Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ (VII).

Преподобный Георгий Хозевит (Хозевитами назывались иноки Хозевитской, или Хузивской, обители) вырос на Кипре. Его старший брат Ираклид еще при жизни родителей ушел в святой град Иерусалим. Поклонившись здесь местам, освященным стонами и Кровью Господа Иисуса, он удалился затем в Иорданскую долину (Иорданская долина находится по течению реки Иордана. Она с древних времен была излюбленным местом отшельничества. Так, сюда удалился святой пророк Иоанн Предтеча и выступил здесь с проповедью покаяния.

Во времена христианские в этой долине находилось немало всевозможных монастырей). Здесь брат Ираклид  принял монашество в лавре, называемой Коломановой, которая находилась близ Мертвого моря и Иордана. Святой же Георгий один оставался у родителей, воспитываясь в благочестии и страхе Божием.

Когда умерли родители Георгия, осиротелый отрок со всем имением, оставшимся от родителей его, принят был на попечение одним своим родственником. Последний так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирскою суетою и не желая сожительства с женою, скрылся у другого родственника своего, который был игуменом монастыря.

О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, желавшему иметь кроткого юношу своим духовным сыном. Он пришел к игумену, у которого скрывался Георгий, и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул тот монастырь и, сев на отплывающий корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим.

Поклонившись святым местам, он спустился в Иорданскую долину и пришел к брату своему в ЛАВРУ Коломана. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отцов не захотел держать его в лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы нашей, называемую Хузива (Хузивский монастырь находился в пустыне Хузив, или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, вправо от большой дороги, через которую обыкновенно проходят паломники из святого града к Иордану.

Монастырь этот был расположен в дикой местности. Церкви и кельи монахов, вися над оврагом на высоте, были как бы прилеплены к каместым утесам. Монастырь Хузва возник в V веке. Имя первого основателя его неизвестно. Впоследствии монастырь именовался лаврою. VI, VII, VIII века были для него веками процветания. С XII века судьба монастыря не известна.

В самое последнее время эта обитель возобновлена. В этой обители святой Георгий был облечен в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божию и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании.

Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. Братия монастыря удивлялась его дару, тогда Георгий, не хотевший привлекать к себе излившее внимание, ушел из монастыря и поселился у старшего брата в Коломановой Лавры у Иерихона близ Иордана.

Братья не готовили себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.

Однажды авва Ираклид сказал своему брату:
— Возьми топор, и пойдем рубить дрова!
И когда тот взялся за топор, то старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их кельи. Поклонившись брату, Георгий стал просить:
— Нет отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваии.
Но тот с угрозою сказал:
— Сруби ее; вот уже несколько лет она не приносит плодов, — зачем же она занимает место?
Тогда Георгий, снова со смирением поклонившись, произнес:
— Я ручаюсь, что скоро она принесет плоды.
После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.

В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его начатками своих плодов, отец поспешно принес его в Лавру. Войдя в келью к Ираклиду и Георгию, он поставил пред старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и нашедши в ней мертвого младенца, Ираклид сказал меньшому брату:

— Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас грешных.

Но Георгий возразил ему:

— Не печалься и не гневайся, отче, но с верою призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас грешных и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым в награду за свою веру; а если Бог не восхочет сотворить сего, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь его беде.

Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь, творящий волю боящихся его, услышал их и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал о сем чуде.

Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.

По прошествии некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста от рождения. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам.

За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана, и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за Богослужением. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.

Он не покупал себе ни еды, ни одежды — собирал по кучам мусора тряпки, делал из них одежду и постель. Питался объедками от трапезы иноков.

Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням.

В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках.

Так подвизался сей земной ангел и небесный человек, назидая своими подвигами и других.

Когда же случилось нашествие Персов на святую землю, он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане; по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божием и в благочестии.

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.

«После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, в который он скончался, по устроению Божию, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:

— Спрашивает тебя старец, говоря: «где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю».

Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных:

— Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь.

И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:

— Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди.

И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божии, как пишется: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Сол. 3:1), и паки: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир». Аминь.

История обители Георгия Хозевита

Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. Но своего рассвета достигла, когда пришел в нее Преподобный Георгий почти 100 лет спустя. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей,  с временем его игуменства связан расцвет монастыря. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита.

Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых "обжитых" мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями  православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих "сотовых" келий можно видеть и сейчас - в основном, в полуразрушенном и заброшенном виде.

Хозевитская обитель именовалась Лаврой. В нашем представлении Лавра - это очень большой, богатый и знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово означает "улица», «скопление», «рой» пещер. Смысл термина становится понятным из древнейших способов  монашеского жизнеустройства. Первые монахи были отшельники. Этот вид подвига, будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу.

Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития) - обители, где иноки живут вместе дружной общиной под управлением строгим уставом и наставником - игуменом.

Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из насельников Лавры живет в отдельной, уединенной келье - пещере. Даже если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной - до такой степени, что, взобравшись в свою келью (в Хозевитской обители по веревочной лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в  неприступной изоляции, поистине наедине с Богом.

Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле: "И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю" (3 Цар, 17, 2 - 7).

Поток на  дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.
 

Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Когда Богоотец Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, оказались в позорной немилости у своих соплеменников из-за бездетности (по ветхозаветным канонам неплодность была карой Господней за грехи), святой Иоаким удалился в печали и скорби на подвиг усиленной молитвы и уединения именно в ту  самую  пещеру, освященную именем великого ветхозаветного пророка Илии.

Здесь по преданию Святой Иоаким пробыл в молитве и посте сорок дней и сорок ночей пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении чада – Приснодевы Марии.

В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе  у Бога дитя, здесь находится соборный храм обители, посвященный Рождеству Богородицы.

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Книга Пятая. Январь

 

            


Назад к списку