Темная сторона Facebook
Слишком много друзей? Авторы исследования в области психологии обнаружили связь между фейсбуком (и другими социальными сетями) и деструктивным поведением.
Авторы одного из исследований по психологии пришли к выводу, что фейсбук и другие социальные сети создают почву для чрезмерного самолюбования и поверхностной дружбы.
Исследователи установили прямую зависимость между количеством друзей на фейсбуке и степенью «антисоциального, агрессивного» нарциссизма. Это подтвердило опасения многих скептиков касательно вреда социальных сетей.
Было замечено, что у тех, кто показывал высокие результаты в личностном опроснике по выявлению нарциссизма (Narcissistic Personality Inventory), было много друзей на фейсбуке, они чаще комментировали и обновляли свои новостные ленты.
Исследование появилось в то время, когда обнаруживается все больше и больше свидетельств, что среди молодых людей растет уровень нарциссизма и самолюбования, а дружеские отношения становятся все более поверхностными.
Недавняя работа, опубликованная в журнале Personality and Individual Differences, также подтверждает, что люди с нарциссическим расстройством личности агрессивней реагируют на неодобрительные комментарии в свой адрес, полученные «на стене» в социальной сети, и чаще других меняют фотографии в своем профиле.
Связь между нарциссизмом и фейсбуком отмечалась и в более ранних исследованиях, но последнее одним из первых подтвердило прямую взаимосвязь между большим количеством друзей на фейсбуке и наиболее разрушительными элементами нарциссического расстройства личности.
Ученые из Университета Западного Иллинойса изучили поведение на фейсбуке 294 студентов в возрасте между 18 и 65 годами и оценили у них уровень двух «социально деструктивных» элементов нарциссизма - эксгибиционистской потребности во внимании (ПВ) и эксплуататорского стиля межличностных отношений (ЭО).
Эксгибиционистская потребность во внимании включает в себя «эгоцентризм, тщеславие, чувство собственного превосходства и склонность к эксгибиционизму». Людям с высоким баллом по этому аспекту нарциссизма постоянно необходимо быть в центре внимания. Они зачастую говорят шокирующие или слишком откровенные вещи, поскольку для них невыносимо оставаться незамеченными или упустить шанс на саморекламу.
Эксплуататорский стиль отношений состоит в «потребности завоевать уважение других людей и стремлении манипулировать ими и использовать их в своих целях».
Авторы исследования обнаружили, что чем выше у человека количество баллов по эксгибиционистской потребности во внимании, тем больше у него друзей на фейсбуке. У некоторых участников их число превосходило 800 человек.
По данным исследования, люди с высоким баллом по эксгибиционистской потребности во внимании и эксплуататорскому стилю межличностных отношений также чаще принимали запросы от незнакомых людей и добавляли их в друзья, а также обращались за поддержкой социума, в то время как сами кого-то поддерживали гораздо реже.
Кэрол Крейг, социолог и директор Центра доверия и благополучия (Centre for Confidence and Well-being) считает, что молодые люди в Великобритании все более и более подвержены нарциссизму, и фейсбук предоставляет платформу для развития этого расстройства личности.
«В наше время в школе все чаще делается акцент на важности самооценки – того, как дети выглядят в глазах окружающих. Мы позаимствовали такой метод обучения в США: «все зависит от тебя!»
Фейсбук дает человеку платформу для саморекламы: там можно постоянно менять фотографии в профайле и показать всем, сколько у тебя друзей. Я знаю некоторых людей, у которых их более 1000».
Доктор Вив Вигноулс, старший преподаватель социальной психологии в Университете Суссекса, говорит, что американские исследования явственно доказывают, что у студентов колледжей растет уровень нарциссизма.
Но при этом добавляет:
«Можно ли то же самое сказать в отношении студентов других возрастных групп, а также в отношении молодых людей в других странах, например, в Великобритании, — вопрос, насколько я знаю, пока открытый».
Без понимания причин, которые привели к историческим изменениям среди студентов колледжей в США, не получится разобраться, являются ли данные причины факторами, характерными преимущественно для американской культуры — такими, как политический акцент на повышении самооценки людей в конце 80-х гг. – начале 90-х гг., или же мы говорим о более глобальных факторах, а именно о появлении новых технологий, например, мобильных телефонов и фейсбука.
По словам Вигноулса, относительный характер последних исследований означает, что пока сложно однозначно утверждать, вызваны ли определенные модели поведения на фейсбуке индивидуальными проявлениями нарциссизма, или же, наоборот, это модели поведения на фейсбуке приводят к развитию индивидуальных проявлений нарциссизма, или и то, и другое вместе.
Автор исследования Кристофер Карпентер говорит:
«В целом «темная сторона» фейсбука нуждается в более подробном анализе, который позволит лучше разобраться в положительных и отрицательных аспектах данного явления для общества, чтобы развивать первые и нейтрализовать вторые.
Если фейсбук будет тем местом, куда люди приходят, чтобы вылечить задетое самолюбие и получить поддержку социума, нам жизненно необходимо изучить потенциально негативные способы коммуникации, с которыми можно столкнуться на фейсбуке, и типы людей, склонные ими пользоваться. Было бы прекрасно, если бы люди писали на фейсбуке для других, а не для себя».
Чем фейсбук может быть полезен или вреден для души? Своими предположениями с ПРАВМИРом поделились священники — активные пользователи этой социальной сети.
Игумен Спиридон (Баландин), клирик Саранской и Мордовской епархии: Фейсбук — растрата времени и ценное общение
Вред фейсбука я вижу в растрате времени. Очень сложно оставаться в рамках необходимости — много в ленте интересного, забавного, остросоциального; люди, мнения, споры… Все это затягивает, как правило, более чем.
Пользу фейсбука я вижу в возможности мгновенного обмена с друзьями новостями и интересными материалами из Сети, как следствие — интенсивное общение с разными людьми. Это обогащает, делает жизнь интереснее, насыщеннее.
Лично я использую фейсбук как дополнение к ЖЖ, в паре эти два инструмента вполне удовлетворяют мою аффилиативную потребность .
Священник Димитрий Свердлов: Фейсбук — школа смирения
Фейсбук, как любое творение рук человеческих имеет в себе как светлые, так и темные стороны. Светлые стороны общения в Фейсбуке очевидны — это само общение, единомышленники, информация. Темная — это провокации на самые разнообразные страсти.
Есть такой феномен, касающийся не только ФБ, но и любых социальных сетей — обезличенное общение. Опосредованный, удаленный диалог очень многих провоцирует говорить такие вещи и таким образом, какой ты бы не позволил себе в другой ситуации по причинам нравственным или просто не стал бы высказывать лично.
Для меня ФБ, среди прочего — это школа, в которой я пытаюсь учиться не отвечать злом за зло. Бывает, я встречаю в свой адрес грубость или хамство. Тогда я вижу для себя задачу не разговаривать на этом же языке. У меня это не всегда получается, но цель такая присутствует.
Священник Константин Кобелев: Фейсбук объединяет и разъединяет
Возможности фейсбука велики, соответственно, и польза от общения в социальной сети может быть различная.
В фейсбуке есть возможность создать группу по интересам, причем формат общения заводишь только ты: можно создать группу, участники которой будут спорить, а можно — в которой общаться будут только свои. Студенты часто создают группы для обмена информацией по учебе.
С помощью фейсбука часто оказывается помощь: собирают деньги нуждающимся и так далее.
При этом фейсбук удобнее для использования, чем гостевая книга сайта.
Как священник вижу огромную пользу от социальных сетей. С кем-то в реальной жизни не успеваешь что-то обсудить, а здесь можно разговор закончить, пообщаться: кто-то фотографии покажет, кто-то ролик какой-нибудь. Бывает наоборот: с кем-то общался в сети, а потом этот человек приезжает в храм, приходит на исповедь, просит совета в разрешении каких-то своих вопросов и проблем.
Одним словом, фейсбук — это настоящее общение и плюсы от него такие же, как от любого настоящего общения.
Что касается недостатков и опасностей общения в фейсбуке, то их тоже немало. Во-первых, часто люди увлекаются, и виртуальное общение для них становится важнее реального, забывают о вопросе: «Кто мой ближний?» И вот рядом, может быть, есть человек, которому нужно масло, вино и пластырь для ран, а им пренебрегли ради виртуальных контактов.
Еще одно наблюдение от общения в фейсбуке. Бывает, что в споре рождается истина, люди приходят к какому-то единому мнению. Но очень часто, к сожалению, в сетевых диалогах никто никого не слышит. Наоборот, у участников развивается гордость, безапелляционность, у человека уже нет никаких авторитетов, элементарного уважения к собеседнику (например, священнику), он вроде задает вопрос, а никаких ответов не слышит.
Такие споры очень мешают миру в душе. По слову апостола, мы должны непрестанно молиться, всегда радоваться, за все благодарить Бога. А тут человек погружается с головой в проблемы, которые он в реальной жизни и не затронул бы никогда.
Все это приводит к колоссальному разделению среди людей. Люди ссорятся на совершенно не значимой для реальной жизни почве.
Очень страшно, когда ненависть и разделение происходят между верующими, то есть внутри Церкви. Церковь должна быть единым целым.
Литургия — это общее дело. Когда градус дискуссий особенно высок, часто хочется спросить: как ты будешь стоять с этим человеком на литургии, рядом с Бескровной Жертвой, если ты переписываешься с ним или пишешь о нем с такой ненавистью?
Так что фейсбук может как объединять, так и разъединять, в зависимости оттого, как им пользоваться. Мой духовный отец любил приводить такой пример: вот нож — им можно отрезать кусок хлеба и накормить голодного, а можно ударить человека.
Фейсбук как способ обмена информацией, общения интеллектуального — очень полезен. Но есть духовное и душевное общение, которое может сильно страдать. За буквами можно не увидеть живого человека. Это опасно.
Если мы замечаем в себе неправильное поведение, мы должны каяться: я кого-то обидел, оскорбил, огорчил — какая разница, что это произошло в виртуальной реальности, если это живой человек? Мы не должны считать, что мы христиане только в храме, а за компьютерами перестаем ими быть.
Читайте также:
-
Жизнь в социальных сетях
-
Интернет вместо жизни, или расплата за высокие технологии
-
Как нас меняет интернет-зависимость
-
О друзьях и френдах (Видеоколонка прот. Максима Козлова)
-
Like — это просто, а полюбить?
-
Рекомендации для священников по использованию социальных сетей
Назад к списку