывающих новоначальным 31

Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании 32

О разбойнике покаявшемся 35

Об Исидоре 40

О Лаврентии 42

Об экономе 43

Об Аввакире 44

Об Архидиаконе Македонии 45

О преподобном Мине 47

О первом обольщении 54

О втором обольщении 54

О преподобном Акакии 63

Об Иоанне Савваите или Антиохе 64

Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице (и) 70

Слово 6. О памяти смерти 82

Слово 7. О радостотворном плаче 86

Слово 8. О безгневии и кротости 98

Слово 9. О памятозлобии 104

Слово 10. О злословии и клевете 106

Слово 11. О многоглаголании и молчании 109

Слово 12. О лжи 111

Слово 13. Об унынии и лености 112

Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве 115

Предисловие к 15-му слову. О человеках, во плоти живущих подобно бесплодным 121

Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами 121

Слово 16. О сребролюбии 139

Слово 17. О нестяжании 140

Слово 18. О нечувствии, т.е. об омертвении души, и о смерти ума, предваряющей смерть тела 142

Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий 144

Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить 146

Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании 148

Слово 22. О многообразном тщеславии 150

Слово 23. О безумной гордости 156

О неизъяснимых хульных помыслах 160

Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве 163

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве 167

Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей 180

О благорассмотрительном рассуждении 198

Краткое содержание предыдущих слов 213

Слово 27. О священном безмолвии тела и души 219

О различных видах безмолвия 223

Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом 234

Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения 243

Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви 247

     Краткое увещание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно 252

Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец 253

Указатель мест Св. Писания, приводимых в "Лествице" 275

Примечания к биографиям преподобного Иоанна Лествичника 279

Примечания на Лествицу преподобного Иоанна 282

Алфавитный указатель на книгу Св. Иоанна Лествичника, называемую "Лествица" 306

 

/В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало – Прим. электр. Ред./

 

 


Назад к списку