Грех ли быть модным?
Сотрудница одной фирмы, одевающаяся всегда с большим вкусом, решила однажды сходить в храм. Она попросила своего сослуживца, человека воцерковленного, сходить вместе с ней. Какого же было его удивление, когда, встретив ее в метро, он не узнал стильную женщину: она была одета в старушечью кофту, бесформенную юбку и замотана в платок неопределенного цвета. Поскольку отношения у них были дружеские, он не удержался и спросил, с чем связана столь резкая перемена? На что она ответила: «Так я же иду в храм, а модно одеваться -- это грех!» Можно ли православным хорошо и модно одеваться? Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? И должен ли быть у православного свой стиль?
«Стиль "Клуша" мы выбираем сами»
Пелагея ТЮРЕНКОВА, заместитель главного редактора журнала Dolce Vita, автор сайта «Православие и мир»:
-- Откуда берется мода? Считается, что ее придумывают модельеры. Корифеи этого бизнеса два раза в год представляют публике свои творения на «Модных неделях», а сидящие в зале редакторы глянцевых журналов ищут в коллекциях что-то общее. Если хотя бы пять кутюрье предложили женщинам юбку-карандаш, то она будет внесена в список того, без чего не может обойтись дама, «одетая по последней моде». Однако если сравнить одежду модели, вышагивающей по подиуму, и наряд соседки-модницы, вряд ли можно будет найти хоть что-то общее.
Модно одеваться и иметь свой стиль -- это разные вещи. Одеваться модно может любой, у кого достаточно средств. Быть стильными удается не всем. Причем материальное состояние здесь -- не самый главный фактор. И это на руку православным женщинам. Ведь во всем следовать моде мы не можем, так как очень часто она диктует нам неприемлемые вещи (мини, декольте, вызывающую прозрачность и т. п.), а постоянное ношение определенных вещей уже формирует наш стиль.
Кто она, хорошо одетая женщина? Именно так я отзовусь о той, которая не надевает одно и то же каждый день и умеет пользоваться аксессуарами (шарфы, украшения, заколочки). А еще -- но это мое личное мнение -- имеет хорошую сумку и туфли.
Сейчас многие говорят о православном стиле: длинная юбка и платок. Убеждена, что этот стиль очень хорош! Нет для женщины ничего более красивого, чем одежда «в пол». А самый модный аксессуар нынешнего сезона -- платок!
Стиль в одежде есть у каждой из нас. Правда, женщина, стиль которой, к примеру, «баба на чайник» или «клуша», никогда в этом не признается, прикрываясь отговорками типа «я вообще не думаю об одежде, главное -- душа!». Однако, хотела она того или нет, она уже выработала свой стиль и следует ему.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
Александр КАБАКОВ, писатель:
-- Мода и стиль -- не одно и то же, но это и не противоположные вещи. В каждой моде можно найти что-то для себя. Мода меняется, а твой стиль остается, и ты на него, как на стержень, нанизываешь все преходящее.
В одежде главное -- ее уместность на конкретном человеке. За границей довольно легко отличить гарвардского или кембриджского профессора от бизнесмена, бизнесмена -- от государственного служащего и т. д. Люди там одеваются в соответствии со своей социальной ролью. А у нас, поскольку хорошая одежда стала доступна многим недавно, люди одеваются в соответствии со своим кошельком.
Когда женщина в сапогах на высоченном каблуке идет по лужам и ледяным колдобинам -- это нелепо. Такая обувь придумана для тех, кто передвигается только на машине. А наши женщины этого не понимают и смотрят с презрением на иностранок, которые ходят в удобной обуви на низком каблуке. А как одеваются многие наши девушки! В Европе, уж извините, так только проститутки выглядят. У нас абсолютно не развит язык одежды. А ведь это очень важно: прилично, уместно и достойно выглядеть.
Одеваться хорошо в храм -- русская традиция. Когда русские люди шли в церковь, они надевали свою лучшую одежду. И это естественно: молитва -- праздник. Но опять же нужно понимать, как одеваться в храм. Красиво, но торжественно, а не вольно.
Аксессуары также должны быть уместными. Часы за двадцать-тридцать тысяч долларов на руке крупного бизнесмена -- нормальное явление, но такие же часы на руке чиновника -- свидетельство того, что он вор.
Я стараюсь одеваться как, на мой взгляд, подобает пожилому человеку, занимающемуся литературой. Сотруднику крупной компании нужен строгий костюм, а кто, как я, работает в редакции и ходит в издательства, может себе позволить джинсы с курткой или вельветовые брюки с твидовым пиджаком.
Не думаю, что свой стиль, соответствующий достатку и социальному положению, мешает духовной жизни. Это разные, непересекающиеся жизненные сферы.
На презентации православной весенне-летней коллекции магазина «12 праздников» в Государственном Кремлевском дворце 20 февраля 2008 г
«В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого»
Протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых г. Санкт-Петербурга, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, редактор журнала «Вода живая»:
-- Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? Смотря что подразумевать под модой и что под духовной жизнью. Если духовная жизнь, как некоторые думают, это когда очи поднимаешь горе и не замечаешь, что творится вокруг, то такой духовной жизни будет мешать не только мода, а вообще все. В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого. Один человек интересуется модой, другой автомобилями, третий садоводством. Другой вопрос, если мода (или автомобили, или садоводство) является главным интересом человека; тогда это называется идолопоклонство, и это уже грех.
Бывает, что женщина работает в фирме, где существует дресс-код, и ей необходимо быть в курсе моды и хорошо одеваться. Тут многое зависит от ее мироощущения. Если человеку хочется одеваться красиво -- я не вижу в этом чего-то страшного. Если женщина чувствует, что ей невмоготу постоянно об этом думать и бегать по магазинам в поисках модной одежды, наверное, не стоит себя заставлять.
Иногда спрашивают: нужно ли наряжаться на литургию? На литургию хорошо одеваться не буднично, ведь литургия -- это праздник. К сожалению, у нас в России «одеться празднично» часто значит ярко и броско. Но неправильно было бы одеваться в храм, как на бал.
Плохой вкус -- это, конечно, не грех, потому что «грех» -- понятие не вкусовое, а нравственное. Но все-таки вкус нужно в себе воспитывать. В Евангелии сказано: «…Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6, 17) -- то есть выгляди празднично. И когда Спаситель говорит о лилиях, которые Господь одевает лучше, чем Соломон одевался, -- ведь Он тоже рассуждает тут с точки зрения красоты и вкуса.
Я в принципе против специального православного стиля в одежде. Здесь можно привести в пример часто цитируемый документ раннехристианских времен -- письмо к Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других… Но... следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»
Мне кажется, особенный стиль одежды, который порой отличает сегодняшних православных от других людей, -- это свидетельство внутренней слабости православных, которую они возмещают внешними знаками отличия -- неброскими мрачными тонами, чтобы подчеркнуть свое «смирение», но, как правило, это не имеет никакого отношения к настоящему смирению.
Есть мнение, что когда человек много сил тратит на внешнее, например, на то, чтобы хорошо одеваться, то у него не остается этих сил на внутреннюю жизнь, на своих близких. Но вот я знаю некоторых сестер милосердия, которые много душевных сил вкладывают в служение больным -- и при этом одеваются с большим вкусом и выглядят очень красиво.
Журнал
"Нескучный сад"
________________________________
Листом красиво дерево, а одеждою тело
Я долго не могла решиться приступить к этой теме, мешали привычные отговорки, что православным вообще негоже думать о внешнем виде.
Внешний вид - пустое?
А потом вспомнила одну знакомую, назовем ее Н. Дело было лет 13 назад, в ту пору я была типичным «вдушевером», т.е. со времен крещения в церкви уже лет пять как не показывалась. В нашем квартале как раз открылась после реставрации старинная церковь и у меня все чаще и чаще начало появляться желание туда пойти. И тут на детской площадке мы познакомились с Н. и стали часто гулять вместе, благо наши дети, и старшие, и младшие, были ровесниками.
Думаю, похожих на Н. женщин встречали все и не раз – застиранная бесформенная юбка, стоптанные туфли со сбитыми каблуками, небрежно повязанный платок и выбивающиеся из-под него пряди грязных нечесаных волос.
Поначалу мне ее было очень жаль – семья малообеспеченная, дети маленькие, свекровь нездорова, где уж тут за собой следить? Однако годы шли, дети подрастали, муж Н. регулярно приносил из церкви мешки с гуманитарной помощью, многое отдавали ей соседи, в том числе и весьма небедные, а воз все оставался там же.
Когда мы пытались поговорить с Н., что-то ей посоветовать, она отгораживалась «Добротолюбием» и, глядя куда-то поверх голов, повторяла одну и ту же фразу, что внешний вид – это все пустое, а главное – духовная жизнь. Дело кончилось тем, что мамаши на детской площадке дружно решили, что православные все на голову больные, а наши мужья начали не в шутку опасаться, что мы уподобимся Н. Надо ли удивляться , что в те годы никто из нас до церкви так и не дошел?
Православная униформа
К сожалению, есть у нас у всех одна общая беда – отсутствие культуры одежды. Причин тому много – и нищие советские годы, когда носили не то, что стоило бы надевать согласно ситуации, а что сумели «достать» (терпеть не могу это слово), и прерванная культурная традиция, и засилие низкопробных сериалов «из красивой жизни» на телевидении. В итоге мы утеряли традиции и вкус, воспитывавшиеся в семьях и передававшиеся из поколения в поколение, зато приобрели фразы о том, что говорить об одежде недостойно мыслящего человека, а в особенности христианина.
И получилась парадоксальная вещь. Церковь – это ведь дом Божий на земле. Мы украшаем этот дом, потому что Царь заслуживает всего самого лучшего. Мы обряжаем иконы в драгоценные оклады, мы приглашаем художников расписать стены храмов, мы возжигаем свечи из самого чистого воска и воскуряем самые лучшие благовония. Мы стараемся, чтобы духовенство было облачено в самые красивые парчовые ризы, чтобы чудо Евхаристии было самым прекрасным Царским Пиром... И мы приходим на это пир замарашками, потому что считаем, что наш собственный внешний вид совершенно не важен, что это дело даже не второ- , а десятистепенное. Между прочим, в дореволюционном русском языке было интересное выражение «кобеднишная одежда», и означало оно самый лучший наряд, который надевался только для похода в церковь, к обедне.
В своем неофитском энтузиазме, вознося второстепенное выше вечного, мы порой облачаемся в подчеркнутую «православную униформу» вроде бедной Н., так и не понявшей, что для всех нас она сыграла роль антимиссионера, на долгие годы оттолкнув от церкви по меньшей мере десяток человек.
Именно поэтому я решила все-таки поделиться своими мыслями по поводу того, как стоит одеваться современной православной женщине.
Основных правил, собственно, четыре –
аккуратность, чистота, простота и экономия.
Думаю, с этим согласятся все.
На мой взгляд, гардероб ни в коем случае не должен быть дорогим. Как этого достигнуть – путей несколько. Меня, например, выручает то, что я шью сама.
Несколько проверенных выкроек, ткани, купленные по «самой-самой-самой последней» уценке по цене 10 – 15% от первоначальной стоимости – и очередной костюм обходится в сущие копейки. Еще для меня большим подспорьем всегда были магазины «секонд хенд» и распродажи. Как ни странно, в этих магазинах часто можно найти вещи хорошего качества по невероятно низким ценам. Когда-то давно я работала на фирме, где существовал достаточно жесткий дресс-код – в течение недели ни один элемент гардероба не должен был повторяться. Соответственно, у меня было по меньшей мере пять (по-моему, даже больше) комплектов одежды, состоявших из юбки, жакета, блузки и туфель, купленных в этих самых магазинах. Самый дорогой комплект стоил в переводе на российские деньги... 500 рублей, а прослужили они мне несколько лет.
За годы церковной жизни в России, Канаде и Америке мне доводилось видеть множество самых разных женщин, совершавших, к сожалению, одни и те же ошибки. Мне кажется, об этих ошибках стоит поговорить, чтобы не служить невольным соблазном своим ближним. Порой мы просто не задумываемся о том, что, вовсе того не желая, смущаем находящихся рядом людей и создаем о себе весьма странное впечатление, которое не столько привлекает, сколько отталкивает неверующих или колеблющихся.
На ошибках учимся
Итак, на что стоит обратить внимание. Для начала, есть некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Кстати, мало кто знает, что босоножки с открытыми пальцами и всевозможные шлепанцы также относятся к пляжной одежде.
Вообще, золотое правило гласит – чем скромнее и консервативнее, тем лучше. Мягкие приглушенные тона гораздо более уместны, чем яркие и сочные. И причина этого проста. Вне зависимости от нашего желания глаз человеческий автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.
Лучше всего, чтобы одежда была комфортной, не мешала двигаться и совершать поклоны. Вопреки традиции я вовсе не являюсь сторонницей длинных юбок. Причина проста – такую юбку нужно уметь носить. Нашим прабабушкам было проще – это был их естественный стиль одежды, они с малолетства от мам и бабушек набирались премудрости как ходить, как подбирать подол, пробираясь по грязи, поэтому и выглядели всегда аккуратными. Нам же все приходится осваивать на собственном горьком опыте, вытягивая подолы, обрывая подпушку, заляпываясь по уши грязью, тыкаясь в пол носом при попытке встать с земного поклона.
Нам говорят – одевайтесь в длинное, и при этом никто не объясняет, что длинная юбка совершенно не смотрится с хозяйственными сумками и спортивными рюкзаками, что ходить в ней нужно мелкой семенящей походкой, а не крупными шагами вечно спешащей жительницы мегаполиса, что на лестнице юбку нужно приподнимать, иначе дело чревато травмами, порванными или вытянутыми краями и неотстирывающейся грязью по всему подолу, что делая в длинной юбке земной поклон, нужно не забыть слегка подтянуть ее вверх, иначе потом будет очень трудно встать. Короче, мороки с ней очень много, а шансов выглядеть неаккуратно или нелепо еще больше.
На мой взгляд, единственный критерий, которому должна отвечать юбка, - это длина ниже колена. Насколько ниже, какого цвета и покроя, из какой ткани – это все дело хозяйское с учетом нескольких нюансов. Легкие летние юбки зимой смотрятся не очень хорошо, если есть возможность, лучше оставить их все-таки до теплой погоды. Вечерние юбки также лучше отложить для соответствующих случаев, в церкви они выглядят не лучшим образом. Длинные разрезы, открывающие ногу значительно выше колена, в церковном обиходе тоже не приняты. Как ни крути, это все-таки не слишком скромный вид. Хорошо бы, чтобы юбки не были обтягивающими или слишком прозрачными, и чтобы верхняя часть одежды (блузка, жакет, жилет) была достаточно длинной, иначе мы рискуем, совершая поклоны, сильно сконфузить тех, кто стоит сзади нас. Правило тут таково – чем уже юбка, тем длиннее должен быть «верх».
Не так давно на моих глазах случились две не очень приятные истории. В первом случае девушка пришла летом на литургию в белой тонкой юбке до полу. Купила свечи, подошла к иконе у солеи, положила поясной поклон и под юбкой четко пропечатались фасон и расцветка весьма эротических трусиков. Честно говоря, мне и моим спутникам в тот момент стало весьма неловко. Во втором случае очень скромная девушка, всегда одевающаяся по-уставному, пришла в храм в недлинной блузке, надетой навыпуск. Тоже положила поклон, блузка задралась вверх, выставив на всеобщее обозрение резинки трусов и колгот. И девушка, и невольные свидетели этой сцены испытали большой конфуз. Мне кажется, имеет смысл проверить свой гардероб на наличие таких вот «предательских» вещей, и если что-то найдется, просто не надевать их в храм, так и нам самим спокойнее будет, и других людей мы ненароком не смутим.
Еще стоит по возможности избегать одежды с надписями на иностранных языках. Причин тому две. Во-первых, существуют крупные мировые Дома Моды, украшающие изделия своим логотипом. Продукция таких Домов стоит весьма дорого и демонстрировать ее в церкви не очень этично по отношению к гораздо менее обеспеченным людям. Подделки же под известные марки обычно исполняются небрежно, с плохим качеством. Такие вещи не очень-то красят своих обладательниц.
Во-вторых, надписи на одежде бывают порой весьма двусмысленного, а то и откровенно пошлого толка. Не понимая, что написано на блузке, сумке или платке, мы рискуем поставить себя в смешное или затруднительное положение. Знакомые как-то раз рассказали о молодой девушке, с трудом отбившейся от толпы уличных подростков. Как выяснилось позже, на блузке у нее красовалась испанская надпись, свидетельствующая о ее пристрастии к групповому сексу. Девочка, кстати, была вполне тихая и домашняя и понятия не имела, что там написано, ей просто понравился цвет блузки.
Короче говоря, мое мнение таково – одежда должна быть аккуратной, скромной и комфортной, чтобы не мешать молиться на достаточно долгих службах. У меня, например, ситуация достаточно парадоксальная – я могу часами ходить на высокой шпильке, а от плоской обуви уже через полчаса не знаю куда деваться от болящих ног и спины. Такое вот не часто встречающееся строение ступни, что поделаешь. Кто-то предпочитает плоскую обувь, кто-то маленький каблучок – все это прекрасно. Главное, чтобы сапоги и туфли были начищены, набойки на каблуках прибиты и чтобы обувь не стучала по церковному полу. Все-таки передвигаться в храме мы должны неслышно, не мешая молиться другим людям.
Платки или шляпки?
Православным женщинам принято покрывать голову, хотя многие продолжают спорить с этим постулатом. На мой взгляд, дискутировать здесь негоже, надо просто смириться и подчиниться церковным правилам. Другое дело, что мне непонятно, почему в качестве эталона нам предлагают ориентироваться исключительно на деревенскую культуру. До революции в России наряду с деревенской существовала и культура городская, допускавшая не только платки, но и шали, шляпы, шапочки, береты. На нашем приходе все эти виды головных уборов допустимы, что мне очень нравится. Если честно, платки идут далеко не всем и плохо смотрятся со многими видами одежды, например, с жакетами. На мой взгляд, лучше пусть головной убор сочетается со всей одеждой по стилю и цвету, чем режет глаз своей неуместностью. Знакомую барышню восьми лет от роду приводят в храм чаще всего в нарядном платье в черно-белую клетку. Перед причастием мама повязывает ей голову полосатым бело-малиновым платком, отчего симпатичная девчушка на глазах превращается в нелепую дурнушку. Другая барышня, чуть моложе, приходит в церковь в симпатичной шапочке, подходящей по цвету к ее сарафану и нарядной блузке. От одного взгляда на нее настроение становится праздничным.
Что касается сумок, в идеале, хорошо бы спортивный рюкзак все-таки оставить для занятий спортом. И еще неплохо бы иметь в арсенале две сумки – темную для зимы и светлую для лета. Фасон, размер, цвет, стоимость – это все дело личного вкуса и возможностей. Единственное, чего все-таки стоит избегать – это обилия блестящей фурнитуры, стразов (искусственных камней) и висячих брелоков и цепочек. Разукрашенная подобным образом сумка редко кого украшает, а в сочетании со скромным нарядом выглядит весьма нелепо. Кстати, помимо сумок существуют еще и весьма аккуратные рюкзачки, с которыми мне лично стоять в церкви гораздо удобнее, чем с сумками – и руки свободны, и вес распределен более равномерно.
Непрестанно радуйтесь!
Немаловажную роль играет и цвет. В суете нашей жизни мы почему-то частенько забываем, что православие – это религия радости! Как бы ни было тяжело в жизни, какие бы нас ни посещали утраты, мы же знаем, что Христос победил смерть, мы помним, как говорили наши великие святые – «Радость моя!», «Непрестанно радуйтесь!». А мы... мы, почему-то гораздо больше хмуримся и скорбим и частенько норовим обрядиться в траурные одежды. И получается, что люди, не знающие православия, видят в нас совсем другое – религию горя, тьму, а не свет. А ведь даже плач наш о грехах – радостотворный, несущий мир, радость, тишину. А какая же радость в трауре?
Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета.
Часто на приходах встречается еще и такая традиция – стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться – сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился – каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала – все внимание было занято совсем другими вещами. В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И... получила упрек за то, что оттенок не тот. Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде «неуставного» цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной.
По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать – соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.
И последнее – собираясь в церковь, лучше избегать духов и помады, даже гигиенической. Пусть в храме пахнет только воском и ладаном, а на иконах не остается отпечатков намазанных губ. Если день ветреный и холодный и губы приходится смазывать для защиты, давайте не будем забывать, войдя в храм, вытирать их бумажной салфеткой. До сих пор не могу забыть, как в прошлом году в Великую Пятницу было грустно видеть алый отпечаток, появившийся на белоснежном воздухе буквально сразу же после выноса Плащаницы.
© Copyright 2004 Православие и Мир
Во что одеваться православной девушке?
Из выступления Патриаха Кирилла, когда он еще имел сан Митрополита Смоленского и Калининградского, являясь постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви и Председателем Отдела внешних церковных связей на Съезде православной молодежи (Москва, 2001 г.)
…Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю.
Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет
шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский
монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно
боялся этого старца и его кельи. Но вот повели меня к нему, в вырытую в
горе келью близ Успенского собора. Войдя в помещение с маленьким
окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка
в светлом подрясничке. Этот человек словно светился, знаете, как будто
солнце заглянуло в тень. Радостным, веселым, светящимся был старец
Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца
своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой
человек. Христианство - это вечная радость, но не нарочитая
стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире
Божием.
Прямо противоположный и значительно более распространенный случай –
одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени
улыбки. Какое радование, разве это можно верующему человеку? У меня
есть родственница, которая меня по телефону все корит: "Почему ты
улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться".
Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик
христианина. Взгляд верующего человека на жизнь отличается
спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость. У
верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом. Это не новая
тема в истории христианства. Вспомним Слово Божие: "Также, когда
постись, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя
мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лице, чтобы явится постящимися не
пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6:16-18). Поэтому и мы должны быть
свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому
пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в
Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне
одеваться следует так, а не иначе.
…Встречаю как-то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как
одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и
не по-людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу
не иначе, как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в
храм в каких-то черных сарафанах. Все это не имеет никакого отношения
ни к Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности.
Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное,
костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия – на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств.
|
|
|