Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Возвратившись с погребения в пяток, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собою: кто отвалит нам камень от дверей гроба (Мк. 16: 2)?

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желание им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем.

Гроб – наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного ложью разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело.....

Камень – это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием[3]. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению Отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.......

Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого. Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Второе воскресенье после Пасхи, а по церковному календарю это считается 3-ей неделей по Пасхе в Церкви всегда посвящается жёнам – мироносицам. Мы празднуем в этот день простую человеческую любовь, простую человеческую верность. Мы знаем, что Христос умер на Кресте в пятницу. В субботу тело Его оставалось безжизненным. Евреи в этот день ничего не делают, а по прошествии субботы, рано утром жёны мироносицы поспешили ко гробу, чтобы приготовить Его тело к погребению. Вспоминая сегодня этих славных учениц Христовых, давайте всмотримся в этот светлый образ женщины, который рисует нам Евангелие.


В Евангелии женщина появляется в начале и в конце. В начале – это Мария, Мать Иисуса, родившая Его в пещере, затем принесшая в храм для посвящения Богу. Она услышала странные слова старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу…». Потом Мария как бы исчезает, однако мы всё время чувствуем, что Она рядом, хотя и без слов, молча. Одно только исключение – брак в Кане Галилейской. Не хватило вина, Мария обратилась к Сыну, и Он совершил первое чудо: претворил воду в вино, чтобы не омрачить радость праздника. А потом опять молчание. Христос проповедует, творит чудеса, помогает страждущим. И только потом мы узнаём, что всё это время за Ним следовали и служили Ему женщины.


И, наконец, крест. Христос призывал апостолов следовать за Ним. Но во время крестного пути на Голгофу все до единого разбежались. Апостол Пётр обещал умереть за Христа – трижды отрёкся от Него. И только Богоматерь с Иоанном Богословом и жёны-мироносицы остались у самого креста. Здесь, у креста, Богородице, действительно, оружие прошло сердце. Она соумирала вместе со Своим Сыном. Она едина с Богом, потому что лучше всех знала, что Он – Единородный Сын Божий. Мария Магдалина, другие жёны-мироносицы, которых толпа отодвинула от креста, пребывали тоже здесь . Этим женщинам Христос не открывал, как 12-и избранным ученикам, тайн грядущего. Они не знали о воскресении Христа. И смерть Его была страшным концом и обрывом всего. Они стояли у креста только потому, что любили Христа и, любя, сострадали Ему всей своей любовью. Что всё это значит?


1) Евангелие навеки закрепило в женском образе Любовь: любовь-заботу, любовь-сострадание, любовь-служение, любовь-самоотдачу, любовь, ничего не требующую взамен. Ученики Христа спорят, кто из них больше, сомневаются, робеют. А про женщин сказано всего два слова: следовали, служа. Любовь-дело, любовь без сомнений и громких слов. Это вечное материнство женщины и вечный её удел. Вырастить, целиком отдать себя детям и в конце концов потерять тех, ради которых жила, потому что возмужавшие дети уходят от матерей, чтобы начать самостоятельную жизнь. И вот Евангелие в образе женщин-мироносиц являет нам всю красоту, всю глубину этой жертвенной любви, неизменной и в радости, и в горе, и в смерти.


Обращаясь к нашей жизни, давайте вспомним, как часто мы сами, далёкие от христианского идеала, пытаемся навязать, в первую очередь своим близким свой образ жизни. Нам хочется скроить ближних по своей мерке, внушить им своё понимание и видение жизни. Стараемся построить их и заставить делать то, что нам хочется. Христиане призваны быть той закваской, которая должна квасить тесто мира. А мы не можем заквасить самих себя. Потому что в нас мало Евангельского духа, мало благодатной жизни, которая рождается в сердце, уме, душе не от формального исполнения правил, а подаётся от Источника Жизни – Христа Спасителя. Между тем, как настоящий подвиг любви, единственно могущий благодатно повлиять на наших ближних, заключается в кротком, терпеливом и любовном уважении личности: мужа, жены, детей. Вот любовь жён-мироносиц назидает лучше всяких увещеваний; их цельность и простота проповедуют лучше всяких слов. В дневнике царицы Александры Фёдоровны написано: «Чтобы взойти по великой небесной лестнице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лестницы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие».


2) Жёны-мироносицы поражают нас своей верностью. Те, кого просил Христос побыть с Ним в час Его страшного борения, когда, по слову Евангелия, начал Он «скорбеть и тосковать», заснули бросили, бежали, отреклись. Женщины же, которых Он ни о чём не просил, остались Ему верными до конца. Подумать только, Тот, Кого они любили, за Кем следовали, Кому отдали себя и свою любовь, умер на кресте, и, рассуждая по-человечески, всё для них рухнуло, не осталось ничего, кроме окровавленного Тела. Но осталась верность. И как просто, без всякого расчёта показана нам эта верность в жёнах-мироносицах.


Современные жёны-мироносицы в годы безбожных гонений на Церковь мужественно изо дня в день не на словах, а на деле верно служили Церкви. Во время самого страшного периода гонений, в 1937 году, в Твери был арестован архиепископ Фаддей (Успенский).Он был очень почитаем многими из тех немногих, кто продолжал хранить верность Церкви. И вот в это страшное время, когда люди боялись своих близких, когда брат предавал брата, а сестра сестру, когда не было доверия среди христиан. Несколько женщин день и ночь, рискуя в любой момент быть арестованными, появлялись около здания НКВД, чтобы что-то узнать о святителе Фаддее. Он пережил страшные истязания в этой тюрьме, был приговорён к расстрелу, но не был расстрелян. Следователь приказал утопить его в отхожем месте живым. Поэтому священномученика не увезли вместе со всеми на место расстрела, где бы он канул в безвестной могиле. Его отдельно, в ящике вывезли из тюрьмы. Женщины, которые хранили ему верность, видели этот тайный вывоз святителя Фаддея из тюрьмы. Они запомнили это место и из уст в уста передавали эту благую, не смотря на весь ужас происшедшего, весть о священномученике. С тех пор прошло более полувека. Священномученик Фаддей был прославлен как святой Русской Православной Церкви, сначала за рубежом, потом – у нас. И к моменту канонизации дети тех тверских жён-мироносиц сообщили о том, где находятся мощи священномученика. Они отстаивали храмы, когда их повсеместно закрывали. Они жертвовали всем, что имели, чтобы поддержать жизнь в общине. И сегодня эти благоговейные и мужественные жёны много делают для храма: содержат храм в чистоте и порядке, благоукрашают его. Женщины несут тяжёлый незримый труд в своих семьях, в своих домах. Этот  труд и по дому и по воспитанию детей как бы ни заметен, но он очень велик. Они всегда славят и благодарят Бога: в счастье и несчастии, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни.


3) Мы сказали о верности жён-мироносиц. Ещё одну черту можно отметить в их образе. Их веру. Их вера исходит их глубины любящего сердца. Вера не рассуждающая, не сомневающаяся. Вот Фома усомнился: «Не увижу – не поверю». А про женщин сказано так: «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9).
Этот евангельский образ женщины сохраняется в памяти Церкви и сияет своей простотой и небесной красотой. Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, бушевали войны, но над этой кровавой, трагической историей возвышался и светил образ женщины – образ любви, жертвенного сострадания и верности. И не будь этого образа, этого света, поистине страшным был бы наш мир. И если, несмотря на всё то зло, которое творится в мире, не прекращается праздник жизни. И справляется он так же радостно, как и во дворце, то радость эта в ней: в женщине, в никогда не иссякающей её любви. Пусть вина не хватило. Но пока она тут – мать, жена, невеста, -хватит вина, хватит любви, хватит радости на всех.


В пасхальную ночь, когда мы совершаем крестный ход, мы бываем похожи на жён-мироносиц. Они несли ко гробу миро. Мы несём как драгоценность всё, что нам осталось: Его изображение, крест, на котором Он испустил дух, книгу с Его словами – Евангелие. Мы выходим из храма, чтобы идти за Ним до конца. И как мироносицы находим Его воскресшим. И за ними произносим: «Христос воскресе!». В этих двух словах смысл нашей веры, радость нашей жизни. Пусть сподобит нас воскресший Христос молитвами своих верных учениц вечно праздновать Святую Пасху в Его Небесном Царстве. Аминь.

           Священник Владимир Крюков

Православие и мир Размышляя о православном международном женском дне…

Размышляя о православном международном женском дне…

Диакон Дионисий Осипов

Чем известны жены-мироносицы, кроме того, что они приходили помазать миром Христа?

 

Назад к списку