Б.В.РАУШЕНБАХ – ЧЕЛОВЕК «ДВУХ КУЛЬТУР»
Борис Раушенбах Пресвятая Троица
Люди о Б.В.Раушенбахе
Рассказы сотрудников МФТИ и других вузов, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
Б.В.РАУШЕНБАХ – ЧЕЛОВЕК «ДВУХ КУЛЬТУР»
А.К.Платонов, Р.К.Казакова
Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН
Термин «Две культуры» введен в мировую лексику крупным английским беллетристом (и одновременно физиком) Чарльзом Сноу в его лекции «Две культуры и научная революция» [1] в Кембридже в 1959г. В ней с беспокойством анализировался наметившийся к тому времени (и не уменьшающийся поныне) глубокий разрыв взаимного понимания между сообществами учёных-естественников и учёных-гуманитариев. По мнению автора, научная культура не менее важна для человечества, чем культура гуманитарная, и знание или незнание, например, второго закона термодинамики при оценке той или иной личности соизмеримо со знанием или незнанием ею монолога Гамлета.
С этих позиций, по-видимому, среди крупных учёных нашего времени трудно найти более яркий пример человека «двух культур», чем Борис Викторович Раушенбах. Его уровень знания и понимания математики, физики и законов механики с одной стороны, и его глубина проникновения в самые тёмные области истории, живописи и философии не только сделали его членом Академии наук (по отделению механики и процессов управления), но сделали и признанным авторитетом в самых разных вопросах истории космической техники, философии религии, психологии человеческого восприятия и проблем древней живописи. Такой сплав результатов и, главное, удивительно интересных публикаций на эти темы принесли ему заслуженную славу в равной мере и среди физиков, и среди лириков!
Пять лет назад, к 85-летию Б.В.Раушенбаха была издана книга: «Пространство времени» [2], где отражена широта его деятельности в самых разных областях науки. Его докторская диссертация – устойчивость физико-химических процессов горения топлива, но последующие исследования - проблемы активного управления ориентацией спутника. С докладом на эту тему Б.В.Раушенбах выступил еще в 1957 г. на семинаре в Отделении прикладной математики Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР [1] и эти работы позднее позволили создать в НИИ-1 МАП систему ориентации для фотографирования неизвестной до того времени обратной стороны Луны.
Роль и значение Бориса Викторовича Раушенбаха (БВ, как его называли в этой среде) для отечественной космонавтики трудно переоценить. Он был правой рукой М.В.Келдыша и С.П.Королева по всем вопросам, связанным с ориентацией в пространстве при полётах космических аппаратов, создаваемых в ОКБ-1. По технической документации, исходящей от БВ, в ИПМ им. М.В.Келдыша составлялись программы на ЭВМ при полетах к Луне и планетам. Велика его роль в разработке космического аппарата для полета Ю.А.Гагарина. Кроме этого БВ был одним из тех, кто занимался подготовкой первых космонавтов, в том числе и Ю.А.Гагарина. Известно его характерное высказывание о трудностях тех дней: «Ничего не было известно, и мы все высасывали из пальцев». Отмечая особую хватку Гагарина, его организованность, ответственность, тактичность, БВ говорил о нём: «Умный, всем интересующийся, веселый, но на самом деле он был сама серьезность. Звездная болезнь не была ему свойственна».
Вся эта работа, безусловно, стоила Б.В.Раушенбаху, как и многим другим, больших потерь здоровья, но именно «третья культура» - глубокая внутренняя человеческая культура БВ, его удивительный весёлый юмор делали это совершенно незаметным. В глазах окружающих БВ занимал какое-то особое место, он был понятен, доступен, с ним можно было и пошутить. Он никогда не старался «держать дистанцию» с людьми, стоящими ниже него по званию. Да он никогда и не старался быть «выше». Например, в 1954 г. в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности возникла лаборатория №6, в которую начальником прочили БВ, но он отказался и согласился быть лишь начальником отдела. В этом поступке не было ничего необычного для тех, кто знал БВ, а знали его, прежде всего, - как человека, которому все интересно.
Его любознательность восхищала! Загадки филиппинской медицины, примеры удачных предсказаний будущего, история трех царств древнего Китая, история жизней Ю.Кондратюка и Г.Оберта, - это лишь частные примеры.
Не многие знают, что именем Б.В.Раушенбаха названа одна из малых планет Солнечной системы. Ему это было, конечно, приятно, но, главное, - интересно. Когда ему привезли домой (он был уже тяжело болен) свидетельство о присвоении его имени малой планете со схемой обращения этой планеты вокруг Солнца и ее параметрами, БВ доволен был, как ребенок. Разложил все на большом столе, тщательно изучил документы, прерывая свое изучение радостными возгласами и обращением к жене Вере Михайловне по поводу любопытных деталей. Только человек, хорошо знающий особенности устройства Солнечной системы будет так интересоваться подробностями.
Если определять культуру, как умение отличать и сохранять всё то, что является ценным для сохранения человеческого рода, то Б.В.Раушенбах, безусловно, это понимал лучше многих. Прочитайте, хотя бы последнюю главу его воспоминаний, с совершенно несвойственным для него её названием: «Мрачные мысли»[3]. И поэтому надо особенно прислушаться к высказываниям БВ о будущем: «Изменится все. Но любое наше предсказание – абсолютная чепуха. Предсказание – глупейшее занятие. Никто из предсказателей XX века не нарисовал точной картины грядущего».
Глубоко любя и зная историю (в чём, несомненно, велика роль его супруги - Веры Михайловны) Борис Викторович Раушенбах сделал удивительно много своими публикациями для раскрытия неизвестных сторон истории отечественной космонавтики. Много лет, в связи с этим, он являлся бессменным руководителем Научных чтений по космонавтике. Он оказал бесценную помощь при подготовке Научных трудов академика М.В.Келдыша, в частности, III-тома: «Ракетная техника и космонавтика»[4].
Но людям «другой культуры» он скорее известен как искусствовед. Его работы: «О логике триединства» или объяснения закона «перцептивной перспективы» в свое время вызвали живейший интерес в кругах историков и искусствоведов. И здесь стала видна другая сторона его души – удивительная тщательность учёного в самооценке своих результатов. Прежде чем опубликовать свои, теперь широко известные, результаты по объяснению «несуразностей» в живописи древних художников, - результаты, со всей очевидностью показывающие, как «философствование в красках» сменилась современной визуализацией видимого мира на холсте, Борис Викторович аккуратно прошел через серию докладов в самых разных коллективах как «физиков», так и «лириков». Ему надо было и убедить, и убедиться в своей правоте.
Авторы полагают, что истинная культура, в сказанном выше её содержании, - одна, объединяющая все упомянутые три. Редко кому удаётся в наши дни «объять необъятное». В эпоху энциклопедистов это было значительно легче. Но Б.В.Раушенбаху это удалось!
И очень хорошо о нём сказал Ю.Марьямов [5]: «Б.В.Р. – один из основателей космонавтики, философ, тонкий знаток и ценитель искусств, человек, способный получать одинаковое эстетическое наслаждение от изящной, стройной формулы и древней иконы, - по кругу интересов и талантов близок к мыслителям эпохи Возрождения».
Литература
1. Ч.П.Сноу «Две культуры». М.: «Прогресс» 1973, 143с.
2. Пространства жизни. Сборник, посвященный 85-летию Б.В.Раушенбаха. М.: «Наука», 1999.
3. Б.Раушенбах «Пристрастие». М.: «Аграф», 1997, 432с.
4. М.В.Келдыш Избранные труды. Ракетная техника и космонавтика. М.: «Наука», 1988.
5. Газета «ВЕК»
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА Б.В.РАУШЕНБАХА
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
В одном из своих последних интервью академик Б.В.Раушенбах говорил, что он никогда не проявлял интерес к общественным проблемам. Вот его слова: «Я вообще всегда был очень далек от общества, занимался своей узкой наукой, остальное меня просто не интересовало». Он предпочитал все свое время и силы тратить на занятие любимыми темами: авиацией, космонавтикой, искусством, богословием. Но все, чем интересовался Борис Викторович, имело и имеет важное общественное значение, поскольку затрагивает основные проблемы личного и общественного бытия.
Его работы в области авиации и космонавтики находились в русле одного из ведущих направлений двадцатого века, которое изменило не только общественную жизнь, но затронуло каждого современного человека. Церковь и верующий человек может восхищаться этими достижениями не меньше, чем атеист или неверующий, потому что эти труды рассматриваются как исполнение заповеди, данной Богом первому человеку, о возделовании и освоении тварного мира. Исследования космоса и его освоение играют сегодня принципиально важную роль для технического развития человеческой цивилизации.
Кроме того, научный поиск и освоение околоземного и космического пространства безмерно расширяют горизонты познания. Полагаю, что одной из причин формирования ложного мифа о противостоянии веры и знания в прошлом была кажущаяся видимость пределов научного познания. Действительно, когда были открыты законы механики, то казалось, что весь мир прост и объясним, поэтому религия могла кому-то показаться излишней и ненужной. Это было время наивного оптимизма и младенчества науки. Но дальнейшее продвижение в научном исследовании открыло бесконечность познавания мира человеком. По моему мнению, это значительно облегчило отношения веры и науки, сделало возможным гармонизацию научных выводов с учением о всемогуществе и бесконечности Бога.
Заинтересованность Бориса Викторовича проблемами отображения реальности в изобразительном искусстве привела его к богословию православной иконы. Его междисциплинарный труд «Пространственные построения в живописи» уже стал классической книгой в этой области. Кроме того, академик Раушенбах посвятил одну из своих работ самому сложному и высокому догмату христианства о поклонении Святой Троице. Полагаю, что значение работы его мысли состояло не только в обогащении богословской науки новыми подходами, но в возможности согласования веры и знания по самым принципиальным положениям.
В жизни Б.В.Раушенбаха вера и наука составляли части целостного мировоззрения. В век, который отвергал религию и провозглашал приоритет научного мировоззрения, видный представитель науки опровергнул этот тезис своей собственной жизнью и научно-богословскими изысканиями. Наука и вера находятся в различных плоскостях, поэтому не могут препятствовать существованию друг друга. Более того, они призваны быть в согласии. Открытие точек пересечения религии и знания на новом витке научного развития и их глубокое осмысление является одной из заслуг Бориса Викторовича.
Но его открытия и достижения не должны оставаться лишь предметами восхищения и эстетического любования. Они должны входить в нашу жизнь, становиться основанием для дальнейшего научного и общественного развития. Вера дает незаменимый инструмент для нравственной и философской оценки научного знания, также как научные открытия способны углубить богословские положения и представить их в новом свете.
ТАЛАНТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Н.М.Трухан
Московский физико-технический институт
Кафедрой теоретической механики Московского физико-техниче-ского института заведовали выдающиеся ученые мирового уровня. Это академики И.Н.Векуа, Л.И.Седов, профессора Ф.Р.Гантмахер и М.А.Ай-зерман. Борис Викторович Раушенбах руководил нашей кафедрой 20 лет - с 1978 г. Когда стало известно, что он будет нашим заведующим, люди, знавшие его, говорили, что нам повезло, чти он очень хороший человек. В этом мы скоро убедились. Главным в его стиле руководства было - не мешать сотрудникам работать, ненавязчиво, тактично и мудро направлять в нужное русло. Всегда в случае необходимости он был готов прийти на помощь. К нему можно было обратиться за советом по любому поводу и всегда найти поддержку - Бориса Викторовича отличали удивительная простота в общении и неизменное чувство юмора. Он очень интересный собеседник. Всякий раз, когда он бывал на кафедре, мы получали от него массу полезной, любопытной информации по самым разным областям знаний. Эрудиция его поистине необъятна. Он является крупнейшим ученым в области авиации, ракетной техники, космонавтики, теории изобразительного искусства, проблем разоружения и международных отношений. Во всех областях своей многоплановой деятельности (будь то математика или религия, искусство или теория познания) Борис Викторович умел находить оригинальные подходы и решения.
С первых лет создания МФТИ Б.В.Раушенбах готовил научные кадры для российской космонавтики, и здесь проявился его незаурядный талант педагога. Им созданы и прочитаны многим поколениям студентов фундаментальные научные курсы по газовой динамике, гироскопии, теории регулирования, управлению движением, динамике космического полета. Он был и остается одним из самых любимых профессоров инсти-тута. Его ум и сердце помогли вырасти многим поколениям ученых и инженеров, которые несут эстафету знаний, традиций, бескорыстного служения науке, родной стране, всему человечеству.
Лекции Бориса Викторовича отличались живостью и простотой. Во время лекций он как бы рассуждает вслух, вместе со слушателями приходит к нужному выводу, часто заключая мысль словами: «Правда ведь?!» Более молодым лекторам он советовал при чтении лекций не делать вид, что ты умнее аудитории, говорите не «ученым», а обычным разговорным языком. Лекции его пользовались большим успехом, а студент, как известно, «голосует ногами». Особенно большую аудиторию собирали его лекции по искусству, религии и истории науки. В период всеобщего атеизма он умудрился прочитать богословский курс, раскрывая, в частности, глубокое содержание и значение в развитии российской культуры исторически Свершившегося факта Крещения Руси, культурный смысл икон и иконописи и т.д. При этом самые большие аудитории института не вмещали всех желающих услышать его лекции.
Все сотрудники кафедры, как и многие поколения физтеховцев, всегда относились и относятся к Борису Викторовичу с глубоким почитанием и любовью и благодарны судьбе за то, что работали с этим выдающимся человеком, ведь его личные качества, неизменная доброжелательность, высокая интеллигентность являются для нас прекрасным примером того, каким нужно быть Человеком.
Назад к списку