Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В четверг пятой седмицы Великого поста "стояние Марии Египетской"

На вечерней службе, в четверг пятой седмицы Великого поста, в Свято-Троицком храме  читался  Великий покаянный канон , или как его еще а народе называют, («стояние Марии Египетской»).

Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста.

По преданию Мария Египетская жила в Александрии, ведя нечестивую жизнь. Однажды, оказавшись в Иерусалиме вместе с группой паломников, она пыталась войти в храм Гроба Господня, но была остановлена невидимой силой.

Осознав свою греховность, святая оставила мир и ушла в Заиорданскую пустыню, где прожила 47 лет, раскаиваясь в своих грехах, явившись, таким образом, великим примером падения и покаяния для многих поколений христиан.

Литургия Переждеосвященных Даров.

Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской (+522 год) — христианской святой, пример жизни которой рассматривается как образец совершенного покаяния, приносящего великие плоды.

Жизнеописание

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удержала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».

Послушавшись этого повеления, Мария приняла Причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела сорок семь лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые семнадцать лет Марию преследовали жуткие воспоминания о прошлой жизни. Затем, после многолетних искушений, страсти оставили ее, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует ее житие, «с того времени <…> сила Божия во всем преобразила грешную душу и смиренное тело».

Единственным человеком, который увидел Марию после ее ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Следуя уставу Иорданского монастыря, он удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия (верхней одежды), чтобы она могла прикрыть наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные тексты Писания. Исполненный благоговения, Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему все, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить ее, однако сказала не переходить Иордан, а ждать ее на другом берегу.

Через год Зосима по причине болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий Четверг, взяв Святые Дары, пошел на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумленному Зосиме, который причастил ее. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

По просьбе Марии ровно через год Зосима возвратился на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски — Фармуфий, по-римски — апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по Причащении Божественных Таин». Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести ее тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке святителем Софронием Иерусалимским.

«Мариино стояние»

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, разделяющегося пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» — крестных знамений с небольшим поклонением. Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии (почитаемой Церковью как образец истинного покаяния) является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Духовный смысл праздника

Несмотря на то что юность преподобной Марии прошла в беспутстве и она была падшей женщиной в большом развращенном городе, она стала святой из великой грешницы. Это говорит нам, что в ее сердце была какая-то искра Божия, притягивающая ее к Нему. Она не понимала, что живет не так, как требует заповедь Господня, не так, как требует совесть.

В тот самый момент, когда не смогла войти в храм, она поняла, что недостойна переступить порог Дома Божия. Это мгновение стало для нее поворотным пунктом и положило начало новой жизни с Богом. Мария полностью изменила свой образ жизни и осталась в Святой Земле, чтобы искупить свои грехи. Покаянное чувство помогло переосмыслить все прожитое в свете Евангелия Христова, ужаснуться своему жалкому существованию и тому, что Бог не ужасается ее изуродованной душе, а любит ее.

Но невольно может возникнуть следующий вопрос: почему именно эту женщину Господь таким удивительным знамением остановил и почему Он нас с вами не останавливает? Ведь в храм входили толпы людей, и наверняка среди них были грешники, быть может, гораздо большие, чем эта несчастная блудница? Прямого ответа житие не дает, но мы можем догадаться, в чем тут дело.

По-видимому, в этой невежественной падшей молодой женщине была большая душа. Господь остановил ее, чтобы пробудить ее совесть. Она хотела прийти и поклониться Гробу Господню в простоте своего сердца, казалось бы, испорченного, но на самом деле в глубине чистого. Наверное, туда пришли тысячи людей, которые молились каждый о чем-то своем, ведь у каждого человека найдется своя нужда. А она ничего не просила, она только хотела прийти и встать перед местом Голгофы, приблизиться к Господу. Как описывает такую жажду Бога преподобный Силуан Афонский: «Скучает душа моя о Боге и слезно ищет Его».

Это должно привести всех нас к важной мысли. Часто, стоя перед Крестом Христовым, мы обращаемся к Господу только с тем, что нам нужно. Хотя Господь и повелевает нам: Просите, и дано будет вам (Мф. 7: 7), но самое главное — это просить у Бога не даров Его, а того, чтобы Он Сам был с нами. Любовь к Богу есть основа нашей духовной жизни. Если этого не будет, мы будем, как язычники, которые приходят получить у своих богов то, что им сегодня нужно. Поэтому мы должны очистить свою молитву от корысти, стать по отношению к Богу, как говорит преподобный Исаак Сирин, как дитя, которое не только тянется к руке, которая дает что-нибудь нужное, но к самой матери, ведь она любит его и у него самого есть любовь к той, которая его родила и носила на руках.

Свято-Елисаветинский монастырь, 2012 год

 

 

 

 

 


Назад к списку