НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, о самаряныне.
«ЭТО Я, КОТОРЫЙ ГОВОРЮ С ТОБОЮ» (ИН. 4:26)
«Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?»…
Вопрос этот, родившийся некогда под горячими лучами полуденного палестинского солнца, с тех пор не умолкал. Высвободившись из удивленных уст простодушной жительницы малоизвестного самарянского города, он с удивительной силой входит в сердца многих людей, рождая в их душах столько же недоумения, страха и сомнений, сколько тепла, надежды и любви. Там, в прохладе тенистых деревьев у колодезя славного патриарха, произошло событие, поражающее своей глубиной и таинственностью – Творец обратился с просьбой к Своему созданию: «Дай Мне пить» (Ин. 4:10).
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), – позже скажет Господь святому Иоанну Богослову. А теперь Он в образе жаждущего Человека смиренно стоит перед женщиной, которая меньше всего ожидала встретить Его именно здесь. В жизни этой самарянки было много радостных и печальных событий, она изведала на опыте и сладкий привкус мимолетного счастья, и горечь падения до самых бездн греха. Весь ее опыт говорил лишь об одном: нужно думать, как выжить здесь и сейчас, как решить насущные проблемы, избавиться от неудач, удержать удовольствие, быстро проходящее в беспросветности будней. Она была из тех, кого мы бы назвали обычными людьми, – искала счастье, устраивала свою жизнь, как умела...
Но вдруг душу пронзил голос: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16).
Казалось, в этом повелении нет ничего особенного, оно ни к чему не обязывает, ни о чем не говорит, ведь дома ее ждет тот, о котором, казалось, и идет речь. Все как в обычной жизни. Однако Говоривший с ней знал больше других, знал всё. Он не требовал от нее признаний, не призывал к раскаянию, просто стоял и ждал ответа. И ответ женщины оправдал надежды Ожидавшего: «У меня нет мужа» (Ин. 4:17). Это было не просто свидетельство нарушения закона целомудрия. Спаситель прозрел в этом ответе нечто большее. Запутавшаяся в поисках земного счастья и уставшая от любострастных стремлений женщина признавала, что ее жизнь идет ненормальным путем. Она не стала искать оправданий, не ушла от ответа, но была честной перед Богом и собой.
«Правду ты сказала…» (Ин. 4:17), – услышала она из уст своего Создателя. И это действительно поразительный момент. Творец всего сущего ради любви к Своему созданию не просто снисходит к падшему человеку, Он разделяет с ним тяготы его жизни и с удивительным терпением пытается найти даже в самой темной душе хотя бы маленькое напоминание о некогда прекрасном образе. И что поразительно – Он находит этот лучик света! Своей любовью, милосердием Бог призывает душу обратиться к правде!
Господь вошел в жизнь этой женщины в момент, когда она ожидала этого меньше всего, когда, казалось, что ей совершенно нечего ответить Вопрошающему Творцу. Бог часто подобным образом входит в нашу жизнь, обращается с вопросом, который понять мы не можем. И вопрос этот звучит по-разному: иногда жизненные обстоятельства поражают своей непредвиденностью, порой люди, которые были самыми дорогими, удаляются на расстояние врагов, что-то случается либо в нашей жизни, либо в жизни близких и дорогих людей… Так бывает: вдруг человек оказывается в ситуации, когда единственное, что может он сделать – быть честным, признать собственное бессилие, остановиться и сказать в сердце: «Ведь я действительно ничего не понимаю»... И самое удивительное, что такого ответа, признания, сделанного со всей искренностью в глубинах сердца, оказывается, и ожидает Бог от человека.
Милосердный Господь не оставляет нас, ожидая единственного – честности
Мы не можем поразить Создателя ни глубиной жизненной мудрости, ни рассудительностью, ни высотой добродетели. Однако Милосердный Господь все же не оставляет нас, Он незаметным образом все равно входит в жизнь каждого, ожидая единственного –честности. И это тот ответ, который может дать каждый, как бы далеко от Евангелия не отстояла его жизнь! Здесь все равны: и покоренный сладострастием прелюбодей, и забывший о Боге мошенник, и утративший прежнюю ревность христианин – каждый может найти в себе силы, чтобы признаться перед собой и Богом в том, что жизнь его пошла не тем путем, что пора возвращаться... И этот ответ несомненно будет принят. Душа, изможденная бессмысленными попытками добиться счастья, в ответ на отчаянный стон сердца, услышит кроткий утешающий глас: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26).
В Неделю о самаряныне
Проповедь Святого Евангелия обращена ко всем народам. Об этом узнаем мы из евангельского повествования нынешней недели, которая называется Неделей о самаряныне, в память о беседе с ней Христа. Мы знаем, что самарянка явилась первой проповедницей Святого Евангелия в своем народе и мученической кончиной засвидетельствовала верность Господу.
Так, дорогие братья и сестры, в пасхальный период Церковь предлагает нам множество святых примеров, чтобы в наше неспокойное время утвердить веру в Христа Воскресшего, победившего все силы зла, - во Христа, всесильного помочь каждому из нас в наших жизненных обстоятельствах.
Как просты и доступны слова Господа, с которыми Он обращался к людям. Он глубоко проникал в душу и сознание каждого человека, вкладывая Свое Божественное учение. В беседе с самарянкой у колодца с обычной водой Спаситель говорил об иной, спасительной воде, под которой Он подразумевал евангельское учение. Мы так сжились с этим образом, что, когда в наших богослужебных текстах говорим о живой воде, то подразумеваем животворящее учение Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому в праздник Преполовения мы взываем ко Господу: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами».
Будем же молить Господа, чтобы светлый праздник Святой Пасхи, который мы с таким ликованием и духовной радостью отмечаем, не прошел мимо нашего духовного сознания. Пусть душа наша будет напоена живой водой Христова учения.
* * *
Мы продолжаем в радости духовной праздновать Пасху Господню, утверждая в своей благочестивой памяти учение Христово, укрепляясь в вере православной. Начиная с первого дня Пасхи за каждой Литургией читается книга Деяний святых апостолов, которая описывает первые годы истории Святой Церкви.
Сегодня мы слышали о том, что в Антиохии ученики Иисусовы впервые начали себя называть христианами. И это наименование сохранилось в течение двух тысячелетий до сегодняшнего времени. Каждый, кто верует в Господа Иисуса Христа и принимает Таинство Крещения, именуется христианином.
Однако мне хочется говорить о евангельском повествовании от Иоанна, по содержанию которого называется сегодняшняя Неделя. В Писании часто упоминаются самаряне. Мы имеем свидетельство о том, что непреодолимая вражда лежала между ними и иудеями. Чтобы понять суть вопроса, нужно вспомнить историю израильского народа за много веков до пришествия в мир Христа Спасителя. Самария - это одна из частей Палестины. В царствование Осии, царя израильского, ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел в плен, а на их место переселил язычников из Вавилона и других мест. Об этом рассказывается в Библии, в 4-й Книге Царств, в 17-й главе. От смешения этих переселенцев-язычников с оставшимися евреями произошли самаряне. Они принимали Пятикнижие Моисеево, но отвергали писания пророков и предание. Поэтому евреи считали их хуже язычников, не принимали в свое общество и не имели с ними никакого общения. Когда иудеи возвратились из плена, то начали строить храм в святом граде Иерусалиме. Самаряне хотели было тоже принять в этом участие, однако евреи их не допустили. Тогда самаряне выстроили храм на горе Гаризим, ставшей средоточием их религиозной жизни. И вот потому-то самарянка при беседе с Господом и спрашивала, где же следует поклоняться Богу: в самарянском храме или в Иерусалиме? Так начинается беседа о тайнах Царства Божия.
Но не смогла сразу вместить жена самарянка эти глаголы вечные. И тогда Христос говорит ей: «Иди пригласи мужа твоего» (см.: Ин. 4:16). А она мужа не имела. Спаситель показывает Себя сердцеведцем. Он начинает говорить самарянке о таких подробностях ее жизни, о которых, может быть, никто и не знал. Говорит о самом сокровенном для нее и показывает, что перед ней не обычный учитель израильский. Тогда самарянка стала у него спрашивать о Мессии, Которого ожидал еврейский народ и другие лучшие сыны и дочери рода человеческого. Христос открывается перед нею, говорит: «Это Я, Который беседует с тобою» (см.: Ин. 4:26). И жена самарянка забывает обо всем на свете. Она забыла, зачем пришла к колодцу Иаковлеву. Она поспешила в свое селение и рассказала об этой встрече землякам. Множество самарян пришли ко Христу и просили Его посетить селение их, ибо уверовали в Господа.
Не только евангельские строки донесли до сегодняшнего дня свидетельство о той встрече Христа с самарянкой, но и сама Святая Земля, Самария, сохранившийся колодец Иаковлев и самарянский народ, который и ныне живет там, - все напоминает нам о подлинности, о действительности этой встречи. В 1964 году, когда я был Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, я возглавил делегацию представителей нашей Церкви, которая паломничала по святым местам Востока. У нас произошла памятная встреча у колодца Иаковля с одним самарянином. Узнав, что мы христиане, паломники, он попросил милостыню, а потом сказал: «Вспоминайте нас, самарян, в святых своих молитвах: Христос не прошел мимо нас».
Мы действительно вспоминаем сегодня о том, как одна живая душа, ищущая Бога, по-человечески павшая, грешная, встретилась со Христом, уверовала в Него как в Спасителя и сама стала проповедовать Христа своему народу. Как повествует Церковное Предание, самарянка изменила к лучшему свою жизнь. Это та святая Фотина или Светлана, память которой Святая Церковь творит 20 марта по старому стилю. Из ее жития мы узнаем, что она стала мученицей Христовой, и два ее сына и пять сестер также стали христианами и приняли мученическую кончину.
Каждое слово Христа из беседы с самарянкой - свидетельство живого Бога. Эта беседа нас научает и вразумляет. Но как часто это было в истории, среди некоторых неправославных христиан отдельные места из беседы Христа с самарянкой не все понимают так, как от начала учила Святая Церковь. Я имею в виду слова Господа о том, что настанет время и настало уже, когда истинные верующие будут поклоняться Отцу в духе и истине. Исходя из этих слов, некоторые отвергают все: внешнее богопочитание, почитание икон, крестное знамение, Таинства Церкви и обряды. Они говорят, что достаточно только «поклоняться в духе и истине» и не нужно ничего другого.
Нельзя строить целое учение в отрыве от всего евангельского сказания. Святая Церковь, в духе наставлений Христа и апостольского предания, на Вселенских Соборах утвердила все то, что мы содержим как учение Православной Церкви, что является для нас, православных христиан, сокровищем, которое мы должны неповрежденно хранить. Христос Спаситель говорил о том, что основой для жизни будущей Церкви является не ветхозаветное внешнее богопочитание, а нечто большее. Все, происходившее в Ветхом Завете, предназначалось для воспитания народа Божия и подготовки к принятию Мессии - Спасителя мира. Иисус Христос одухотворил ветхозаветный закон. Он научил нас не только внешнему почитанию, но и поклонению Богу в духе и истине, чтобы мы своей жизнью, всем своим существом прославляли великое имя Божие.
Об этом говорит святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1 Кор. 6:20).
Мы знаем, что и Сам Господь совершал внешнее делание при молитве. Евангелисты описывают Его моление в Гефсиманском саду, когда Он склонялся на землю, когда молитва Его была до пота кровавого.
И поэтому мы, братья и сестры, должны хранить как бесценное духовное сокровище все то, чему учит нас Церковь Христова, что передано ей от Господа и Его апостолов.
Назад к списку