АВГУСТОВСКИЕ "СПАСЫ" 2023 г.
29 августа Святая церковь чтит память Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 год). Это малый праздник. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Правитель сирийского города Эдессы Авгарь был поражен по всему телу проказой. До него дошел слух о великих чудесах Господа. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этой целью был отправлен слуга. При встрече Спаситель Сам подозвал слугу, назвал его по имени и передал для Авгаря письмо, в котором обещал прислать ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, на котором тотчас отпечатался Его Божественный Лик.
С благоговением принял Авгарь от апостола Фаддея святыню, от которой получил затем исцеление. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь установил его в нише над городскими воротами. Много лет жители города хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, впавший в идолопоклонство, решил снять Образ. Господь повелел Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Ночью епископ поставил перед Образом лампаду и заложил Его доской и кирпичами. Вскоре жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой осадил Эдессу, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который впоследствии и спас город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ, перед ним горела лампада, а на доске отпечаталось подобное изображение.
В 630 году Эдессой овладели арабы, а в 944 году император Константин Багрянородный выкупил Образ у эмира и со всякими почестями перенес в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фарросской церкви Пресвятой Богородицы.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944) имеет народное название Третий Спас. Как и два предыдущих Спаса эти названия связаны с близким совпадением дат сельскохозяйственных работ и Православных праздников.
Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами.
Третий Спас имел названия:
-
«Спас на полотне», «Спас на холсте», «Холщовый Спас», так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.
-
«Хлебный Спас», так как к этому дню на основной территории нашей страны заканчивались уборочные работы и начинались посевы озимых культур.
-
«Ореховый Спас», так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.
19 августа Православная Церковь вспоминает важное событие — Преображение Господне и проводит чин освящения яблок и других плодов свежего урожая.
На Руси к середине августа обычно поспевали груши, сливы и яблоки. Отсюда и пошло второе, народное название праздника — Яблочный Спас.
Традиция освящения яблок в Русской Православной Церкви связана с благословением первых плодов, которые человек жертвует Спасителю в благодарность за урожай, а затем раздаёт нищим и малоимущим.
Фото: Юрий Цуканов.
14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.
14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.
14 августа, по окончании Божественной Литургии совершается малое освящение воды и освящение меда нового сбора.
Назад к списку