Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - Православный ребенок в неправославной школе (+ВИДЕО)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Православный ребенок в неправославной школе (+ВИДЕО)03 Сентябрь 2013

Первоклашка из православной семьи идет в обычную государственную школу: как сделать так, чтобы он не стал белой вороной? Как научить отстаивать свои взгляды, как уберечь от дурного влияния, как помочь в конфликтной ситуации? Отвечает протоиерей Максим Козлов

Чему учат в школе?

Идет ребенок в школу, и с чем только там не сталкивается! Еще проговорим, что дети идут в разные школы: родители выбирают по разным критериям, в какую школу им отдать своего воцерковленного, хорошего сыночка или лапочку-дочку. Но как ни притягателен мир православных гимназий и лицеев — на сегодняшний день их абсолютное меньшинство. Большинство из нас отдаст своих детей в государственные или не специфически религиозные школы.

И там окажется, что дети наши в меньшинстве с точки зрения если не Православия, то по крайней мере воцерковленности.

Большая часть одноклассников по воскресеньям в храм не ходит, n-нная вообще в храме никогда не бывала, некоторые даже с иронией отнесутся, а там еще и мусульмане в определенном количестве найдутся, а кому-то могут встретиться представители достаточно экзотических религий и конфессий — они тоже иногда учатся в наших школах — и возникнет полифоническая картина мира.

А еще в этой картине мира кто-то начнет ругаться матом. Возникнут рассказы о телесериалах и передачах, которые мы своим детям старались не демонстрировать, если вообще включаем дома телевизор. Будут принесены игры, газеты, журналы, которые мы бы тоже хотели, чтобы они увидели лет на пять попозже…

Прививки к действительности

Что делать?

Во-первых, хорошо бы эту ситуацию осознать не 31 августа перед началом первого класса. Пусть благочестивому родителю эта мысль придет несколько раньше. К встрече с действительностью, если дети не ходили в детский сад, своих чадушек нужно готовить — через прививки к окружающей действительности, через разговоры.

О том, что люди вокруг разные.

Что учитель — авторитет, которого нужно слушаться в вопросах дисциплины, но он отнюдь не всегда будет прав, когда будет говорить о вопросах веры и каких-то взглядов твоих или родителей.

Что иногда спорить нужно, а иногда достаточно твердо сказать о своей позиции и отказаться от разговоров на те или иные темы.

О том, что даже если над тобой будут смеяться, в среду и пятницу сосиску есть в школьной столовой не нужно, потому что это среда и пятница. Дома мама тебе соберет с собой, что можно будет взять, голодным ты не останешься. Но это будет твоя верность Богу, в которого мы вместе верим, твое серьезное испытание.

Совет родителю: быть рядом

 

Фото: Алёна П., photosight.ru

Фото: Алёна П., photosight.ru

Нужно просто стараться быть со своим ребенком рядом. Не бросить его: выплывет — не выплывет (не самый лучший способ обучения плаванию — конечно, многие выплывают, но кто-то может и утонуть в результате или так наглотаться, что потом и к воде никогда не подойдет), а плыть сначала рядом, поддерживать.

Разговаривать с ребенком. Чтобы не получилось, как часто происходит, что сфера школьной жизни постепенно становится полузакрытой от родителей. Определенного рода информация доносится, но чем дальше, тем больше она начинает фильтроваться.

Постарайтесь остаться рядом со своими пошедшими в школу детьми. Тогда, глядишь, вы сможете им помочь.

Найти человека

Всегда не очень просто рассказывать о собственном опыте, просто потому что тут либо надо про себя говорить хорошо, либо публично каяться — и то, и другое странно.

Со старшими дочерьми мы были молодые родители, и как многие тогдашние хотя уже не неофиты, но люди, вошедшие вместе с Церковью в новую эпоху жизни (старшие дочери у нас в 87-88 году родились, на грани перемен), разделяли какие-то тогдашние не только надежды, но и иллюзии, были несколько ригористами. Телевизора у нас дома не было. Книги Льюис был, пожалуй, самой либеральной книгой, допускавшейся для детского чтения — впрочем, и самой любимой. И так все было довольно строго.

Что мы искали? Мы тогда решили, что мы ищем не школу вообще, а учительницу младших классов. И по милости Божией нашли такого человека, который был и хорошим профессионалом (и был, и есть — тогда еще совсем молодая учительница, сейчас — просто молодая), и на тот момент не слишком воцерковленным, но православным по мировоззрению человеку. Добрый, с уважением относящийся к вере человек, который старается быть хорошим профессионалом — это все решило.

Мне кажется, не столько нужно ограждать, сколько попытаться найти добрую, добротную, искреннюю первую учительницу. Это же самое трудное время — первые три класса. Если в них адаптация произойдет, то дальше будет легче. Дальше выработается определенный иммунитет. А вы будете с двух сторон помогать — не только вы дома, но и учительница в школе. Она будет по одну сторону баррикад с вашими детьми, что очень важно.

Подготовила Тамара Амелина

 

назад к списку новостей