Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - Татьяна Шапошникова: "Мы написали светский учебник о религиозной культуре"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Татьяна Шапошникова: "Мы написали светский учебник о религиозной культуре"15 Октябрь 2012

Татьяна Шапошникова: "Мы написали светский учебник о религиозной культуре"

С сентября этого года во всех российских школах в 4 классе изучают новый предмет — «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно – ОРКСЭ). В издательстве «Дрофа» выпущен учебник, состоящий из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Родители выбирают один из модулей для изучения его ребенком. Мы обратились за пояснениями к автору концепции учебно-методического комплекса, руководителю проекта по его разработке, соавтору учебников, ведущему научному сотруднику Института теории и истории педагогики Российской академии наук Татьяне Дмитриевне Шапошниковой.

— Татьяна Дмитриевна, сейчас многие родители обеспокоены тем, что в школах, как они говорят, детей будут обучать религии. В каком ключе будут преподаваться новый предмет?

— Беспокойство родителей вполне понятно. Но давайте обратим внимание на правильное название предмета, в котором ключевым словом является не «религия», а «культура» («Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры» и т.д.). Это светский учебник для светской школы. Речь не идет о возвращении в школы «Закона Божьего и религии», как это часто озвучивается. В самом названии предмета заложен культурологический контекст его подачи. Сегодня наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, устройстве общества нельзя не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями и их духовными ценностями.

Ребенок вправе иметь полную картину знаний о мире, мировой и российской культуре и о религиях как важной составляющей этой культуры. В основу учебника положен именно культурологический подход. Мы попытались изложить материал так, чтобы не нарушить принцип научности и светскости.

— Смогут ли дети 9—10 лет понять такие сложные вещи, которые и взрослому не всегда по плечу: что такое вера, этика, мораль, нравственность?

— Многим из родителей кажется, что дети не задумываются об этих вещах. На самом деле это очень важные для них вопросы, на которые они ищут ответы, размышляют – но на своем уровне. Важно говорить с ними на понятном и доступном им языке. Мы попытались это сделать.

Вопросы о том, зачем человек приходит в этот мир, какими нравственными ценностями и принципами он будет руководствоваться, что такое доброта и милосердие, как научиться оставаться самим собой в любой ситуации — множество вопросов поднимается в ходе изучения нового предмета.

— Введение нового предмета совпадает с периодом перехода детей из начальной школы в основную, что само по себе для них болезненно. Как вы вышли из этой ситуации?

— Да, этот предмет подразумевает деление детей на группы, собираются четвероклассники из всех параллелей по принципу, кто какой модуль изучает. Для детей эта ситуация непонятна: ведь до этого они все учились в одном кабинете, у них был один учитель. Чтобы снять напряжение школьников, мы использовали прием «путешествия». Логика подачи материала следует «пути путника»: как путник (путешественник), остановившийся в доме мусульманина (иудея, буддиста, христианина), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, буддистскую, христианскую) культуру, узнавая ее через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни. В этом нам помогают «сквозные герои»: в «Основах православной культуры» - Монах и Пастушок, «Основах исламской культуры» - Дедушка и внуки, в «Основах буддийской культуры» - Мальчик и Слоненок, в «Основах светской этики» - брат и сестра, в «Основах мировых религиозных культур» - ровесники ребят с разных концов света и т.д.

Первые два урока едины для всех модулей: здесь мы объясняем, что Россия – наша родина, что такое культура и традиции, мораль и нравственность. А следующие уроки уже отличаются. Например, в «Основах исламской культуры» первый после вводного урока – так называемый «сладкий урок», где дети условно приходят в гости и их угощают мусульманскими кушаньями (в приложении к учебнику даем рецепты и предлагаем детям приготовить что-то с родителями дома). В «Основах православной культуры» урок о колоколах, о том, о том, как появились первые православные храмы и т.д. Учебники строятся на диалогах: авторов с детьми, диалогах между героями, действующими лицами и т.д. Это побуждает детей к общению, внимательному и уважительному выслушиванию чужого мнения.

— Расскажите, пожалуйста, на чем строится учебный курс.

— Вопросы, которые поднимаются в течение всего курса (не важно, идет ли речь о светской этике или православной культуре), посвящены актуальным проблемам нашей жизни. Мы провоцируем детей на размышление, рассуждение, диалог. Этот диалог сейчас очень необходим: мы живем в очень сложном мире. И нас спасет доброжелательное, толерантное отношение друг к другу. Главная задача этого курса – воспитательная, она даже важнее, чем знаниевая. Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, важно знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова.

В наших учебниках понимание культуры передается через историю человечества, а это требует раскрытия связи современности с прошлым. Материал подобран таким образом, чтобы школьники узнали, как жили наши предки, члены различных сообществ, и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды — все, что составляет их образ жизни.

— Скажите, при подготовке учебников вы консультировались у представителей конфессиональных сообществ?

— Конечно. Представители конфессий принимали самое непосредственное участие в работе над учебником. У каждого модуля были свои консультанты, духовные лица (их фамилии указаны на титульных листах). Например, в написании «Основ буддийской культуры» нас консультировал верховный лама Калмыкии, «Основ иудейской культуры» — главный раввин России. «Основы православной культуры» написаны при активном участии представителей Томской Епархии Московского Патриархата. Мы очень благодарны им за помощь в подготовке учебника: они серьезно отнеслись к нашей работе, дали в помощь коллектив духовной семинарии; наместник смотрел материалы учебника и вносил свои замечания. Кроме того, мы тесно сотрудничали с отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Хотелось бы выразить благодарность заведующему Сектором «ОПК» Герману Васильевичу Демидову, заведующему научно-методическим кабинетом Игорю Васильевичу Метлику, и всем оказавшим нам огромную помощь.

— Прошел ли учебно-методический комплекс конфессиональную экспертизу?

— Учебники должны обязательно получать экспертное заключение Российской академии наук и Российской академии образования, затем Минобрнауки должно принять решение: становится ли учебник учебником или учебным пособием. Наш УМК получил гриф учебника. Конфессиональная экспертиза нашим законодательством не предусмотрена, хотя, конечно, носители религий и духовные лица могли высказать свои замечания и вынести свой вердикт. Надо отметить, что учебник по православной культуре — единственный из всех одобренных учебников по этому предмету помимо грифа Министерства образования, имеет гриф РПЦ.

В то же время я убеждена, что учебники такого плана для светских школ не могут писать только представители конфессий. Коллектив авторов нашего учебника включал, помимо представителей конфессиональных сообществ и религиоведов, также психологов, методистов, помогавших создавать методический аппарат учебника, и обязательно – педагогов. Все участвовавшие в работе над учебником — профессионалы, имеющие опыт работы каждый в своей сфере.

— Кто будет преподавать новый предмет: школьные учителя или священники?

— Очень редко найдешь священнослужителя и с богословским, и с педагогическим образованием. Они знают свой предмет, но не изучали педагогику и психологию, следовательно, не знают, как преподавать. В настоящий момент по закону преподавать может только человек с педагогическим образованием. Поэтому сейчас создаются кафедры, где, к примеру, врачи, преподающие в медицинских вузах, или профессора, читающие лекции в технических университетах, повышают квалификацию — получают педагогическое образование. Вопрос с кадрами вообще достаточно серьезный. И я считаю, что он правильно решен: в светской школе должен преподавать светский преподаватель.

— Могут ли поручить этот предмет учителю-естественнику, если он человек верующий?

— Почему нет? Но не будем забывать, что учитель в четвертом классе имеет огромный авторитет. А у детей неизбежно возникнут вопросы: «А Вы верите или не верите?» Но профессиональная позиция педагога должна быть нейтральной, он не должен навязывать свои взгляды и убеждения детям. На практике это будет очень трудно. Одно дело, когда учитель рассказывает, как надо себя вести в храме и почему так себя там надо вести. И совсем другое – если предлагает детям молиться, стать участником церковной службы. Ребенок из атеистической семьи дома скажет: «А нас сегодня учительница заставляла в церкви свечки ставить». И будет серьезный конфликт.

— Видимо, это можно объяснить тем, что учителям не хватает соответствующих знаний, нет опыта преподавания предмета такого плана... Существует ли учебно-методическое обеспечение по новому предмету?

— Два-три года, пока шел эксперимент, учителей готовили в течение недели (!) и отправляли вести новый предмет на базе постдипломного образования и повышения квалификации. Собирали все категории: методистов, преподавателей кафедр истории, словесников. Предполагалось, что они обучатся и будут тьюторами, приедут в свой регион и обучат своих коллег. Сейчас на подготовку к нам приходят учителя, которые непосредственно читают курс. В основном это учителя начальной школы, русского языка и литературы, историки, преподаватели мировой художественной культуры. Они обучаются 3 раза в неделю после их основной работы, 3—4 часа слушают курс. Кроме того, на сайте издательства «Дрофа» есть раздел «Вебинары» http://www.drofa.ru/for-users/teacher/arhweb/. Мы уже провели 7 лекций по этому предмету. Презентация идет по каждому модулю. Архив можно скачать и показывать учителям.

 

Беседовала Ирина Жаворонкова, «Реальная школа»

назад к списку новостей