Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ 21 НОЯБРЯ

21 ноября празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Вспомним слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в этот праздник в Архангельском соборе Московского Кремля

                     

Всех вас сердечно поздравляем с праздником святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Это тот день, когда мы должны задуматься о тех силах, которые воздействуют на человека и на всю вселенную. Богу не было угодно открыть нам природу этих сил. И когда человек думает о горнем, невидимом мире, то он поневоле, ибо не имеет ничего иного, свой опыт, свои образы, свою культуру переносит на этот мир. Именно так появились в воображении людей ангелы, которых изображали в виде молодых юношей с крыльями. И это вполне понятно. А как еще иначе изобразить, если ангелы где-то там, на небесах? Ведь птицы для того, чтобы подняться в небо, машут крыльями, значит, и ангелы крылья имеют. Это человеческие образы, вполне понятные, и каждая эпоха, каждая культура выражает эти невидимые и непостижимые для человека явления на своем культурном языке.

Мы не знаем природу Небесных Сил бесплотных, но мы точно знаем, что они обладают разумом и волей.

Знаем также, что не все из них обладают доброй волей. Есть и те, кто противопоставил себя Богу — осознанно и свободно — и стал Божиим противником, сатаной, диаволом — он тоже из того неведомого для нас небесного бесплотного мира.

В сегодняшнем Послании апостола Павла к Евреям (Евр. 2:2-10) мы находим удивительные слова, сказанные об ангельском мире.

 Бог дал власть этим силам над вселенной — не над землей, не над людьми — над вселенной, над космосом.

Что означает эта власть, мы никогда до конца не узнаем. Но какой же колоссальной энергией, какой силой должны обладать эти ангельские воинства, чтобы оказывать влияние на всю вселенную, на весь космос и на человека!

По мере того как наука открывает все новые и новые тайны, у нее расширяются горизонты, и многое, что еще вчера было совершенно невозможно понять, сегодня объясняется научным путем. Но, наверное, и наука никогда не дойдет до постижения того, что есть эта неведомая сила, присутствующая в космосе, хотя многое из того, что открывает сегодня наука, помогает и нам приблизится к пониманию этой огромной энергетической силы, разлитой во всей вселенной.

И этой силе дано особое попечение о людях. А почему? Да потому, что по слову Божиему, которое и мы сегодня слышали за Литургией, человек мало чем умален пред ангелами. Мы не обладаем такой силой воздействия на окружающий мир, у нас нет той мощной энергии, с которой они обращают свое воздействие на то, что их окружает.

Но как и они, мы обладаем разумом и свободной волей, которую можем обращать либо к добру, либо ко злу.

Из Предания Церкви мы знаем о том, что именно ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти человеческого тела. И вот сейчас в молитве, только что прочитанной перед иконой Архангела Михаила, мы просили его о том, чтобы он с ангельскими Силами встретил нас после смерти, поддержал, может быть, в той брани, которую темные силы, силы ада готовы обрушить на нашу беззащитную душу после смерти тела. Из слова Божия мы знаем, что Архангел Михаил являлся в особые и судьбоносные моменты человеческой истории. Недаром его почитают в том числе и воины, потому что его вмешательство в человеческую историю всегда было направлено к утверждению мира и правды.

Нам также известно, что на каждого человека влияют эти силы — мы называем их ангелами-хранителями. Но мы знаем о том, что есть и ангел-искуситель. И одна, и другая, и темная, и светлая силы влияют на каждого человека. И сегодня, когда мы прославляем эти светлые Божественные, Богу подчиненные Силы и энергии, мы просим их о помощи нам в нашей человеческой борьбе со злом.

И верим, что по милости Божией и по молитвам нашим недостойным, Господь каждого из нас защищает этой положительной энергией, этими добрыми ангелами, способными защитить нас от самых страшных искусительных и губительных воздействий темной диавольской энергии.

Сегодня особый день, который вводит нас в соприкосновение с тайной Божественного замысла об этом мире, в соприкосновение с иным миробытием, помогает понять, что существуют эти реальные точки соприкосновения нашего земного, человеческого, физического бытия с невидимым бытием, с иным миром.

Это должно каждому из нас давать чувство защищенности, вселять мысль о присутствии в нашей жизни огромной, неведомой для нас, но реальной опоры в жизни.

Вот почему православные христиане, наравне с молитвой к Спасителю, к Божией Матери, обращают свои молитвы и к святым архангелам и ангелам, к неведомым бесплотным духам, которым Бог вручил попечение, в том числе и о каждом из нас.

Молитвами и предстательством святого Архангела Божиего Михаила и всех бесплотных Сил да хранит Господь всю историческую Русь, державу Российскую, народ наш, Церковь нашу, непреодолимую злыми наветами вражьими! Аминь.

21 ноября Церковь празднует Собор Архангела Михаила. Что это за праздник? Какое отношение он имеет к нашей с вами жизни? Рассказывает священник Алексий Агапов, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Можно сказать иначе: Собор Архангела Михаила и всех архангелов и ангелов. Давайте сразу проясним слово «архистратиг», кому то, наверное, непонятное. Слово это греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе — стратег.

Стратег — это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг — первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы: генералиссимус. Архангел Михаил — главный предводитель всех ангельских духовных сил.

Откуда пошел сегодняшний праздник? Сегодня по старому стилю 8 ноября. Ноябрь — одиннадцатый месяц в году, если считать от января. Но в той древности, когда Церковь установила этот праздник, год начинался с марта, а если считать с марта, то ноябрь — девятый месяц.

Итак, девятый месяц, восьмой день. Дата, которую выбрал для этого праздника Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в IV веке, символична. Девятый месяц выбран в честь девяти ангельских чинов, которые я чуть позже перечислю, а восьмой день месяца — в честь Восьмого дня, как называет Церковь день Второго пришествия Христа, день Страшного суда. Днем его называют условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие. Это день вечности, день выхода из недельного круга.

Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени — так они созданы Богом. По-гречески ангел — вестник, то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.

Ангельских чинов, как я уже сказал, девять. Исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Он подчеркивает, что почитание ангелов невозможно без почитания Бога. Тот самый Лаодикийский Собор, который установил сегодняшний праздник, в своем 35 правиле низлагает ересь, то есть ложное измышление, о том, что необходимо поклоняться только ангелам. Ангелы — служебные духи, слуги Божьи. В службе Собору Архистратига Михаила постоянно подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего с вами, видимого мира и мира невидимого, ангельского, духовного.

Попробую перечислить девять ангельских чинов. Они делятся на три разряда: высший, средний и низший, то есть самый близкий к этому миру. В высшем разряде находятся шестокрилатии Серафимы, о которых Церковь говорит, что они — само небесное выражение Божественной любви. Они — самые приближенные к Богу. Затем — многоочитии Херувимы. О них много говорится в Писании — это таинственные существа, которые отовсюду исполнены очей. Представить Серафимов и Херувимов мы можем с трудом, но иконописцы изображают их как шестикрылые существа, которые двумя крылами машут в полете, двумя благоговейно закрывают лицо — едва видно очи бывает на иконе, — и двумя крылами закрывают ноги. Конечно, это символичное изображение, но, наверное, точнее земными красками такие невидимые нам духовные существа не изобразить.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, на которых как на престоле восседает Сам Господь.

Средний разряд — Господства, Силы и Власти. Господства сообщают волю Божью, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими небогоугодными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божьим. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

И низшая ангельская триада — Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют природной стихией. С большим облегчением я перехожу к Архангелам и Ангелам, потому что именно эти ангельские существа мы хоть как-то можем представить. И даже на иконах их изображают не как таинственные существа, у которых и лик мы не можем разглядеть. Священное Писание говорит о них как о светлых юношах, так они и изображаются, но в православной традиции — с крыльями. О крыльях у Ангелов в Священном Писании ничего не говорится, это символическая часть иконы. Большинство искусствоведов и богословов говорят, что крылья у Ангелов символизируют их быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божьей.

Лично мне ни разу в видении Ангел не являлся, если кому-то являлся, он, может, точнее скажет. Но в небесной иерархии Архангелы и Ангелы ближе всего к нам, людям, по своему духовному облику. Некоторые богословы говорят, что душа человека похожа на его тело. Она заполняет весь наш организм. Ангелы — такие духовные существа, которые отличаются от нас лишь отсутствием телесной оболочки.

Почему я сказал, что с облегчением пришел к Ангелам и Архангелам? Мы мало что можем сказать о тех неизреченных ангельских чинах, которые с такой скрупулезностью перечислил Дионисий Ареопагит. Более того, можно и растеряться, прочитав в духовных книгах после перечисления всех чинов, что выше над всеми ангельскими силами стоит Архангел Михаил. Он, с одной стороны, относится к низшей триаде из девяти ангельских чинов, но, с другой стороны, он предводитель всех Небесных Сил. Почему? Друзья, не спрашивайте меня, я этого тоже не разумею. Нужно просто понять, что все попытки человека описать духовный мир упираются в человеческую ограниченность.

Архистратиг Михаил

Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. Это красивое построение в духе византийского богословия, у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско. Вряд ли можно молиться перед тем, как ты пойдешь грабить и убивать несчастных, беззащитных. Молитвенное обращение к Архангелу Михаилу как покровителю небесного воинства возможно, только когда бьешься за правое дело.

На иконе Архангел Михаил изображается с мечом. Именно этим мечом он низверг с небес сатану. Церковное предание говорит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное. Будем молить Архангела Михаила, чтобы он оградил нас от всякого зла, но не станем вкладывать в молитву свои враждебные чувства. Не надо забывать, что меч Архангела Михаила разит всякое зло, а мы носим зло в себе. Это зло — наши грехи. Поэтому молясь Архангелу Михаилу, чтобы он укротил обидчика, заглянем внимательно в собственное сердце и побоимся, как бы он и нас не поразил своим мечом, если мы окажемся несправедливы в наших делах, неправедны в чувствах.

Храни вас Господь! Желаю вам помощи Архангела Михаила, всех Архангелов и Ангелов и ваших Ангелов Хранителей!

Подготовил Леонид Виноградов

 

Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

  Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

 Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков -Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу. (Дан. 3, 92-95).

 По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Русскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

 Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле -посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

 Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5,16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

 На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

  • Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

  • Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

  • Рафаил - держит сосуд с делительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

  • Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

  • Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

  • Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.

  • Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

  • Иеремиил - держит в руке весы.

Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить.

После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.

В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.

Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".

 Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание.

Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

 Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

 Архангел Михаил в Писании именуется «князем» или «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», то есть, старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

 

 


Назад к списку