Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - Практические советы.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Практические советы.23 Июнь 2012

Глава 6. Практические советы. Как вы можете помочь своему ребенку в изучении курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Совет, 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному сред­ству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (сред­ствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятель­ности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение празд­ника накануне Дня народного единства). На уроках педа­гоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но ес­ли родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравствен­ную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ре­бёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждает­ся в духовной связи со взрослым, родным для него чело­веком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной инфор­мации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наибо­лее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрос­лых. У него возникает потребность оценить этот мир, при­нять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное зна­чение для подростка.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребён­ка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — не­достаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и деть­ми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это то­же общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить со­держание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с деть­ми на темы решения математических задач или правиль­ного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жиз­ни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человече­ства как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребён­ку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Го­ворите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ре­бёнком — универсальное требование к воспитанию, кото­рое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осо­знать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать се­бя взрослым в общении со значимым взрослым на взрос­лые темы, особенно если такое общение будет не назида­тельным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это иг­ра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — по­зиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, зависим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привык­ли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, долж­ны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как выс­шее проявление любви к нему следует строить, основыва­ясь на постоянном, неустанном желании познавать свое­образие его индивидуальности. Попытка встать на пози­цию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитар­ностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не об­ращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы вос­питания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуж­дают современных детей к бунту, перекрывают канал эмо­ционального взаимодействия и общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмо­сферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избе­гайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут не­доверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, про­веренным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для не­го взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от роди­теля подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучаю­щие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичнос­ти, они легко образуют различные подростковые группы,

в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответ­ственных взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказы­ваний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или от­рицающих религии). Насторожитесь, если это делает ре­бёнок. За этим скрывается большая нравственная пробле­ма. Недоброжелательное высказывание человека в чей-ли- бо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает те­рять моральную устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным ру­ководителем.

Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесооб­разно использовать это время для демонстрации и осмыс­ления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что зна­ет об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовь­те вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопроса­ми, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вмес­те.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расска­жите ему о конкретном человеческом поступке. Попроси­те его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколь­ко важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ста­вит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нрав­ственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребё­нок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Поче­му нельзя? Потому что такие действия приведут к ожо­гам, болезням, будут иметь плохие для физического здо­ровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зави­сит не только от его тела. Есть душевное здоровье, назы­ваемое также духовным, психологическим. Есть социаль­ное здоровье, определяемое характером отношений чело­века в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Спра­ведливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют со­стояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физичес­кого здоровья, они накапливаются как опыт жизни и пе­редаются от старших к младшим.

Совет, 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте воз­никающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй гово­рил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать.

 

некого, не научится сотрудничать, если все всегда прохо­дит так, как хочется ему, не научится сочувствию и ува­жению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и опти­мизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек со­знательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить наг­раду, а потому, что по-другому поступить просто не мо­жет. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумыва­лись о последствиях своих действий и цене своих заблуж­дений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновремен­но с окончанием изучения нового школьного предмета, ес­ли приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только нача­ло большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и ра­достным.

назад к списку объявлений