ПРАВОСЛАВНЫЙ НА ПЛЯЖЕ?
С наступлением отпускного сезона в редакцию портала «Православие и мир» повалили вопросы о пляжном отдыхе. Могут ли православные посещать пляж в обычных купальных костюмах, не станет ли это поводом для соблазна окружающих?
Мы обратились за разъяснением к священникам.
Протоиерей Андрей Кордочкин: Грешно ли загорать в купальнике?
Священник Дионисий Свечников: О чем молчат каноны
Отвечает протоиерей Александр Авдюгин – настоятель Свято-Духова храма – в селе Ребриково и храма-часовни св. прав. Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области.
Отличие православного загорающего и купающегося, как по мне, заключается лишь в наличии крестика на шее, не чересчур броского купального костюма на тех местах, где ему положено быть, отсутствии сигареты в зубах, алкоголя в мозгах, сленга и ругательств на языке.
Не вижу ничего соблазнительного в красивом теле, если тело это не подается «с соблазном»…
Соблазняешься? Не ходи, не смотри. Сиди дома и загорай на балконе.
Человек – совершенство и если в глазах и уме совершенного человека нет похоти, то он восхитится красотой и Бога поблагодарит.
Теория: «Как бы чего не вышло» – расписка в собственном духовном несовершенстве и предлог к дальнейшим требованиям, типа: выкинуть из музеев и сокровищниц человеческого разума и творчества греческую скульптуру, живопись великих художников, присовокупив для полного «бесстрастия» и большинство литературных, вкупе с музыкальными, произведений.
Так что не вижу я «особенностей православного пляжного опыта». Нет их. Проблема придумана для тех, кому больше думать не о чем.
Есть лишь один вопрос, на который я не могу пока дать ответ, ни Вам, ни самому себе.
Дело в том, что какие бы одежды я не одевал, все едино свою поповскую сущность не скроешь и как то непонятно себя чувствуешь на крымском пляже, когда к тебе подходит красивое создание в купальном костюме и, сложив руки лодочкой, просит:
- Благословите, батюшка!?
священник Андрей Кордочкин, доктор богословия, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде.
«Батюшка, а разве можно ходить на пляж? А загорать в купальнике? Это не грех?»
Когда мне задают вопрос, прежде чем дать ответ, я пытаюсь понять, кто мне задает вопрос и зачем он это делает.
И если вопрошатель (впрочем, кокетливость вопроса выдает скорее вопрошательницу) находится за пределами возраста или габаритов, в рамках которых кого-либо можно чем-либо соблазнить, моя очередь задать вопрос: а не является ли целомудренность вопрошания ширмой для духа лицемерия, ханжества, осуждения или просто зависти к тем, кто моложе и красивей?
Однако допустим, что речь идет о готовности продемонстрировать прекрасный античный торс или бюст Венеры.
Не обольщайтесь. На картинах древних мастеров преподобного Антония атакуют юные девы, однако сейчас тело гораздо доступнее, а потому гораздо менее привлекательно – не в этом ли причина расцвета гомосексуальной культуры? Я много раз был свидетелем того, как озабоченность мнимым вниманием окружающих к красоте своего тела была вызвана сексуальной неудовлетворенностью и невостребованностью в большей степени, чем целомудрием.
«Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал о себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания», писал архимандрит Софроний Сахаров.
«У некоего человека как-то пропал топор. Он подумал на сына своего соседа. Глядя на то, как тот идет, он убеждался, что у него походка укравшего топор. Лицом он тоже смахивал на укравшего топор. Речи вел, как укравший топор. Все его дела и поступки были точь-в-точь как у укравшего топор. Но тут он взялся копать в овраге и нашел свой топор. На другой день, когда он опять пригляделся к сыну соседа, ни в его движениях, ни в его внешности он не обнаружил ничего, что напоминало бы укравшего топор. Сын его соседа не изменился, изменился он сам. Он изменился в том смысле, что исчезли его сомнения … Один Лао Дань постиг это вполне. Остался возвышаться в одиночестве подобно могучему дереву, отрешившись от мирских забот и не стремясь ни к чему внешнему».
В любом случае, погружение под воду может соблазнить лишь рыб и морских «гадов, имже несть числа» (Пс. 103.25). А вот с лежанием на пляже следует быть осторожнее. Моя соседка этажом ниже, медсестра в госпитале, говорила мне вчера о том, насколько возросло в последнее время количество онкологических заболеваний (в том числе, рака кожи), особенно среди молодежи. Стоит ли бронзовый загар химио- и радио-терапий, операций и мучительной смерти?
Берегите себя, дорогие.
Отвечает священник Дионисий Свечников
Вот и наступило долгожданное лето, а с ним и долгожданный отпуск. Народ устремляется «на юга». Море, солнце, раскаленный песок – что еще надо для хорошего отдыха? Стоп, стоп!!! А все ли так просто, как казалось бы? Оказывается, что нет.
Должен ли православный как-то особо одеваться на пляже? Может ли он или она носить обычные купальные костюмы? Нужно ли развивать подобно мусульманам направление православной пляжной одежды, купальных платьев, закрытой одежды? Ношение купальника на пляже не является ли соблазном для других людей? Сколько вопросов и ни одного ответа. Вот и предлагаю поразмышлять на тему православной пляжной моды. Кто-то удивится, увидев заявленную тему, кто-то поморщится, кто-то рассмеется. А почему бы и нет? Раз есть вопросы, то должны быть и ответы. Раз есть проблема, то должно быть и ее разрешение.
Честно сказать, когда меня попросили рассказать что-нибудь на эту тему, то мне сначала эта затея показалась весьма неблагодарной. Стоит сказать, что обычные купальные костюмы вполне допустимы для православных, то можно ждать град камней в свой огород от «особых ревнителей благочестия». А стоит заявить, что православные должны купаться в длинной одежде, полностью скрывающей тело, то обвинят в копировании мусульманской пляжной одежды или в излишней придирчивости, что, скорее всего, приведет к тотальной обиде на меня многих девушек и женщин, в том числе, православных. Но ничего не поделать, придется искать «золотую середину».
Строго говоря, ни каноны, ни правила Православной Церкви никак не регулируют вопрос пляжной одежды. Церковь просто никогда не задумывалась над этим вопросом.
Есть некоторые общие указания относительно одежды женщины-христианки. Обратимся к Священному Писанию. Апостол Павел указывает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10). Есть указание и на то, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11,5), поэтому православные христианки призваны молиться с покрытой головой.
Все предельно понятно и не требует лишних размышлений. Также общеизвестно, что женщина должна находиться в храме не только с покрытой головой, но и в юбке. Хотя относительно юбки вопрос достаточно спорный. Многие противники брюк ссылаются на каноны, запрещающие женщине носить мужскую одежду. Но брюки, которые носят современные женщины, никакого отношения к мужскому гардеробу не имеют.
Попробуйте одеть мужчину в женские брюки или джинсы. И смех и грех получится. Но я все же отношу себя к противникам брюк в храме.
У меня свои аргументы на этот счет. Каждому месту приличествует определенный вид одежды. На светские приемы ходят в костюмах и вечерних платьях, на стадион – в спортивном костюме, в горы лезть удобней в специальной одежде, а военные и вовсе на службе только в форме ходят. Также и храму приличествует определенный вид одежды, который был описан выше. И нет никакого смысла в угоду чьему-то хотению отступать от древних благочестивых традиций.
Но чтобы не подумали, что я говорю исключительно о женской одежде, то скажу, что и мужчинам оголяться в храме тоже нельзя. Никаких маек-безрукавок, шорт, бриджей.
Главное правило – одежда для посещения храма должна быть скромной, т.к. в храм мы идем для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.
Разговор об одежде, приличествующей определенному месту, стоит продолжить и в отношении пляжной одежды. Общеизвестно, что пляжная одежда – это купальник для женщины и плавки для мужчины. Не халат, не платье, не брюки, а купальник или плавки. Это общепринятая норма. Зато о формах, покроях и прочих деталях пляжной одежды поговорить и поспорить вполне можно. Ведь на самом деле вся полемика по данному вопросу рано или поздно упирается именно в то, какой покрой и форма пляжной одежды допустима для православных христиан.
Если женщина придет в храм в купальнике, то это будет безумием, и ее просто выставят из храма. Таким же безумием будет, если она станет загорать на пляже в длинной юбке или сарафане.
Если кто-то считает, что надевать купальник на пляже – это неприлично, то пусть не ходит на пляж. Мы все живем в обществе и должны соблюдать установленные в обществе правила, если только они не противоречат нашему православному мировоззрению и не задевают наших религиозных чувств.
Можно привести в пример мусульманскую пляжную одежду для женщин. Она представляет собой балахон с капюшоном из непрозрачного материала. Все согласно нормам ислама. И они там у себя, в исламских странах, купаются без проблем. А можно ли придумать такую одежду для православных христианок? Можно и кое-кто уже придумал:
Но что-то не нравится мне эта купальная одежда. Это, конечно, мое субъективное мнение и, может, кому-то такой костюм кажется безумно красивым. А мне он не по душе по одной простой причине – он больше похож на какие-то странные гибриды спортивного трико и туники свободного покроя, чем на купальник. В спортзал, в горы, на дачу – вполне. Но зачем на пляж?
Да и вообще, зачем изобретать велосипед, когда уже давно создан закрытый цельный женский купальник? А если добавить к нему красивое парео в цвет, то будет смотреться вполне скромно и симпатично.
Ну а кто не хочет закрытый купальник и парео, то вполне может приобрести какой-нибудь купальный костюм из вышеуказанной серии. Думаю, ни те, ни другие не согрешат, появившись на пляже в таком виде.
Еще раз хочется подчеркнуть, что одежда православной христианки, в том числе и пляжная, должна быть в первую очередь скромной. Поэтому не стоит дефилировать по пляжу в каком-нибудь откровенном купальнике, который будет больше похож на веревочки с приделанными носовыми платочками, призванными прикрыть стыдливые части тела. Стоит ли говорить, что они мало что прикрывают, а страсти накаляют еще как.
Вот, кстати, и подошли мы к страстям. Бушуют они в современном мире не на шутку, а современная мода по большей части направлена как раз на дальнейшее их разжигание.
В начале моего ответа была озвучена проблема – не является ли соблазном для других людей ношение купальника на пляже? Самое время вспомнить слова Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18, 7). Будет ли являться православная женщина в купальнике соблазном для мужчины? Скажу так: даже закрытая наглухо православная женщина может стать соблазном для мужчины. Даже взгляд на красивое женское лицо может явиться соблазном. А для воспаленного от греха блуда мужского воображения достаточно просто взглянуть на женский силуэт, чтобы мысленно согрешить. И что теперь – по улицам не ходить, зная, что рядом может находиться какой-то ловелас или извращенец?
Возвращаясь к теме купальника, стоит отметить, что женщина или девушка в закрытом купальнике будет мало привлекать внимание мужчин и не явится каким-то особым соблазном по сравнению, например, с девицей в откровенном купальнике, дефилирующей по пляжу в поисках потенциального ухажера.
Да и в конце концов, если даже для какого-то мужчины девушка в закрытом купальнике послужит соблазном и он решит подойти к ней, чтобы познакомиться на предмет «продолжения отношений», то всегда можно просто отказать в знакомстве. А зная то, как некоторые наши прихожанки могут огреть колким словом или взглядом, то можно только представить, что почувствует несостоявшийся ухажер в момент отказа. Думаю, на православных христианок в закрытых купальниках у него выработается устойчивая аллергия.
В общем, нечего со своим уставом в чужой монастырь лезть.
Что-то обошел я стороной мужчин. Простите, дорогие, не со зла. Ну а нам то что делать, во что одеваться на пляже? Понятно, что не в стринги. Ну не в джинсах ведь купаться. Да нечего, опять же, изобретать велосипед – есть куча плавок разного покроя, кто-то и в шортах умудряется купаться. Выбирай на вкус.
Вот, в принципе, и все рекомендации.
А лучше всего взять под бочок свою православную супругу, православных детишек и тихо так, по-православному, отдохнуть на пляже. У кого семьи нет – не проблема, можно отдыхать в кругу друзей и тоже по православному – без выпивки, без мата, без драк. Тогда и «искателям приключений» не до приставаний и соблазнов будет.
Ну а если уж до конца быть честным, то пусть для каждого критерием выбора купального костюма будет собственная совесть – глас Божий в душе человека. Думаю, на этом можно и закончить этот бесконечный разговор о православной пляжной моде.
Назад к списку