Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

РОЖДЕСТВО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА,

Радуйся, прежде рождества твоего
на великое служение извещенный.

(Из акафиста рождеству Иоанна Предтечи)

Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).

В этот праздник верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии – Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу – иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. Захария, увидев его, смутился и страх напал на него. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:9-13).

Захария не поверил Ангелу, так как был он, как и жена его, слишком стар, чтобы надеяться на потомство, и попросил у Ангела какого-нибудь знамения в доказательство истинности его слов. Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елисаветы.

Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя: он – Гавриил, что значит сила Божия, тот самый, кто благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в «седьминах» (Дан. 9:21-27). За неверие Ангел поражает Захарию немотой, а заодно, по-видимому, и глухотой, так как с ним потом объясняются знаками. Обычно каждение продолжается недолго, и народ стал удивляться: почему Захария медлит во святилище? Но едва Захария появился и начал что-то показывать жестами, как все поняли, что ему было видение. Замечательно то, что Захария не оставил своей чреды и продолжал служение до конца. Жена его, Елизавета, после возвращения мужа домой, действительно зачала сына. Пять месяцев она скрывала это, из боязни, что люди могут не поверить ей, и осмеять, сама же она в душе радовалась и благодарила Бога за снятие с нее поношения.

 

В это время, приняв благовестие о рождении Мессии, Дева спешит поделиться Своею радостью с Елизаветой, Своей родственницей, жившей в Иудее, как полагают, в городе Иутта, близ священнического города Хеврон. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1:41). При этом Елизавета встретила Ее тем же необычайным приветствием, с которым обратился к Ней Ангел: «Благословенна Ты между женами», – и добавила:«Благословенен плод чрева Твоего!» – хотя, как родственница, должна была бы знать о данном Марией обете девственности. Затем же Елизавета воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?».

 О чем не ведали на небесах ангелы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен и от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве. И с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну: и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы Находящегося во утробе, старался превзойти границы природы.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее… и радовались с нею (Лк. 1:57-58). Ибо чудом было то, что в старости и с заматеревшею утробой родила Елисавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии.

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукой, пишет о бывшем. В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу (Лк. 1:63-64).

 

Захария, благословляя Бога, стал говорить: Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1:68).

В своем слове святитель Иоанн Златоуст говорит: «Изумительные дела! После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь! Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка: он возвратился к жизни, не дыша священством, и перенес оплакивания, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь, Бог Израилев. О Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы Дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческой песней, достойной дара».

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом о месте рождения Царя Иудейского, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении всех младенцев, послал убийц и в Иутту. Елизавета, узнав об этом, скрылась с сыном в пустыню. Ирод, рассерженный тем, что слуги его не могут найти младенца Иоанна, послал к Захарии в храм узнать, где спрятал он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. Он повторил тоже самое и после угроз лишить его жизни и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23:35).

Каким же образом христианский праздник переплёлся с языческим праздником Ивана Купалы на Руси?

Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф. Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство.

Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.

В отличие от языческого, праздник Рождества Иоанна Предтечи известен с 4 века и посвящен памяти великого пророка, который предвозвестил появление Сына Божия, имеющего человеческую плоть, а также стал Его крестителем. В связи с этим Иоанна Предтечу Церковь чтит превосходящим по святости ангелов. Пророку удалось выжить в Вифлиеме в то время как тысячи младенцев в этом городе были умерщвлены. Иоанн вырос в дикой пустыни, готовя себя к высокой миссии. Именно благодаря его проповеди люди оказались готовы к появлению давно ожидаемого Мессии. Церковь, прославляя Бога за дарование человечеству такого великого пророка, обращается к Его святому со словами: Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

 Молитвами святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас!

 


Назад к списку