ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕП. СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА 25/8 октября.
Сегодня мы торжественно прославляем день кончины святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.
Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.
Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. И как замечательно звучат сегодня слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Плод - это результат. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Даже если они устремляются в жизни своей к ложным ценностям, подлинными являются только эти, и тогда человек имеет жизнь и, по слову Божиему, имеет ее с избытком, имеет ее в полноте (ср. Ин. 10:10).
Итак, жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть "долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера"? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но именно все это вместе связано.
Жизнь по Божиему закону - это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к некоему самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире.
Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устрояя мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской.
Вот какими замечательными словами заканчивается сегодняшнее чтение послания от Галатов - перечисляя дары Святого Духа, о которых мы только что говорили, апостол говорит: На таковых нет закона (Гал. 5:23). То есть на тех людях, которые в себе самих формируют эти ценности Духа - на них нет закона. А что означает "нет закона"? "Нет закона" - означает нет и суда. И вспоминаются другие слова апостола о тех умерших, которые не придут на суд, но перейдут от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). Что же означают эти апостольские слова в послании к Галатам и в только что процитированном месте? Означают вот что: что люди, которых Дух Святой ведет по жизни, те, кто отдает самих себя благодати Божией, через долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание достигающие любви, радости и мира, - те люди не пойдут на суд, потому что над ними нет закона. Они от этой жизни через смерть перейдут в жизнь вечную, в Царствие Божие.
Для святого человека уже нет границы между земной жизнью и Божиим Царствием, потому что святой живет в единой Божественной реальности, формируемой, созидаемой и ограждаемой Духом Святым. Ведь в Церкви Божией мы тоже питаемся Святым Духом. Вот и Церковь Божия едина: и земная, зде пребывающая, и небесная, торжествующая, в которой праведники, в которой наши предшественники, те, кто пришел от смерти к жизни, - мы единая Церковь. И у нас нет мертвых, но, по слову Божиему, только живые. И сегодня мы все - и на небе, и на земле - прославляем имя святого преподобного Сергия, над которым не было закона, но который перешел от смерти в жизнь. Вот путь, который указывает нам Господь, - путь к жизни, жизни вечной через полноту земного бытия, через жизнь не по закону ветхому, а по благодати, дарованной нам через Господа Иисуса Христа силой Духа Святого.
Вот почему так важен для нас пример святых угодников. Слова апостола оживают в их личностях, они являют нам реальный пример этого прехождения от смерти к жизни, они являют нам пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья. И что по сравнению с этой захватывающей дух перспективой человеческого бытия наш мятущийся мир с его ложными ценностями, с его сиюминутными проблемами, с его скорбями, которые разрушают только слабого, но никогда не способны разрушить сильного, живущего по закону Божиему, живущего по Божественной благодати?
Нас многому учит святой преподобный игумен земли нашей Сергий, Радонежский чудотворец. И припадая к его мощам, вознося молитву к нему, будем просить великого предстателя пред Богом, чтобы дал нам силу и мудрость прожить жизнь так, чтобы хотя бы частица благодати преобразовала и наши жизни, наши души, давая нам надежду на прехождение от смерти к жизни. Аминь.
Святейший Патриарх Кирилл
Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий Радонежский почитал и первых подвижников русского монашества — Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом — цели жизни всякого человека. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия Радонежского своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. «Прости, Владыко, — отвечал он, — я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца. В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам...
|
Назад к списку