Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "О ВСЕПЕТАЯ МАТИ"

Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но из­вест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о ме­сте и вре­ме­ни ее яв­ле­ния не со­хра­ни­лось ни­ка­ких. Су­ще­ству­ют од­ни толь­ко до­гад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му во­про­су. Од­ни от­но­сят яв­ле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к на­ча­лу IV ве­ка, а имен­но к 301 го­ду.

По дру­гим же ис­точ­ни­кам яв­ле­ние ее от­но­сит­ся к бо­лее ран­не­му вре­ме­ни – I ве­ку, и при­уро­чи­ва­ет­ся это со­бы­тие к то­му мо­мен­ту, ко­гда свя­той апо­стол Фо­ма рас­про­стра­нял свет еван­гель­ско­го уче­ния в Ин­дии.

Еще од­но на­име­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Ма­ти» свя­за­но с тем, что край «му­а­ро­во­го» ма­фо­рия Бо­го­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом
стро­фы 13-го конда­ка Ве­ли­ко­го Ака­фи­ста на цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке: «О все­пе­тая Ма­ти, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, ны­неш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких на­па­сти из­ба­ви всех, и гря­ду­щия из­ми му­ки, во­пи­ю­щия Ти: Ал­ли­лу­иа». Кро­ме то­го, на кай­ме ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, ко­то­ры­ми на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий Ака­фист: «Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, яко из­бав­ля­ше­ся от злых...». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия из­вест­на с XVII в.

Наи­бо­лее ран­нее изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри «О Все­пе­тая Ма­ти»
встре­ча­ет­ся на несколь­ких ли­стах Сий­ско­го ли­це­во­го ико­но­пис­но­го
под­лин­ни­ка XVII в. На од­ном из них ико­на име­ну­ет­ся «Арап­скою». В ико­но­пис­ной прак­ти­ке на­ча­ла XX в. мож­но встре­тить так­же на­зва­ние «Ара­вий­ская». Ико­на пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в трех­чет­верт­ном по­во­ро­те, ла­до­ня­ми лег­ко под­дер­жи­ва­ю­щей Мла­ден­ца Хри­ста на уровне его пред­пле­чий.

Ру­ки Спа­си­те­ля под­ня­ты и ле­жат на гру­ди Бо­го­ма­те­ри. Ино­гда гла­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри увен­ча­на ска­зоч­ной цар­ской ко­ро­ной. Об­ла­че­ния Пре­свя­той Де­вы обыч­но со­сто­ят из крас­но-ко­рич­не­во­го хи­то­на и виш­не­во­го «об­лач­но­го» ма­фо­рия, яв­ля­ю­ще­го­ся сим­во­лом гор­не­го ми­ра.

На пле­чах и гла­ве Бо­го­ма­те­ри вме­сто при­выч­ных звез­диц – сим­во­лов дев­ства – изо­бра­же­ны три ме­да­льо­на с го­ло­ва­ми ан­ге­ла, ко­то­рые ино­гда ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся
пра­во­слав­ны­ми бо­го­сло­ва­ми как древ­ний сим­во­ли­че­ский об­раз Тро­и­цы. Воз­мож­но, в пред­став­ле­нии XVII в. та­кое ико­но­гра­фи­че­ское про­чте­ние об­ра­за свя­зы­ва­лось с Во­сто­ком, Егип­том и Па­ле­сти­ной, что от­ра­зи­лось в име­но­ва­нии ико­ны «Араб­ской» или «Ара­вий­ской».

На иконе из со­бра­ния Тре­тья­ков­ской Го­судар­ствен­ной га­ле­реи изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь без вен­ца и очень ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся ле­во­сто­рон­нее по­ло­же­ние Мла­ден­ца Спа­си­те­ля. Хри­стос об­ла­чен толь­ко в на­бед­рен­ный плат и ги­ма­тий, ко­то­рый на этой иконе име­ет уни­каль­ную «об­лач­ную» фор­му и, слов­но оку­ты­вая, под­дер­жи­ва­ет и со­кры­ва­ет Хри­ста.

Молятся о просвещении разума светом евангельского учения.

Молитва Арапетской Иконе Богородицы

"О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа".

Молитва общая

Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице:

«Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.


Назад к списку