Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - На портале "Реальная школа" состоялась онлайн-конференция «Церковь. Культура. Образование. Преодоление стереотипов»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

На портале "Реальная школа" состоялась онлайн-конференция «Церковь. Культура. Образование. Преодоление стереотипов»15 Октябрь 2012

На портале "Реальная школа" состоялась онлайн-конференция «Церковь. Культура. Образование. Преодоление стереотипов»

Участники: руководитель Сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов, руководитель сектора православного образования иерей Алексий Алексеев, автор учебника по ОПК Л. Шапошникова.

Вопрос: Здравствуйте. В этом году в России отмечается сразу 2 важные исторические даты- 200 летие войны 1812 года и разгром польско-литовских войск 1612 года. Участвует ли Церковь в праздновании этих событий, и если да, расскажите пожалуйста, подробней о мероприятиях, проводящихся в рамках празднований. Спасибо.Елена.
Автор вопроса Елена Владимирова

Ответ: Отвечает отец Алексий: "Конечно. Церковь всегда, каждый год чтит традицию победы 1612 года и 1812 г. До конца года в школах проводятся уроки памятных дат о роли русских граждан и священников в победе в этих войнах".

Вопрос: Добрый день! На мой взгляд, учебник Кураева по основам православной культуры написан слишком тяжелым языком, не понятным для школьников младших классов. Ваше мнение? (Сергей)
Автор вопроса Сергей Валерьевич

Ответ: Отвечает Л. Шапошникова. Писать учебники - дело сложное, а для начальной школы тем более.. Нужно буквально говорить на их языке.. .Все учебники, которые проходили апробацию, писались непрофессионалами – трудно было ожидать, что они будут хорошими. Учебник отца Андрея Кураева написан языком живым и интересным. Мы постарались , чтобы язык был понятен ученикам 4 класса. Я бы не стала сравнивать учебники ...каждый из них найдет своего адресата.. Каждый учитель выберет тот учебник, который поможет ему достичь своих профессиональных целей. Мы постарались внедрить туда доступный язык, а также специальные методические приемы, которые помогают ученику снять напряжение и повысить его мотивацию к обучению… Отвечает Г.Демидов Присоединяюсь к мнению, что учебник написан хорошим языком. Призываю почитать учебник А.Кураева, а также другие учебники по этой тематике. Это не Закон Божий , это пособие, изложенное с точки зрения выпускника философского факультета МГУ. Не нужно бояться, что дети что-то не поймут, многие вопросы они понимают интуитивно. Например, есть хороший учебник издательства « Дрофа». Было бы лучше, чтобы таких учебников было много, поскольку они свидетельствуют о религиозной составляющей нашей культуры. Они должны доносить до детей достоверную информацию, в том числе по «больным» вопросам нашего общества. Всегда надо достигать согласия и взаимопонимания между авторами учебников и представителями традиционных конфессий. Ранее, на этапе апробации была предусмотрена перекрестная экспертиза учебных пособий. Координационный совет по апробации состоял из представителей всех традиционных конфессий. Теперь такой процедуры, к сожалению, нет. Теперь подобная практика согласования ведется на уровне издательств при участии Отдела катехизации и религиозного образования. Хорошие учебники получают специальный гриф Русской Православной Церкви.

Вопрос: Как ведется работа с тем населением страны, которое не относится к пожилому, и не относится к молодому (для которого на пример есть православные олимпиады) т.е. с тем средним возрастом который не получил православных знаний от родителей,и не успел получить от бабушек. имеется ввиду то население, которое совершает много ошибок и преступлений. Эти люди, по своему раскаиваются, хотели бы найти спасение своей душе и не знают как?
Автор вопроса Тамара Сергеевна


Ответ: Отвечает о. Алексий: "Для взрослых людей есть училища и семинарии. При большинстве приходов есть воскресные школы с систематическим религиозным образованием. Здесь изучают Библию, Ветхий завет, Новый завет и т.д. Однако для взрослых в пять раз меньше воскресных школ, чем для детей. Существуют различные миссионерские центры для религиозного образования. В этом могут помочь специальные средства массовой информации – телеканалы «Союз», «СПАС», а также личное общение со священником. Кроме того, существуют семейные воскресные школы для родителей и детей, при приходах бесплатно (это миссия церкви). Многие приходы сами разрабатывают курсы для взрослых. Например, Центр Священномученика Иринея Лионского при Крутицком подворье, при храме Иоанна Кронштадтского, при крупных монастырях - Даниловском и т.д."

Вопрос: Какие программы существуют и одобрены РПЦ для проведения факультативных занятий по основам православной культуры? Дополнительно от ОРКСЭ.
Автор вопроса Земскова

Ответ: Отвечает Г.Демидов: "В рамках федерального компонента - ОРКСЭ, в рамках регионального - ОПК в разных формах. В Белгороде, например, есть факультативы со 2 по 11 класс. В епархиях существует разная практика. Единообразной практики нет. Где-то достаточно ОРКСЭ, где-то ОПК с 1 по 11 кл. Есть учебники Людмилы Шевченко и некоторые другие. Можно выбирать то, что подходит. Но ни церковь не имеет ресурсов для преподавания, ни государство, ни органы образования самостоятельно не могут решить эту проблему. Нужны качественные изменения. Нужно научиться дружить между собой, приспособиться друг к другу, определиться - что мы принимаем, а что нет. Для этого необходимо демократическое общество, а не общество, несущее последствия советского прошлого."

Вопрос: Возможна ли помощь РПЦ по обеспечению учебно-методическими и наглядными материалами по ОПК учителей светских школ?
Автор вопроса Земскова

Ответ: Отвечает Г. Демидов: "Конечно, обратитесь в Синодальный отдел катехизации Высокопетровский монастырь - Петровка 28/2 или зайдите на сайт отдел РО www.otdelro.ru Звоните по тел. (495) 623 7070 – мы поможем всем, чем можем. В Москве, к сожалению, не было апробации, но формируется структура по благочиниям, назначается ответственный на преподавание со стороны церкви, а в регионах все это есть. В отделе есть экспертный совет, посылают все пособия по этому предмету по согласованию с авторами".

Вопрос: Не рано ли детям в 4м классе начинать изучать такие понятия как «вера», «религия», «катехизация»? Мне кажется, авторы учебников по «Основам» ввели туда довольно много терминов, в которых не каждый ребенок сможет разобраться. Как Вы думаете, можно ли только в теории приобщить ребенка к вере и помочь ему понять, кто есть Бог?
Автор вопроса Павел Александрович

Ответ: К нам присоединилась Татьяна Дмитриевна Шапошникова - автор концепции учебно-методического комплекса, руководитель проекта по его разработке, соавтор учебников «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»: Что касается возраста, то дети в любом возрасте задают вопросы: в чем смысл жизни, как прожить ее достойно, как поступать в разных ситуациях, но задают их на своем языке на своем уровне сознания.. Главное - объяснить ребенку всю эту сложность. Почему именно в 4-м классе? ОРКСЭ - это метапредмет . Например, в начальной школе есть предмет «Окружающий мир», его изучают с 1 по 4 класс. Многие темы этого предмета («Я и природа», «Я и мир») пересекаются с темами нашего учебника. Это попытка представить мир во все полноте. «Основы религиозных культур» тоже открывает ребенку мир . Поэтому в 4-м классе и начинают изучать этот предмет. Перед тем как начать писать учебники, мы изучили, как рассматривают понятие «вера» в зарубежных школах. Точно так же, как они играют в «Кто на лавочке сидел…», они разговаривают «Кто во что верит?» на своем « детском» языке они объясняют и рассказывают о своих убеждениях. В большинстве стран мира этот предмет называется «Мое мировоззрение». Этот предмет учит уважать других людей, выстраивать диалог с другими, уметь уважать чужую точку зрения.

Отвечает Г.Демидов: «Во многом я согласен с Татьяной Дмитриевной. В последнее время часто говорим о диалоге. Но зачастую остается без ответа такая тема, как способность заинтересовать собеседника. Как сказал автор экспериментального учебника ОПК протодьякон Андрей Кураев, важная составляющая этого курса — научить детей жить на «информационном сквозняке». Что это такое? О вопросах веры говорят многие. Один восточный философ сказал: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и может быть, я вспомню. Вовлеки меня — и я пойму». Эта фраза мне запомнилась со студенческих лет. Вовлечь ребенка намного важнее, чем просто рассказать. Сделать ребенка настоящим участником диалога — вот главная задача. Зачастую мы забываем, к какой культуре и традициям мы принадлежим. Можно ли приобщить ребенка к вере, объяснить ему, кто есть бог? Здесь не стоит задача приобщить, задача – показать, познакомить. Курс должен стать проводником в мир религиозных традиций, чтобы все участники могли соприкоснуться с ними и в соответствии с ними решить, каким образом строить свою жизнь. На этапе апробации в 2009-2010 годах было первоначально предложено в течение 1-ой четверти в 4-м классе и в 1 чет. в 5-м классе. При таком перерыве материал забывается. В участвовал апробации 21 регион в России . Кроме того, сейчас речь идет о преподавании отдельных предметов. А необходимо сравнительное изучение всех религий в старших классах по схеме преподавания литературы – сначала изучается своя родная литература, а потом уже зарубежная". К нам присоединилась Татьяна Дмитриевна Шапошникова - автор концепции учебно-методического комплекса, руководитель проекта по его разработке, соавтор учебников «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»: "Что касается возраста, то дети в любом возрасте задают вопросы: в чем смысл жизни, как прожить ее достойно, как поступать в разных ситуациях, но задают их на своем языке на своем уровне сознания. Главное - объяснить ребенку всю эту сложность. Почему именно в 4-м классе? ОРКСЭ - это метапредмет . Например, в начальной школе есть предмет «Окружающий мир», его изучают с 1 по 4 класс. Многие темы этого предмета («Я и природа», «Я и мир») пересекаются с темами нашего учебника. Это попытка представить мир во все полноте. «Основы религиозных культур» тоже открывает ребенку мир . Поэтому в 4-м классе и начинают изучать этот предмет. Перед тем как начать писать учебники, мы изучили, как рассматривают понятие «вера» в зарубежных школах. Точно так же, как они играют в «Кто на лавочке сидел…», они разговаривают «Кто во что верит?» на своем « детском» языке они объясняют и рассказывают о своих убеждениях. В большинстве стран мира этот предмет называется «Мое мировоззрение». Этот предмет учит уважать других людей, выстраивать диалог с другими, уметь уважать чужую точку зрения".

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать тот факт, что во время выбора модулей по курсу «Основы мировых религий» в Ленинградской области ОПК выбрали 57 % жителей, а в Санкт-Петербурге только 9% ? С чем связано такое огромное расхождение в выборе? Ведь это по сути один регион.
Автор вопроса Екатерина

Ответ: Отвечает Г.Демидов: "С удовольствием прокомментирую. Подобные вопросы были в рамках выбора курса: каждый выбирал по интересам, отчасти по желанию родителей для своих детей. Подобные вопросы были в Пензе, где ОПК не выбрал никто: дети выбрали светские курсы . Местные власти заявили, что родители во избежание сложностей выбрали «Основы мировых религиозных культур»,чтобы изучать все культуры. Затем были перевыборы с участием духовенства, выбор ОПК качественно изменился до 60 %. Такое расхождение было обусловлено административным фактором - упрощении процедуры выбора, раздела на группы, подбора педагогов, упрощении учебного процесса. Присутствует еще стереотип боязни «прихода попов в школу», насильственного обращения в веру. Если бы наша школа не находилась так долго под воздействием ленинского декрета об отделении школы от церкви, это решалось бы проще. Сегодня эти вопросы приходится решать заново, порой болезненно решать. Свято место пусто не бывает: могут придти новые идеологии, в том числе с гуманистическими подходами. Если речь идет о нашем государстве, мы увидели бы в наших детях продолжение наших традиций. Выбор курса будет происходить каждый год — каждый раз надо делать выбор, как в демократическом государстве в соответствии со своими убеждениями".

Вопрос: Добрый день! У меня вопрос: а не приведет ли введение курса по основам православной культуры к увеличению учебной нагрузки на детей. Я считаю, что они перегружены дополнительными предметами в ущерб основным (особенно, в старших классах, но и в 4-м тоже).
Автор вопроса Владимир Петрович

Ответ: Отвечает Г. Демидов: «Это вопрос иерархии ценностей, вопрос нравственного здоровья. Куда идти в том случае, если у тебя болит душа? Очень важно дать детям знание основ духовной безопасности. Изучать русский язык, литературу без знания основ православия просто невозможно». Т.Д. Шапошникова: «Один раз в неделю, 34 урока за год — вряд ли это перегрузит ребенка якобы в ущерб другим предметам, русскому языку… К тому же предмет отлично вписывается в учебную сетку. Это предмет без оценок, он ведет детей к диалогу... К сожалению, наши дети не умеют говорить. Поэтому новый предмет, наоборот, должен помочь думать, размышлять, разговаривать…»

Вопрос: Добрый день! Сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени и современным канонам и традициям?
Автор вопроса Мария Леонидовна

Ответ: Отвечает о.Алексий: Система непрерывного религиозного образования отличается от ОПК. Она охватывает православные детские сады, православные группы в светских детсадах, православные гимназии и вузы. В детских садах ОПК по закону пока преподавать нельзя. Хотя , например, в Тамбове по согласованию с местными органами управления организованы курсы по духовному воспитанию детей. Всего сейчас насчитывается примерно 10 -15 частных православных детсадов, где преподают «Основы православного вероучения». В православных гимназиях, помимо предметов, входящих в государственный стандарт, преподаются основы православного вероучения, богословие, логика, церковнославянский и древнегреческий языки. В Москве функционируют два православных вуза- в Морскве СВТПИ и ин-т Иоанна Богослова. Для православных школ в прошлом году были приняты стандарты преподавания основ православной веры . Мы уже в течение 20 лет выстраиваем систему непрерывного православного образования . К сожалению, сейчас православные школы получают намного меньше денег, чем светские.

Вопрос: Уважаемый отец Алексий! Вчера с внучкой 5 лет возвращалась из детского сада, а она меня спросила: «Бабушка, вот ты говоришь: Бог создал всё, а кто создал самого Бога?» И я что-то стушевалась, не знала, что ответить. Что бы Вы ответили ребенку? И еще один вопрос: как выбрать ребенку духовного отца? Спасибо. (Любовь Ефимовна)
Автор вопроса Любовь Ефимова

Ответ: Бог был всегда вне времени и пространства с точки зрения православия. Вне системы координат. Мир создан из ничего. Помогут ли аллегории с солнцем и т.п.? Для объяснения догматов не всегда подходит. Вначале было слово, слово было у Бога. Бог был всегда. Это самый простой ответ ребенку. Как выбрать духовного отца? Ходите постоянно к одному и тому же священнику, если вы почувствуете пользу - то это верный путь. Перебирать все время не верно. Постарайтесь регулярно исповедоваться раз в год/месяц. Некоторые регулярно совершают поломничество в святые места, некоторые слушают рекомендации священников. Ходите в ближайшие храмы от места жительства. Когда я был еще юным человеком, мы ходили заниматься спортом, потом стали посещать храм, беседовать со священником, петь на клиросе и стали воцерковляться. Приводите ребенка к своему духовнику. Я служу в церкве на « Речном вокзале» и вижу, как люди выбирают СВОЕГО духовника, их предпочтения. Сначала ходят просто на службы, потом все чаще и чаще к одному и тому же священнику. Я психиатр по образованию. Два года работал по специальности, но в клинике понял ограниченность и узость профессии. Если соединить профессию и религию, то это дает гораздо больше возможностей. Психиатры часто видят уже разложившиеся пласты людей, с определенными психическими отклонениями. А у священника больше инструментов, чтобы помочь людям – и специальные знания и духовные. Я выбрал священничество.

Вопрос: Теперь все вдруг заговорили о преподавании православия в школах, также как раньше насаждали научный атеизм и моральный кодекс строителя коммунизма. Можно ли оставить школу и учеников, наконец, в покое, и от политики, и от идеологии, или никак этого избежать не удастся?
Автор вопроса Раиса

Ответ: Отвечает о.Алексий Преподавание православия в школах – это профилактика таких пороков как наркомания и алкоголизм на раннем этапе . Это помогает человеку формировать нравственный стержень. Существуют несколько степеней алкоголизма - формирующийся и уже сформировавшийся алкоголик. Если человек еще в состоянии заставить себе помочь, самое основное для него - молитва и причащение. Необходимо регулярно исповедоваться, пытаться изменить себя. Если человек уже не в состоянии этого сделать, существуют реабилитационные центры, куда его отправляют принудительно. Существует такой термин – Анозогнозия, не признание своей болезни. В таких случаях надо работать над собой, осознать свою проблему и бороться.

Вопрос: Как РПЦ взаимодействует с другими конфессиями? Ведется ли между ними какая-то совместная работа по улучшению нравственности в нашем обществе? Существуют ли какие-то совместные проекты в этой сфере?
Автор вопроса Александра, Санкт-Петербург

Ответ: Конечно, во многом разные конфессии различаются, у них большая разница в религиозной практике. Но есть и много схожего, прежде всего это вопросы нравственности и семейных ценностей, профилактика социально опасных болезней. Мы пытаемся влиять на политику в этих вопросах в Президентском совете, внося законопроекты и поправки в законодательство. Наша задача- влиять на нравственность в социуме. В советском обществе было меньше негативных явлений, и больше понимания, что можно, а что- нельзя. У нас с другими традиционными конфессиями есть единство по вопросам нравственности и морали. Мы должны выбирать не ценности общества потребления, а нравственно приближаться в своей жизни к образу Христа.

Портал "Реальная школа"

назад к списку новостей