СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Собор смоленских святых.
- Смоленская икона Божьей Матери.
- Собор Смоленских святых.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия, была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С тех пор этот образ стал одним из наиболее почитаемых в Православной Византии и долгое время хранился во Влахернском храме в Константинополе.
В 988 году свет христианской веры воссиял и над Русской землею, которая поистине стала «домом Пресвятой Богородицы». В знак великой милости Божией Матери к новопросвещенной стране многие Ее чудотворные иконы были впоследствии обретены на Святой Руси.
По внушению Божию, византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), отдавая свою любимую дочь Анну в супруги русскому князю Всеволоду Ярославичу, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией, которая сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество (поэтому икона получила название Одигитрии, то есть Путеводительницы). Князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, был мудрым и дальновидным государственным деятелем. Он стал миротворцем родной земли. Не надеясь на немощные человеческие силы, князь Владимир Мономах обратился за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы Она направила его на правый путь. С великим торжеством он перенес благословение своей матери, чудотворную икону Одигитрия из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы (основан им в 1101 году). С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. С помощью Божией, благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.
В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо-татарских полчищ Батыя, один из монголо-татарских отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои согрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия (память 24 ноября), который защитил жителей города.
Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона было торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.
В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания и бедствия. Чтобы святыня не досталась французам, епископ Смоленский Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, где чудотворную икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. И вновь Матерь Божия явилась заступницей Святой Руси. При оставлении русскими войсками Смоленска из башни над Днепровскими воротами был взят чудотворный список иконы Божией Матери Одигитрии, сделанный в 1602 году. Этот особо чтимый список воспринял благодатную силу древнего образа. Накануне Бородинского сражения икону носили в стане русской армии, и воины, взирая на нее с верою и надеждою, воодушевлялись уверенностью в победе. В день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери древний образ Смоленской Путеводительницы обносили вокруг Белгорода, Китай-города и Кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненным в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы чудотворная икона была взята в Ярославль, а после окончания войны 5 ноября 1812 года возвращена в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Прошло немногим более столетия и вновь земля Русская подверглась опустошительному нашествию с Запада. В 1941 году гитлеровская Германия развязала войну против нашей Родины. В который раз, как и прежде, на пути врагов стал Смоленск. Русская Православная Церковь, неизменно верная своему патриотическому долгу, духовно возглавила и вдохновила освободительную войну верующего русского народа. Молитвы миллионов верующих были вознесены к иконам Пресвятой Богородицы, в том числе – к Смоленской. Матерь Божия невидимо покровительствовала русскому оружию и путеводительствовала защитников земли Русской к освобождению Отечества. В 1943 году в войне наступил решающий перелом и многострадальный Смоленск был вскоре освобожден.
Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия – одна из наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Списки с нее в изобилии распространены и в соборных храмах, и в приходских церквах и, особенно, в домах верующих.
Пресвятая Богородица и поныне укрепляет притекающих с верою к Ее иконам, и Церковь воспевает к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, – утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам спасение!»
Собор святых земли Смоленския.
История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, прославленные и непрославленные Матерью-Церковью.
В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, празднование определено совершать в воскресение перед празднованием Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы).
Святитель Игнатий второй, епископ Смоленский. Известно, что он родился в XII веке и был благочестивым и деятельным архипастырем. Он построил в Смоленске монастырь в честь положения ризы Пресвятой Богородицы.
Святитель Меркурий, епископ Смоленский. В историческом описании Киево-Печерской лавры сказано: «Святой Меркурий, епископ Смоленский убит Батыем 1239 году и память его 24 ноября». Мощи святителя Меркурия чудесным образом по Днепру приплыли в Киев и были погребены в ближней (Антониевой) пещере Киево-Печерской обители.
Святитель Михаил, епископ Смоленский. Был известен строгой подвижнической жизнью, включен в Собор Радонежских святых.
Святитель Антоний, епископ Вологодский. 1569-1585 г.г. в сане игумена управлял Дорогобужской обителью. По молитвам святителя Антония одержимые различными недугами получают исцеление. Известно свидетельство инока Болдинской обители Дианисия о явлении ему во время тяжелой болезни святителя Антония вместе с преподобным Герасимом, после чего недуг оставил его.
Святитель Симеон, митрополит Смоленский. Принимал деятельное участие в делах всей Русской Церкви. В 1678 году он участвовал в заседании Собора, решавшего вопросы об обрядах в Неделю ваий. В 1681 году святитель Симеон принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Никона и получил в дар митру Патриарха Никона. В том же году он участвовал сначала в Земском Соборе, а затем в Поместном Соборе, на котором было принято решение о возведении Смоленской епархии в достоинство митрополии. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Свое управление епархией святитель Питирим ознаменовал упорядочением духовной жизни и построением храмов и монастырей. Духовным братом и другом святителя Питирима был святой Митрофан, епископ Воронежский. Блаженная кончина святителя Питирима последовала в 1698 году в возрасте 53 лет. По молитвам святителя стали совершаться исцеления больных.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Благодаря его трудам была организована Российская Духовная Миссия в Японии. Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, духовных школ и училищ, издавал журнал «Церковный вестник». Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы Богослужебных и других книг на японский язык. В начале 20 в. в Японии было 266 православных общин, насчитывающих более 30 тыс. христиан и 35 священников.
Святой мученик князь Глеб (Давид). Он был родным братом великого князя Киевского Ярослва Мудрого. Он мученически пострадал вместе со своим братом Борисом (Романом) от Святополка Окаянного. Тело князя было погребено в Вышгороде Киевском рядом со святым князем Борисом. Память святого мученика князя Глеба совершается 5-го сентября.
Святой благоверный князь Ростислав (Михаил) Смоленский, сын князя Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха. Благоверный князь содействовал распространению христианства в своем княжестве, в его правление была учреждена Смоленская кафедра. Он оставил по себе добрую память как о благочестивом, кротком и добросердечном князе.
Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского.
Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный родился в грозную годину нашествия орды на Русь. В 70-х годах жил в Орде, где благодаря храбрости и мудрости вызвал к себе особое расположение хана Менгу-Темира, выдавшего за благоверного князя свою дочь, названную в Крещении Анной. В орде у благочестивых супругов родились сыновья - сявтой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин.
Большое влияние, которое князь приобрел у монголо-татар, он использовал на благо Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру.
Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович. Дважды был в Литовском плену. Последний раз после временного взятия Литовцами Смоленска в 1395 г.
В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах».
Святой благоверный князь Андрей Смоленский. Еще в юном возрасте, тяготясь распрей своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переяславль Залесский. В смирении и кротости он 30 лет прослужил простым пономарем в церкви святого Николая, около которой и был погребен.
Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, прославилась высоким супружеским целомудрием. За свою супружескую верность была четвертована князем смоленским Юрием Святославичем и брошена в реку. Год спустя после злодейского убийства ее и ее мужа, святого благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского, было обретено тело мученицы, плывущее против течения реки. По повелению Божьему (Голос услышал некий расслабленный), тело святой было похронено у южных врат собора в г. Торжке. Мученичество святых совершилось зимой 1406 г.
Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в г. Торжке, был родом из венгрии. Он был родным брато Моисея Угрина, верного слуги страстотерпца Бориса. Кончина преподобного последовала в глубокой его старости, в 1053 г.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, в юности избрал труднейший подвиг юродства Христа ради. Позже поступил в Боросоглебский монастырь, где проходил подвиг полного послушания своему духовному отцу где и отошел ко Господу.
Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда.. Он принял поостриг в монастыре Пресвятой Богородицы, что стоял в 5-и верстах от Смоленска, где он подвизался 50 лет до своей блаженной кончины.
Ученик преподобного Авраамия Ефрем также удостоился достоинства преподобного в лике святых. Уже в конце 13 века учителю и ученику была составлена совместная служба.
Преподобный Прохор Печерский, был великий подвижник по строгому воздержанию. Вместо хлеба вкушал лебеду, за что получил прозвище «Лебедник». При это никто никогда не видел его печальным. По его молитвам совершались многочисленные чудеса.
Преподобный Симеон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Был участником дивного видения птиц, летавших по всей обители преподобного Сергия и вокруг нее. Скончался преподобный Симеон архимандрит в глубокой старости и был погребен преподобным Сергием.
Преподобный Герасим Болдинский, с 13-летнего возраста начал иноческую жизнь. Через 26 лет монастырского послушания, поселился в диком лесу неподалеку от Дорогобужа. По особому видению перешел на Болдину гору, где построил храм во имя Святой Троицы и воздвиг келии для собравшейся братии. Кроме Болдинского монастыря Преподобный Герасим основал еще 2: в честь Иоанна Предтечи в г. Вязьме и на р. Жиздре – обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Святой мученик Меркурий Смоленский, служил в войске Смоленского князя, вел подвижническую жизнь и готовил себя к ротным подвигам, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. Такой случай ему предоставился: когда полчища татаро-монгол подошли к Смоленску и встали в 25- верстах на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням, Воин Христов Меркурий, по призыву Самой Богородицы, отправился в стан татарский. Там он сразился с предводителем татарского войска – великаном, обладавшим огромной силой, убил его и вступил в единоборством со всем полчищем. Призывая имя Божие и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов и сам принял смерть в бою. Так был спасен Смоленск от разорения. Жители города с честью погребли тело святого воина – мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Преподобный Макарий архимандрит, миссионер Алтайский, в 1825 году поселился в Глинской пустыни, откуда , движимый апостольской ревностью,правился на проповедь Евангелия к Сибирским народам. Основаннная им Праволсвная миссия стала в 19 столетии образцом для других миссий Сибири. Он перевел для алтайцев необходимые молитвы, текст Евангелия, многие места из Деяний и Посланий Апостольских, многочисленные псалмы, краткую священную историю, краткий катехизис и ряд других книг. Перед блаженной кончиной своей он твердо произнес:
«Свет Христов просвещает всех».
Назад к списку