ВЫРИЦА
25 февраля 2012 г. учащиеся Воскресной школы вместе с прихожанами храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Будогощь посетили храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица Ленинградской области, на территории которого находится часовня преп. Серафима Вырицкого чудотворца.
Паломники побывали на Божественной Литургии и на молебне в часовне.
На обратном пути – посетили храм св. Апостолов Петра и Павла, приложились к иконам и святыням храма, главными святынями которого являются ковчег-мощевик и чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
Немного истории: Вырица. Место это благодаря имени преподобного Серафима Вырицкого (1866-1949), прославленного ныне в лике святых Русской Православной Церкви, широко известно православным христианам далеко за пределами С.-Петербургской епархии. Здесь можно встретить паломников со всей России и из государств, лежащих далеко от ее пределов.
Интересна и поучительна история этого святого места. Какое созвездие имен, составивших славу Русской Церкви, украшает это дачное место! Сколь напряженная духовная жизнь протекала здесь на протяжении сравнительно недолгой истории Вырицы, которая скоро отметит свое столетие.
Земли нынешней Вырицы, известного дачного поселка под Петербургом, издавна относились к Водской пятине Господина Великого Новгорода. Название Вырица, так же как и название расположенной по соседству, тоже на берегу живописной, извилистой и своенравной реки Оредеж, Выры (имение и село, известное по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и воспоминаниям В.В. Набокова «Другие берега», о проведенных им здесь, в родительской усадьбе, днях детства), восходят к русскому слову «вырь», означающему пучину, омут на реке.(Вырь, вир – пучина, водоворот, водоверть, ворот, заверт. <...> Тверск. – извертина, калуга, пожня, пойменный луг или покос. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Т. 1. СПб, М. 1880, с. 311.)
Почти два десятилетия (1932 - 1949) в истории Вырицы связаны с жизнью и подвигами великого старца, подвижника веры и исповедника Православия, ныне прославленного Церковью в лике святых, преподобного Серафима Вырицкого (в миру - Василия Николаевича Муравьева).
В Вырицу старец иеросхимонах Серафим, бывший в 1926-1929 гг. духовником Александро-Невской лавры перебрался в 1932 г.
Постоянное переохлаждение (во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора, главный храм Лавры в ту пору за недостатком дров почти не отапливался, на стенах часто выступал иней), неимоверные физические и душевные перегрузки постепенно дали себя знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось (врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку нижних конечностей, боли в ногах стали невыносимыми). К этому прибавились застойные явления в легких и сердечная недостаточность.
В великом подвиге поста и молитвы пребывал старец в Вырице. По состоянию здоровья он почти не покидал своей келии, будучи прикован к постели, иногда с помощью родных выбирался на крыльцо, где имел возможность дышать свежим воздухом. Не вкушая почти ничего (порой его дневной едой была лишь часть просфоры со св. водой), батюшка ежедневно причащался св. Христовых Таин (причащать его приходили священники Казанского храма). Днем старец, как это было в Лавре, принимал посетителей, как жителей Вырицы, так и приезжавших издалека, слышавших, что в Вырице живет прозорливый батюшка. «В течение дня у старца собиралось множество записок о здравии и упокоении, которые оставляли посетители, испрашивая его святых молитв. Ночами батюшка со слезами и сердечными воздыханиями читал все эти записочки.На следующий день записочки обязательно относили к Престолу в Вырицкий Казанский храм, а батюшка совершенно искренне говорил: «Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу...»[ 46 ]
Вырицкие храмы
Церковь свв. апостолов Петра и Павла
Одновременно с ростом дачной местности, в окрестностях Вырицы началось строительство храмов. Самым первым храмом Вырицы суждено было стать храму свв. апп. Петра и Павла. До постройки Петропавловской церкви жители поселка обращались за необходимостью к духовенству соседних приходов в Суйде и Усть-Введенском. С возникновением дачной местности при станции Вырица владельцы участков и дач подняли вопрос о необходимости строительства в Вырице самостоятельного храма для удовлетворения духовных нужд жителей.
Хотя строительство храма было запланировано еще на первом этапе обустройства «будущего города Вырица» и тогда же для храма был выделен участок земли, решение о том, что будущий храм станет именно православным, было принято не сразу. Коренное финское население этих мест (проживавшее в дер. Петровка, Мины и других) хотело, чтобы на церковном участке была выстроена лютеранская кирха. Тем не менее, несмотря на то, что на первом этапе строительства Вырицы финское население численно преобладало, большинством голосов на собрании владельцев земельных участков было принято решение о сооружении православной церкви, а также кладбища неподалеку от нее на участке, пожертвованном помещиком Корниловым.
Соорудить храм решено было в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, в память чудесного спасения Царской Семьи во время крушения поезда в Борках (1888).
Закладка храма была совершена 10 сентября 1906 года, освящение последовало менее чем через два года, 22 июня 1908 года.[11]
Вот как описывала это событие газета «Колокол»: «В Вырице совершен в воскресенье чин освящения нового храма, после него - первая литургия. Еще с вечера поселок стал приготовляться к освящению местного храма. Улицы подчистились, аллеи и тротуары посыпаны желтоватым песком, а местами их украсили гирляндами из живой зелени. Новая большая деревянная церковь, о которой уже давно печатается в публикациях о продаже участков земли в «будущем городе» Вырице, построена на Сиверском шоссе.... С экстренным поездом из Петербурга прибывало группами много богомольцев. Все украшения храма, иконы, сосуды, облачения - все это пожертвования отдельных лиц
Храм Казанской иконы Божией Матери
в память 300-летия Дома Романовых
в пос. Княжеская Долина
Главными вдохновителями сооружения в Княжеской Долине в Вырице этого сказочного храма стали председатель Братства Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий и местный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Данные им средства были в двадцать раз меньше пожертвований на храм Павла Николаевича Летуновского (8938 руб.), но они послужили началу дела.[18]
В июле 1913 г. была совершена закладка храма. Так это событие описывалось в газете «Царскосельское дело»: «14 июля 1913 г. в Вырице в местности Княжеская Долина состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм будет деревянным, с тремя приделами.
Рассчитана церковь на 600-700 молящихся. Расположен храм на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта.
Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ [Тобольский] Алексий (Молчанов) в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, священника Вырицкой церкви о. Георгия Преображенского и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. Закончить постройку новой церкви предполагают в сентябре месяце текущего года».[19]
К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором.
1 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма.
Деятельное участие в украшении храма приняли: П.Н. Летуновский, оплативший изготовление иконостаса по рисунку арх. М.В. Красовского и изготовление множества прекрасной утвари, член Братства и председатель строительного комитета П.Я. Мешков заказал художественного письма образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе с камнями. Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером была преподнесена шитая шелком ручной работы икона св. князя Владимира, от патриарха Иерусалимского Дамиана была привезена икона Воскресения Христова с частицей камня от Гроба Господня.
Первым настоятелем Казанского храма (не имевшего, к слову сказать, самостоятельного прихода, и числившегося храмом братства Казанской иконы Божией Матери) стал протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий (1874-1935). В 1914-1918 гг. он служил в храме преимущественно в теплое время года, когда сюда приезжало множество дачников. Зимой 1918-1919 гг. он окончательно перебрался вместе с матушкой Александрой Терентьевной (1884 - 18.12.1935) и семьей в Вырицу (проживал в Вырице на Боровой ул., 83). Здесь он жил и служил в Казанском храме вплоть до своей кончины в сентябре 1935 года.
Назад к списку