СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ
Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей),
Декабрь 6 (19 декабря день преставления святителя Николая чудотворца).
Cвятитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.
Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»
Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!
Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.
Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.
Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.
Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.
Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.
Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.
По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее.
Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.
По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.
Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.
Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.
Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.
Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.
Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»
Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»
Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.
Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.
Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.
С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»
По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»
При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»
Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.
Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.
Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.
По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.
В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных.
Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.
Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»
«Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.
Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»
Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»
До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
Чудеса Святителя Николая.
Семнадцать столетий всемирной истории, словно семнадцать мгновений вечности, во всех временах и странах он творит великие чудеса, без промедления является на зов о помощи одновременно тысячам людей. Драгоценные жемчужины его чудес во множестве рассыпаны щедрым Чудотворцем по лицу земли. Накануне первого в третьем тысячелетии праздника Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, современные очевидцы его бессмертной славы поведали о том, что невероятным образом сделалось явным и очевидным благодаря участию Святителя и Чудотворца Николая.
"Вместо тебя Святитель Николай стоит."
Это были тяжелые годы гражданской войны. В.П. - тогда молодая девушка - стояла в саду у своего дома, и в нее целился из ружья мужик (тогда по всей России крестьяне расправлялись с помещиками). Девушка с трепетом прижала руки к груди и с великой верой и надеждой горячо твердила:
- Батюшка, Святитель Христов Николай, помоги, защити.
И что же? Крестьянин бросает ружье в сторону и говорит:
- Сейчас же уходи куда хочешь и на глаза не попадайся.
Девушка забежала домой, взяла кое-что, побежала на станцию и уехала в Москву. Там родные устроили ее на работу.
Прошло несколько лет.
Однажды - звонок в дверь. Соседи открывают - стоит худой, оборванный деревенский мужик, весь трясется. Спрашивает, здесь ли живет В.П. Ему отвечают, что здесь. Приглашают войти. Пошли за ней.
Когда она вышла, этот человек повалился ей в ноги и с плачем стал просить прощения. Она растерялась, не знала, что делать, стала его поднимать, говоря, что не знает его.
- Матушка В.П., ты меня не узнаешь? Я тот самый, который хотел тебя убить. Поднял ружье, прицелился и только хотел выстрелить - вижу, что вместо тебя стоит Святитель Николай. В него я не мог стрелять.
И опять повалился ей в ноги.
- Вот сколько времени я болел и решил тебя отыскать. Пешком пришел из деревни.
Она ввела его к себе в комнату, успокоила, сказала, что все простила. Накормила его, переодела во все чистое.
Он сказал, что теперь спокойно умрет.
Он сразу ослаб и слег. Она позвала священника. Крестьянин исповедался и причастился. Через несколько дней он мирно отошел ко Господу.
Как же она над ним плакала...
"Скорый на помощь"
В нашей семье долго жила домработница - благочестивая женщина. Работа ее была оформлена договором, и мы платили за нее страховые взносы.
Когда женщина состарилась, она уехала жить к своим родным. Когда же вышел новый закон о пенсиях, старушка приехала к нам, чтобы взять у нас документы, необходимые для получения пенсии.
Я тщательно берегла эти документы, но когда стала их искать, то никак не могла найти. Три дня искала, перерыла все ящики, все шкафы - и нигде не могла найти.
Когда же снова пришла старушка, я с горечью рассказала ей о моей неудаче. Сильно огорчилась старушка, но сказала со смирением: "Давайте помолимся Святителю Николаю, чтобы он помог нам, а уж если и тогда не найдете, то, видно, надо мне примириться и забыть о пенсии."
Вечером я усердно помолилась Святителю Николаю, и в тот же вечер под столом у стены заметила какой-то бумажный сверток. Это были те самые документы, которые я искала.
Оказывается, документы завалились за ящик письменного стола и вывалились оттуда лишь после того, как мы горячо помолились Святителю Николаю.
Все обошлось благополучно, и старушка стала получать пенсию.
Так услышал нашу молитву и помог в беде скорый на помощь Святитель Николай.
"Куда идешь, девушка?"
Моя знакомая, Елена, сейчас уже старушка, пенсионерка. Вот какой случай был с ней в дни ее молодости, когда она в составе геологической экспедиции обследовала Соловецкие острова. Дело было поздней осенью, и море начало покрываться льдинами. Надеясь на то, что она еще сможет вернуться к своей базе, Е. одна отправилась на один из островов для завершения работы, думая вернуться к вечеру.
Возвращаясь вечером, увидела, что льда в море так много, что на лодке не переправиться. Ночью ветер и льдины унесли ее лодочку и на следующий день прибили ее к какому-то незнакомому берегу. Е. была с детства верующая и все время молилась Святителю Николаю о спасении. Она решила идти вдоль берега, надеясь встретить хоть какое-то жилье.
Встретился ей старичок и спросил:
- Куда ты идешь, девушка?
- Иду вдоль берега, чтобы найти жилище.
- Вдоль берега не ходи, родная, ты на сотни верст тут никого не найдешь. А видишь вон там горку, пойди, взберись на нее и тогда увидишь, куда тебе дальше идти.
Посмотрела Е. на горку, а затем обернулась к старичку, а его уже перед ней не было. Е. поняла, что сам Святитель Николай указал ей путь, и пошла к горке. С нее она заметила вдалеке дымок и пошла на него. Там нашла хижину рыбака.
Удивился рыбак ее появлению в этом совершенно безлюдном месте и подтвердил, что действительно на сотни километров по берегу она не нашла бы жилища и, наверняка, погибла бы от холода и голода. Так спас Святитель Николай неосторожную, но благочестивую девушку.
"Скорый Помощник в беде сущим"
Я знала одну благочестивую семью рабочего, состоящую из мужа, жены и семерых детей. Жили они под Москвой. Дело было в начале Великой Отечественной войны, когда хлеб выдавался по карточкам и в очень ограниченном количестве. При этом месячные карточки при утрате не возобновлялись.
За хлебом в этой семье ходил в магазин старший из детей, Коля, тринадцати лет. Зимой, в день Святителя Николая, встал он пораньше и пошел за хлебом, которого хватало лишь для первых покупателей.
Пришел он первым и стал ждать у дверей магазина. Видит - идут четыре парня. Заметив Колю, они направились прямо к нему. Как молния, пронеслась в голове мысль: "Сейчас отнимут хлебные карточки." А это обрекало на голодную смерть всю семью. В ужасе он мысленно возопил: "Святитель Николай, спаси меня."
Вдруг появился рядом старичок, который подошел к нему и говорит: "Пойдем со мной." Берет Колю за руку и на глазах у ошеломленных и оцепеневших от удивления парней уводит его к дому. Около дома он исчез.
Святитель Николай остается все тем же "скорым помощником в беде сущим."
"Что ты спишь?"
Вот что рассказал одному священнику участник Великой Отечественной войны по имени Николай.
- Мне удалось бежать из немецкого плена. Я пробирался через оккупированную Украину по ночам, а днем где-нибудь прятался. Однажды, пробродив ночь, я заснул под утро во ржи. Вдруг кто-то будит меня. Вижу перед собой старичка в священническом одеянии. Старичок говорит:
- Что ты спишь? Сейчас придут сюда немцы.
Я испугался и спрашиваю:
- Куда же мне бежать?
Священник говорит:
- Вот видишь там кустарник, беги скорее туда.
Я повернулся, чтобы бежать, но тут же спохватился, что не поблагодарил своего спасителя, обернулся... а его уже нет. Понял я, что сам Святитель Николай - мой святой - был моим спасителем.
Изо всех сил я бросился бежать к кустарнику. Перед кустарником, вижу, река течет, но не широкая. Бросился я в воду, выбрался на другой берег и спрятался в кустах. Гляжу из кустов - идут по ржи немцы с собакой. Собака ведет их прямо к тому месту, где я спал. Покружилась она там и повела немцев к реке. Тут я потихоньку по кустам стал уходить все дальше и дальше.
Река скрыла мой след от собаки, и я благополучно избежал погони.
"И ты на это смотришь?"
Моя бабушка рассказывала мне, как Святитель Николай спас нашу семью в военной Москве 1943 года.
Оставшись одна с тремя распухшими от голода детьми, не имея возможности приобрести продовольствие даже по карточкам, она увидела на кухне потемневший от времени образ Святителя Николая. В отчаянии она обратилась к нему: "И ты на это смотришь?"
После этого она выбежала на лестницу, решив больше не возвращаться домой. Не успела она добежать до парадной двери, как увидела на полу две десятирублевые ассигнации. Лежали они крест-накрест. Эти деньги спасли тогда жизнь трех ее малюток, одной из которых была моя мама.
"Святитель Николай, помоги, родненький!"
Мария Петровна поверила в Бога, а особенно в помощь Святителя Николая, после одного случая.
Она собралась к двоюродной сестре в деревню. Раньше у нее не бывала, но в июле дочка с зятем уехали в Крым, оба внука ушли в туристический поход, и, оставшись в квартире одна, Мария Петровна сразу заскучала и решила: "Поеду к своим в деревню." Накупила гостинцев и послала телеграмму, чтобы завтра ее встречали на станции Лужки.
Приехала в Лужки, огляделась, а встречать никто не вышел. Что тут делать?
- Сдай, милаша, свои узелки к нам в камеру хранения, - посоветовала Марии Петровне станционная сторожиха, - а сама иди прямёхонько вот этой дорогой километров восемь, а то и десять, пока не повстречается тебе березовая роща, а возле нее на бугорочке, отдельно от всех, две сосны. Сворачивай прямо на них и увидишь тропочку, а за ней - гать. Перейдешь гать и снова на тропку выходи; она в лесок приведет. Чуток пройдешь меж берез и прямо на ту деревню, что тебе нужна, и выйдешь.
- А волки у вас есть? - опасливо спросила Мария Петровна.
- Есть, дорогуша, не утаю, есть. Да пока светло, они не тронут, а под вечер, конечно, пошалить могут. Ну, авось проскочишь!
Пошла Мария Петровна. Она была деревенская, но за двадцать лет жизни в городе отвыкла много ходить и быстро устала.
Шла она, шла, не то, что десять, а все пятнадцать километров прошла, а ни двух сосен, ни березовой рощи не видно.
Солнышко за лес закатилось, холодком потянуло. "Хоть бы живой человек повстречался," - думает Мария Петровна. Никого! Жутко стало: а ну как волк выскочит? Может, две сосны она уже давно прошла, а может, они еще далеко...
Совсем стемнело... Что делать? Возвращаться? Так до станции только к рассвету доберешься. Вот беда-то!
- Святитель Николай, погляди, что со мной стряслось, помоги, родненький, ведь меня волки на дороге загрызут, - взмолилась Мария Петровна и от страха заплакала. А кругом тишина, ни души, только звездочки на нее с темнеющего неба смотрят... Вдруг где-то сбоку громко застучали колеса.
- Батюшки, да ведь это через гать кто-то едет, - сообразила Мария Петровна и бросилась на стук. Бежит и видит, что справа две сосны стоят - и от них тропочка. Проглядела! А вот и гать. Счастье какое!
А по гати стучит колесами небольшая таратайка, запряженная в одну лошадь. В таратайке старичок сидит, только спина видна и голова - как одуванчик беленькая, а вокруг нее - сияние...
- Святитель Николай, да ведь это ты сам! - закричала Мария Петровна и, не разбирая дороги, бросилась догонять таратайку, а она уже в лесок въехала.
Бежит Мария Петровна что есть мочи и только одно кричит:
- Подожди!.
А таратайки уже и не видно. Выскочила Мария Петровна из лесочка - перед ней избы, у крайней старики на бревнах сидят, курят. Она к ним:
- Проезжал сейчас мимо вас дедушка седенький на таратайке?
- Нет, милая, никто не ехал, а мы тут, поди, уже час как сидим.
У Марии Петровны ноги подкосились - села на землю и молчит, только сердце в груди колотится и слезы подступают. Посидела, спросила, где сестрина изба стоит, и тихо пошла к ней.
Спасение матери и младенца.
Вдоль всего села, где жила моя бабушка, протекает река Велетьма. Сейчас река стала мелкой и узкой, самые глубокие места детям по колено, а раньше Велетьма была глубокой, полноводной. И берега реки были топкие, болотистые. И надо же было такому случиться - соскользнул с бревна в это болото на глазах матери ее трехлетний сынишка Ванечка и сразу пошел ко дну. Бросилась к нему Елизавета, прыгнула в болото, схватила сына. А сама плавать не умеет. Опомнилась, да поздно. И стали они оба тонуть.
Взмолилась она к Николаю Чудотворцу, прося о спасении душ грешных. И произошло чудо.
Словно волна, большой сильный поток приподнял мать с младенцем над болотом и опустил их на сухое поваленное дерево, перегородившее топкое место, словно мост. Мой дядя Ваня жив до сих пор, ему сейчас за семьдесят.
"Теперь мне нужно помочь!"
Когда восстанавливался Никольский храм в Зеленограде, пришла на восстановительные работы старушка лет семидесяти и говорит, что пришла помогать. Там удивились: "Куда тебе помогать?" Она говорит: "Нет, поставьте меня на какую-нибудь физическую работу."
Они посмеялись, а потом смотрят: она и правда начала что-то таскать, старается встать на самые тяжелые места. Спросили, что побудило ее к этому.
Она рассказала, что на днях вдруг заходит старичок в ее комнату и говорит: "Слушай, ты сколько просила меня о помощи, а теперь мне нужно помочь, я нуждаюсь в помощи..." Она удивилась. Потом вспомнила, что дверь-то у нее в комнате была закрыта. По образу она узнала Святителя Николая и поняла, что это он к ней приходил и позвал ее помогать. Она знала, что восстанавливается Никольский храм, и вот пришла...
"Сошел с иконы, как по лесенке."
У нашей подруги Аллы прабабушка была очень верующим человеком. У нее было много больших старинных книг, икон. Однако дочь ее выросла после революции неверующим человеком.
Когда ей было пятьдесят с лишним лет, у нее случилась прободная язва желудка. Состояние было тяжелое, она могла умереть.
Сделали операцию и вскоре выписали из больницы. Врачи ее предупредили, что если она есть не будет, то умрет. Тем не менее она ничего не ела: не могла и не хотела. И потихонечку слабела и слабела.
В углу, где была ее постель, находился святой уголок. И там - икона Святителя Николая.
Однажды она вдруг видит, как с иконы сходит, как бы по лесенке, сам Святитель Николай, но такого же малого роста, как он изображен на иконе. Приблизившись к ней, он стал ее утешать и уговаривать: "Дорогая моя, кушать надо, а то ведь погибнуть можно." Потом он взошел к божнице и встал на свое место в иконе.
В тот же день она попросила есть и после этого начала поправляться.
Прожила она до восьмидесяти семи лет и ушла на тот свет истинной христианкой.
"Ты не ангел ли Божий?"
Прихожанка нашего храма Екатерина рассказала случай, который с ней произошел в 1991 году. Она из города Солнечногорска. Однажды зимой она прогуливалась по берегу озера Сенеж и решила отдохнуть. Присела на скамейку полюбоваться озером. На этой же скамеечке сидела бабушка, и у них завязался разговор. Разговорились о жизни. Бабушка рассказала, что сын ее не любит, сноха очень обижает, "прохода" ей не дают.
Екатерина - женщина благочестивая, православная, и, естественно, разговор зашел о помощи Божией, о вере, о Православии, о жизни по Закону Божиему. Екатерина сказала, что к Богу надо обратиться и у Него искать помощи, поддержки. Бабушка ответила, что никогда в церковь не ходила и молитв не знает. А Екатерина утром, сама не зная зачем, положила Молитвослов в сумку. Она вспомнила об этом, достала Молитвослов из сумки и подарила бабушке. Старушка на нее удивленно посмотрела: "Ой, а ты, милочка, не исчезнешь сейчас?" "Что с вами?" - спросила Екатерина. "Да ты не Ангел ли Божий?" - испугалась старушка и рассказала, что с ней произошло неделю назад.
В доме создалась такая обстановка, что она почувствовала себя совершенно лишней и решила покончить жизнь самоубийством. Пришла к озеру и присела на скамейку, перед тем как броситься в прорубь. Подсел к ней старичок очень благообразного вида, седой, с вьющимися волосами, с очень добрым лицом, и спрашивает: "Куда это ты собралась? Топиться? Ты не знаешь, насколько там страшно, куда ты собралась! Там в тысячу раз страшнее, чем твоя жизнь сейчас." Помолчал немного и снова спросил: "А почему ты в храм не ходишь, почему не молишься Богу?" Она ответила, что никогда в храм не ходила и молиться ее никто не учил. Старичок спрашивает: "А грехи у тебя есть?" Она отвечает: "Какие у меня грехи? Грехов у меня особых нет." И старичок начал напоминать ей ее грехи, недобрые дела, называл даже те, о которых она забыла, о которых никто не мог знать, кроме нее. Она только и могла, что удивляться и ужасаться. Наконец спросила: "Ну как же я буду молиться, если молитв никаких не знаю?" Старичок ответил: "Приходи сюда через неделю, и будут тебе молитвы. Ходи в церковь и молись." Старушка спросила: "А как вас зовут?" а он ответил: "У вас меня зовут Николаем." В этот момент она отвернулась зачем-то, а когда обернулась - рядом никого не было.
Окаменевшая Девушка.
Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.
Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: "Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать," - не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. "Если Бог есть, Он меня накажет," - бросила она.
Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.
Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось - Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.
Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28-32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.
Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.
В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: "Ну, что, устала стоять?"
Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.
Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). После Пасхи Зоя ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться.
Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.
На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицом Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает "жизнь."
Терпением спасайте души ваши.
- Я недостойный, грешный человек, - но мне пришлось служить семнадцать лет в храме Святителя Николая, - настоятель храма Всех Святых в г. Курске протоиерей Анатолий Филин помолчал и продолжил: - Когда мне было 12 лет, я неожиданно сказал своей маме: "Мама, если вы мне не купите крестик, то коза ваша не будет давать молока." Мама испугалась, вдруг и правда без молока останемся, и в тот же день повела меня в храм, это было в городе Орле. Купили нательный крестик, я надел его, мы с мамой сели отдохнуть в парке и вдруг смотрим, садится с нами старенький человек в серой одежде и говорит:
- Правильно делаете, Зинаида Афанасьевна, что начинаете водить в храм сына своего...
Это случилось наяву.
Уже потом, многие годы прослужив батюшкой, я увидел во сне свой храм и голос второго священника в алтаре: "Архиерей едет!" - Я быстренько надел рясу, вышел, смотрю: сидят на лавочке маститые архимандриты, человек шесть, в клобуках, в крестах с украшениями. Я подошел к ним, поздоровался по-священнически, повернулся - и увидел старичка в такой же одежде, как тогда, в детстве. Это был Николай Угодник. Он подошел к мне, обнял и говорит:
- Мы тут удивляемся, как вы служите с настоятелем, отцом Александром.
- Ой, - отвечаю, - у него жесткий характер.
- Это мы знаем.
- Но мы и любим друг друга немножко.
- И это мы знаем...
Для меня тот сон стал великим утешением. Хоть и трудно было служить с отцом Александром Рагозинским, но мы еще больше полюбили друг друга, молитвами Николая Угодника, всем клиром оберегали старость отца настоятеля. И теперь я часто с благодарностью вспоминаю все то, что мудро советовал мне отец Александр.
Я часто просил у Святителя Николая помощи, вразумления в духовных вопросах. Было время, когда приходилось очень тяжело. Моя жена, ныне покойная, не пошла со мной в храм и не повела детей. Через предстательство Николая Угодника я потом понял, что это так и нужно... Я выдержал. Семнадцать лет ждал, а потом она ходила в церковь постоянно-постоянно... Но опять же то была помощь Святителя Николая, его ходатайство перед Престолом Господа нашего Иисуса Христа.
"Да будет воля Твоя!"
Монастырь меняет жизнь человека, хотя бы раз переступившего порог святой обители, даже просто приезжего, гостя.
Еще недавно преуспевающий предприниматель Николай Николаевич Манько оставил свой бизнес и уже два года служит старостой строящегося в г. Курске храма Преображения Христова. А тогда, в Свято-Николаевском монастыре г. Рыльска перед образом Святого Николая бизнесмен молился о коммерческом успехе.
- Думаю, попрошу-ка я Николая Угодника, чтобы он помог в моей финансовой проблеме. Но когда я подошел к его иконе буквально за 5 шагов, единственная мысль осталась - причем от третьего лица, я как бы сам себя начал спрашивать: "Тебе что, не хватает денег, тебе есть нечего, пить, обувать, надевать?" И настолько мне стыдно вдруг стало, что я разрыдался перед иконой. Я просто рыдал... и даже не мог ответить на вопрос жены, что со мной происходит.
Пока я успокоился, прошло минут 5-7. В тот день я понял, что мне надо работать в храме. Раз меня зовут в храм, значит, я там нужен.
Слепые прозревают, хромые ходят и мертвые восстают...
"Шкатулкой чудес" Николая Угодника называют Свято-Николаевский Рыльский мужской монастырь на западе Курской епархии. Здесь как нигде чувствуется присутствие Святителя, его благодатное покровительство всем: и людям, и... птицам. Недаром пара ласточек свила гнездо прямо над иконой Николая Чудотворца, над входом в храм.
- А в эту вот пещеру раньше уходили схимники в затвор, - насельник монастыря инок Иоаким показал в сторону темнеющей на взгорке глиняной пещеры. - Теперь ее вновь раскапывают по благословению настоятеля обители старца архимандрита Ипполита. После того как монастырь вернули Русской Православной Церкви, глина в пещере стала целебной, и ее стремятся увезти с собой паломники. Достоверно известно, что здесь, у пещеры, рядом со святым источником, являлся людям сам Святитель Николай. Он и меня привел в монастырь, искупить грех юности...
Как-то раз здесь завязла в грязи машина. Проливной дождь, вокруг ни души. Паломники, спешившие в дорогу, ни на что более не надеясь, взмолились: "Святитель Николай, помоги нам!" В это время двое наших монахов в келье почувствовали неодолимое желание пойти к пещере, на источник, несмотря на плохую погоду. Придя, они увидели завязшую в грязи машину и двух почти отчаявшихся мужчин, которые посмотрели на них как на чудо.
Вся братия в монастыре знает, что легче всего молиться Святителю Николаю и что быстрее всех слышит молитву Святой Николай.
Однажды к нам в монастырь привезли давно парализованную женщину. После усердной молитвы ее несколько раз окунули в святой источник, на третий раз в ее руки и ноги вернулась сила, и женщина сама, без посторонней помощи, вышла из воды.
...По просьбе родственников в монастырь заехала реанимационная машина "скорой" с мужчиной, который после автокатастрофы находился в состоянии комы. Его занесли в храм. Старец отец Ипполит отслужил молебен Святителю Николаю. Но это не принесло больному облегчения. Тогда архимандрит Ипполит сказал: "Езжайте в больницу, а по дороге читайте акафист Николаю Чудотворцу."
И вновь было явлено чудо. На полпути мужчина пришел в сознание и очень скоро излечился от тяжелых ран, грозивших ему неминуемой смертью.
Помощник страждущих, источник исцелений.
Да, никто другой не откликается на молитвы о помощи быстрее, чем он! Надежда безнадежных и помощь беспомощных; воистину победитель народов, Святой Николай всех ведет ко Христу великими чудесами, великой любовью.
"Я вижу новое солнце, восходящее над землей для утешения скорбящих, - пророчески возвестил о Святителе Николае Православный епископ одной из стран Римской Империи в III веке по Рождестве Христовом, - он будет усердный помощник всем бедствующим."
Женщина-казашка внезапно слегла в постель. Содержание гемоглобина в крови понизилось настолько, что она чувствовала запах своего тлеющего тела, и только молилась Богу, чтобы он продлил ей жизнь ради ее троих детей. Молилась по-мусульмански, а христианства не знала вовсе.
Впоследствии Промысел Божий привел эту женщину к протоиерею Михаилу Шурпо, который не забыл, конечно же, о чуде, которое он засвидетельствовал сам:
- Прямо в ногах больничной койки ей явился старик в необычном, даже странном для нее облачении, в золотой шапке и спросил:
- Ты хочешь, чтобы Бог продлил тебе жизнь? Если ты пожелаешь креститься, тебе станет легче, а когда крестишься, тогда выздоровеешь.
И стал невидим.
Когда ее муж пришел с работы, женщина рассказала ему о видении и спросила, что такое крещение? Муж не возражал против того, чтобы она крестилась. А когда она пришла в русский храм, то увидела за панихидным столиком большую, в полный рост, икону Николая Чудотворца. "Этот старичок мне явился! - вскрикнула она и положила перед образом земной поклон, - вот теперь я не выйду из церкви, пока не крестите!"
Она действительно выздоровела. А после крестились и ее муж, и дети.
Милостыня во спасение
Я хочу написать о чуде, которое произошло с моими родителями, когда они еще были молодыми. Это было в 30-е годы. Отец мой, Иван Михайлович Курсаков, был бригадиром тракторной бригады в совхозе (сейчас он называется Чистопольский, Краснопартизанского района Саратовской области).
Тракторы тогда были самые первые - железные колеса с большими шипами, кабин не было. Если шел дождь или снег - свечи в моторе отсыревали, и трактор глох.
Поехали четыре трактора в г. Пугачев за товаром для сельского магазина. Отец мой - бригадир, ответственность вся на нем. За каждый трактор были зацеплены большие сани для груза. Загрузили в Пугачеве четверо саней продуктами, материей и прочими товарами и поехали обратно. В те годы не было ни асфальтовых дорог, ни даже грейдеров или столбов с проводами. А ехать надо было 50 километров.
Поднялась пурга, ничего не видно, а они в степи. Свечи намокли от снега, и тракторы встали. Трое трактористов пошли искать село, чтобы переночевать, а отец, как ответственный, остался. Сидел на сиденье трактора, под открытым небом, ведь никакой крыши не было.
Мать моя, Александра, была в совхозе. Тогда отдельных квартир не было, наши родители жили в совхозной квартире в задней комнате, а в передней комнате жила семья механика. И вот на вторые сутки бурана заходит к нам старичок в фуфаечке, подпоясан кушаком. Помолился Богу и говорит: "Подайте милостыню Христа ради." Мать пошла к столу и со слезами попросила Святителя Николая, чтобы он подал этот кусок отцу. Подала старцу кусок хлеба.
Семья механика тоже была дома. Хозяин спросил старца: "Далеко идешь в такой буран?" Старец ответил: "На Суд." Мать моя вышла вслед за старцем, чтобы посмотреть, куда он пойдет. А он вышел за порог, на улицу - и исчез.
Когда прошло четверо суток, буран прекратился, установилась хорошая погода. Пришли трое трактористов из села, завели тракторы и поехали дальше. Привезли товар в совхоз, сдали все в магазин и пришли обедать к нам.
Во время обеда отец и говорит: "Слава Богу, что дедушка меня разбудил, дал кусок хлеба и сказал: "Не спи, а то замерзнешь. Возьми, подкрепись." Тут все домашние переглянулись: поняли, что за старичок к нам приходил.
Нина Пащенко, Саратовская область
Дивен Бог во святых Своих.
Совсем еще молодой священник Курской епархии отец Сергий Дерий погиб в автомобильной катастрофе. Но незадолго до трагедии Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, спас его и его супругу от не менее страшной смерти. Может быть, это чудо явилось последним предостережением перед непоправимой бедой? Нам не дано знать тайны Промысла Божьего. Мы можем лишь констатировать факт.
- Куряне встречали икону Чудотворца, которую везли через Курск в Москву, в храм Христа Спасителя, из Бари, - матушка Наталья, вдова отца Сергия, легким движением поправила на голове платок, - это случилось в селе Малое Солдатское Курской области, где служил мой батюшка, мы там жили уже почти месяц. Люди мы городские, печку топить не умели, не знали, что заслонку задвигать нельзя.
Однажды легли спать, а проснулись среди ночи от духоты. Мне стало плохо, я связывала это со своей беременностью, но через какое-то время меня стало бить в конвульсиях, и я сказала батюшке, что умираю. Он начал приводить меня в чувство, я теряла сознание и как будто проваливалась сквозь кровать. Вокруг меня уже было другое пространство, и я не понимала, зачем он бьет меня по щекам, мне же так хорошо... "Почему смерть не приходит?" - подумала я. Вдруг в голове пронеслась мысль: если я сейчас предстану перед Господом, что я скажу Ему... Что я сделала хорошего в жизни? Изо всех сил души я взмолилась к Святителю Николаю: "Святителю отче Николае, помоги!" В тот же миг все изменилось. Как бы сверху я увидела людей с иконой Святителя Николая из Бари, которых быстрой волной несет к нашему дому. Так мне Господь показал.
Дверь взломали, вошли, нашли нас в бессознательном состоянии. У меня уже пошли черные пятна по лицу, считали, что меня вообще не откачают. Когда нас выносили, я видела себя сверху и сбоку, видела все вокруг.
Господь молитвами Святителя Николая милует и спасает людей.
...Печная заслонка в их доме в ту ночь оказалась задвинута. Владыка Курский и Рыльский Ювеналий хотел везти икону чудотворца в другое село, но внезапно - сам не зная почему! - изменил маршрут. Так Святитель Николай спас жизни молодого священника, его жены и ребенка в утробе матери.
"Впереди тебя легионы..."
- Жизнь Святителя Николая отличается пламенной верой Господу, которую он защитил очевидно, ударив по щеке еретика Ария, и неограниченной любовью к ближним, - убежден настоятель Свято-Николаевского храма в г. Курске протоиерей Николай Давыдов, - редкая семья в наши дни не обращается после Господа и Божией Матери к Святителю Николаю.
Если говорить о своей собственной судьбе, то ведь нарекли мне имя родители, не я же... Разумеется, я избрал своим Покровителем Святителя Николая. В юности он сообщил мне мой будущий жизненный путь. Вот его слова:
- Впереди тебя легионы, позади тебя тьмы тем.
Долго я над ними думал и, наконец, решил, и это все-таки правильно: впереди меня скорби постоянные, в том числе в пастырстве, а как без них? А позади, не мне говорить о себе, но, вероятно - всегда мне сопутствовала Божия помощь и благодать. Ангелов - тьмы.
Его мироточивые мощи - на Западе, в итальянском городе Бари, его дух - на Востоке, средь русских просторов. Весь мир покоряет Христу Святой Николай Мирликийский.
Великий Архиерей. Правило веры и образ кротости. Миру всему источающий многоценное милости миро и неисчерпаемое море чудес, одно перечисление которых поглотит земное время. Кто может познать тайны этого океана неземной любви? Покровитель путешествующих, заключенных и сирот, защитник униженных и оклеветанных, грозный обличитель злых, питатель нищих и богатство бедных, ревнитель Истины, Денница Незаходимого Солнца - он, Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских.
С течением времени, когда впереди нас встают легионы ада, влияние Чудотворца всея Вселенной на наши земные дела, кажется, все возрастает. В этом, несомненно, есть Высший смысл.
Св. Николай исправляет вора.
Сестра милосердия, работавшая в госпитале имени императрицы Александры Фёдоровны в Петрограде во время Великой войны 1914-1918 гг. поместила в одном журнале, название которого я позабыла, следующую повесть из действительной жизни.
В госпитале, в котором работала сестра милосердия, находился на излечении один солдат.
Однажды сестра милосердия, заинтересовавшись, что представляет из себя этот выздоравливающий солдат, спросила его: "Чем ты занимался до войны?" Солдат совершенно откровенно, с полною искренностью ответил: "Ничем не занимался. Был лентяем. Занимался кражею. Работать ленился, а есть надо было. Бывало войду в магазин, то очень ловко схвачу булку, то колбасу, так схвачу, умеючи, что хозяин, занятый работаю, при скоплении народа и не замечает меня. В булочной схвачу тихонько булку, в колбасной колбаску. Ну, случалось, и частенько, что меня ловили на месте преступления и били меня хорошенько, а иногда отправляли и за решётку. Сиживал я за решёткой по несколько дней. Жил здесь - в Петербурге. Прежде чем достать себе пропитание я шёл в церковь Святителя Николая и молился чудотворцу такими словами: "Святитель отче Николае, помоги мне на этот раз - больше я красть не буду." Часто мне удавалось безнаказанно красть себе пропитание."
"Высмотрел я однажды," - дальше рассказывает солдат сестре милосердия, - "под Петроградом пригородную дачу одного богатого человека. Порассудил себе как бы в неё пробраться. Рассмотрел хорошенько, что богач спит в одной комнате, а смежная со спальной комната на ночь оставалась с открытым окном. И в этой последней комнате я заметил в шкафу разные ценные вещи. Я решил поздней ночью пробраться через открытое окно и унести все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мою кражу, я, как всегда, пошёл в церковь Святителя Николая, поставил перед образом рублёвую свечку и сказал: " Святитель Николай, помоги мне, я больше никогда не буду красть. Последний раз краду!"
Наступила лунная, светлая ночь. Я пробрался к даче. На моё счастье сторожа меня не заметили. Как после оказалось, они небрежно сторожили и спали крепко в то время, когда я стоял перед открытым окном. Я заранее устроил себе лестницу и по ней взобрался в комнату. В лунном свете я увидел шкаф. На моё счастье в дверцах его висела связка ключей. Я взял их, открыл шкаф, забрал из него различные золотые вещи, серебряные ложки, ножи, уложил их в мешок и стал спускаться из комнаты вниз, по верёвочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил спящего хозяина. Он бросился к шкафу, увидел его открытым, хватился своих драгоценных вещей, а они все-то у меня в мешке! Ну, конечно, хозяин поднял тревогу. - "А, -вставляет о. Кирик своё заключение, - сторожа-то спали по нерадению! Хозяин их всех и разбудил. Прибежали они только на своё посрамление." Хозяин велел сторожам оседлать коней и гнаться за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чистое поле. Смотрят - а вдали что-то чернеется. Ночь была лунная - все дали ясно виднелись. К этому темнеющемуся предмету и направились сторожа.
А солдат дальше поведал, что он проворно вылез из окошка, быстро пробежал через усадьбу, тропинкой пересёк лесок, и открылось перед ним поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет. Он к нему и ринулся. Подошёл ближе - перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед этой падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам Великий Чудотворец - Святитель Николай и говорит грабителю: " Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!" Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там и задыхался от зловонья. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят и только удивляются - ведь только сейчас они ясно видели силуэт бегущего человека и вдруг этот силуэт мгновенно исчезает! Озираются вокруг - никого нет! И повернули обратно! А когда они уехали, снова является вору Святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним действительно не простой человек, а - Великий Чудотворец.
"Вылезай из этой лошади!" - сказал Святитель Николай.
Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, т.к. едва не задохнулся от зловония! "Хорошо ли тебе там сидеть?" - спросил вора Великий Чудотворец.
"Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от вони невообразимой, ужасной!" Святитель Николай ему в ответ: "Вот так и твоя рублёвая свеча издавала зловонье! Ты думал, что она мне была угодна, - она смердела твоя свеча!"
Рассказ Архиепископа Иоасафа (Аргентинского).
Владыка Иоасаф, когда в позднейшее время находился в Америке, поведал одному духовному лицу следующих два чуда Святителя Николая.
Когда Владыка Иоасаф был мальчиком, он жил в Новгороде. Дети играли на реке Волхове. Весело резвились на льду. Лёд провалился и кто-то из детей погрузился в полынью, и, казалось, спасения не было. Когда мальчик погружался, то закричал: "Святитель Николай, спаси меня!" Каким-то чудом дитя зацепилось за лёд и его вытащили товарищи. Свидетельницею этого чуда была девочка-еврейка. Оно произвело на неё большое впечатление. Через несколько лет эту девочку отец послал с каким-то очень ценным векселем, и она его потеряла. Отец стал истязать дочь свою до такой степени, что девочка решила покончить с собою. Она бросилась однажды бежать топиться в реку Волхов. Когда она выбегала из калитки своего дома, то - при виде Волхова, вспомнила о чуде с мальчиком и взмолилась Святителю Николаю: "Ты видишь моё безвыходное положение - помоги мне!" И вдруг, когда она взялась за калитку, то увидела в своей руке потерянный ею вексель! Девочка приняла Святое Крещение, и об этом говорил весь Новгород.
Прошло много лет. Будущий Владыка вырос, принял монашество и во время революции оказался в Херсонском монастыре (на месте крещения Св. Владимира). Подходила Пасха. В монастыре не было ни одного яйца, ни муки - ничего! Молодой иеромонах Иоасаф шёл как-то по берегу Чёрного моря, скорбный, голодный. Вспомнилось ему детство, река Волхов и чудо Святителя Николая и воскликнул он: "Святитель Николай, ты когда-то помог девочке-еврейке, неужели же ты не поможешь нам, православному монастырю на Светлый Праздник?" Воскликнул и увидал на берегу выброшенного волнами дельфина! Он позвал монахов, они продали дельфина и купили всё необходимое для разговения.
Загримируй.....
В Саратове в 1924 году в семье госпожи Модестовой жил парикмахер Ершов. Однажды вечером перед закрытием его парикмахерской подъехали на санках некоторые люди, вошли в парикмахерскую, указали что они члены коммунистической партии и активные члены безбожников. Они приказали, чтобы он одного из них загримировал Святителем Николаем. Сначала Ершов отказался, говоря, что он закрывает мастерскую, но потом, отчасти соблазнившись суммою, которую они предлагали, отчасти боясь, что он может пострадать если откажется исполнить их требование, он, в расчёте на то, что подмастерья ушли и что ни кто не увидит, согласился на это кощунственное дело, снял образ Святителя Николая Чудотворца, загримировал безбожника, запер мастерскую, получил деньги и пошёл домой. Но, пройдя несколько шагов, упал - с ним сделался удар. Из ближайшей аптеки ему оказали помощь, где он успел всё случившееся с ним рассказать жене, умоляя её вызвать как можно скорей священника. Ершов исповедовался, причастился и к рассвету умер.
Рассказ Матери Тавифы.
Первое время беженства жила я в Париже. Обители женской в это время не было во Франции и я зарабатывала хлеб насущный шитьём. Некоторое время работала в богатой русской семье. Мне очень было жаль, несчастных, безработных русских эмигрантов, которые, не имея убежища, жили под мостом, идущим через реку Сену. Жили в особых каменных люльках. Богатая русская семья, где я работала, щедро давала мне для этих бедняков еду и одежду. Несказанно радовались этим подаяниям голодные и раздетые русские люди! В этом семействе работал повар по имени Филипп. Он возненавидел меня, как я предполагала, за то, что я мешала ему пользоваться имуществом господ. Раз он очень дерзко и грубо говорил со мною. Я сказала ему: "Не будьте корыстолюбивым! Бойтесь Святителя Николая, который был столь милостив к беднякам. Он может вас наказать!" На эту фразу Филипп грубо закричал: "Это вам надо бояться вашего Святителя Николая! Он для вас страшен - ваш Святитель Николай, а не для меня!"
Я решила отойти от зла, нашла себе другой заработок - стала чинить ризы в церкви Св. Александра Невского на Рю Дарю.
Через две недели я узнаю, что на третий день после нашего разговора с Филиппом, этот несчастный повар упал в кухне в обморок, ударился о каменный пол. Ртом у него потекла кровь. Его отвезли в больницу, где он умер.
Уже в монастыре в Югославии снится мне Филипп, страшный, синий, распухший, и говорит мне: "Простите меня, сестрица, простите, перед смертью я с вами не попрощался. Простите, а то мне плохо!"
Назад к списку