ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Предпразднство — это один или несколько дней, предшествующих некоторым большим православным праздникам. Они как бы подготавливают верующих к торжеству праздничного дня. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (2–6 января) и шесть дней попразднства. Отдание праздника совершается 13 января по новому стилю.
Предпразднство Рождества Христова — это прежде всего внутренняя подготовка к общей радости — приходу в мир Спасителя. В это время в храме на богослужении начинают читать молитвы, посвящённые Рождеству. Основной смысл всех богослужений этих дней — о том, что чудо Боговоплощения — это акт снисхождения Бога к людям. Звучит мысль, что Сын Божий, став Сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с силами зла. Вспоминаются первые невинные страдальцы за Христа — Вифлеемские младенцы, которых истребил Ирод. В дни предпразднства усиливается пост. Он достигает наибольшей строгости в Рождественский сочельник.
Особым днём предпразднства является последний день перед праздником — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Служба первого дня предпразднства Рождества Христова обычно начинается такими словами:
«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».
А в конце богослужения звучит проникновенная стихира, имеющая свой особенный, приуроченный только к её собственному тексту напев, который, впрочем, далеко не во всех храмах исполняется:
«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»
Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение — тропарь предпразднства:
«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».
Основная мысль всех богослужений этих дней предпразднства — о снисхождении Бога к людям. Причём говорится не только о неизречённой тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став Сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающимся противостать делу спасения людей и уничтожить его ещё в зародыше. Совсем скоро по рождении Христовом будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа — Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16).
В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причём составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимает здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной.
Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются изменённые ирмосы Великой Субботы:
«Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».
В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день — навечерия Рождества Христова, или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня — «сочевник», или, искажённое в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорождённом Младенце предузнаётся и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трёхдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну…
В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:
«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ».
Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, а составляют специальную отдельную службу.
Часы навечерия называются великими или царскими ввиду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения. В службу каждого часа входят по три псалма, которые не меняются:
— 1-й час: пс. 5, 89, 100;
— 3-й час: пс. 16, 24, 50;
— 6-й час: пс. 53, 54, 90;
— 9-й час: пс. 83, 84, 85.
Но в данном богослужении остаётся только один обычный псалом, а два других заменяются на мессианские, пророческие:
— на 1-м часе: 44 и 45;
— на 3-м часе: 66 и 86;
— на 6-м часе: 71 и 131;
— на 9-м часе: 109 и 110.
Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паремия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.
ТРОПАРЬ, глас 4
Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.
КОНДАК, глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Прот. АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ
Предпразднуем Христово Рождество
О текстах предпразднства

Ключ к радости Рождества Христова
Начиная с 2-го января, мы вступаем в особенное время: дни предпразднства Рождества Христова. Прекрасно говорит о них митрополит Вениамин (Федченков):
«Церковь точно принарядилась к встрече. В сердце зажегся свет радости! И душа моя пожелала с Церковью переоблачиться в светлое..
Пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову ангелов пришли, узрели Богомладенца, – и возвратились… славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели… (ср. Лк. 2, 20). Волхвы, падши, поклонились Христу (ср. Мф. 2, 11). А ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир… и радовались за нас: …в человецех благоволение (ср. Лк. 2, 14). К их лику и мы должны примкнуть.
А если думать о себе, о своей духовной жизни, – то опять – во славу Божию: то есть чтобы лучше подготовить себя к достойному прославлению Господа на праздниках и к неомрачаемой радости».
В эти дни (со 2-го по 5-е января) в церкви звучат совершенно особенные, неповторимые песнопения. И как хорошо было бы внимательно молиться ими!
Ведь это – один из ключей, по слову святого Паисия Афонского, к переживанию Рождества:
«Чтобы нам пережить и почувствовать эти святые события, ум должен быть сосредоточен на священных понятиях. Тогда человек изменяется. ‟Велие и преславное чудо совершися днесь”, – поём мы.
Если ум наш пребывает там, в ‟преславном”, в странном, тогда мы переживём сердцем великое таинство Рождества Христова».
В одной из предрождественских стихир говорится:
«Души пра́ведных украша́ются, вме́сто ми́ра пе́ние принося́ще, спасе́ние душе́вное прие́млюще».
Значит, наше активное и осознанное включение в богослужение этих дней – это наш дар Богомладенцу! А что мы получим от Него? «Спасение душевное».
Вдумаемся в эти слова – и яснее станут слова современного проповедника:
«В Рождестве Бог протягивает нам Свой величайший Дар: Своего Сына. Большего Он дать нам не может».
Оттого так неразрывно связаны в песнопениях этих дней две темы: Рождества и Евхаристии:
«Госпо́дь, всего Творец и Бог,обнищав, соединил с Собою Свое творение и, как Младенец, в убогих яслях полагается, ядите, призывая, Тело Мое и верою утвердитесь».
«Угощения Влады́чня и Безсме́ртной Трапе́зы во убогом верте́пе высо́кими умами, ве́рные, прииди́те, наслади́мся, воплоти́вшееся Сло́во неизрече́нно узнав, Его́же велича́ем».
Пойдем в Вифлеем
К сожалению, в приходских храмах эти дивные тексты звучат очень редко. И даже если мы с вами попадем на монастырское повечерие с канонами, сможем ли все тексты услышать – напитаться ими, осознать?
Может быть, есть смысл заранее заглянуть в них?
«Я знаю людей, которые в предрождественские дни читают дома вместо вечерних и утренних молитв трипеснцы предпразднства, чтобы хотя бы немного приобщиться к этому удивительному образу созерцания чуда Рождения Бога», – делится архимандрит Савва (Мажуко).
Но ведь и ждать начала предпразднства – 2 января – не обязательно.
Несколько лет назад мы всей семьей выбрали наиболее емкие стихиры и тропари, распечатали (вышло два листа А4), и начинаем их читать со дня памяти святителя Николая[1]. На чтение одной-двух стихир уходит не более минуты. А эффект колоссальный. Эти тексты мгновенно «встряхивают», помогают собраться, они действительно ведут нас в Вифлеем.
И вот уже ощущаешь всем сердцем: Дева приближается. Ангелы ликуют. Волхвы спешат. Все творение замирает в ожидании, все мироздание.
И становится почти невозможно нарушить эту гармонию произвольными грехами.
Это почти как во дни Страстной седмицы. И это тоже неслучайно. Между канонами Страстной седмицы и канонами предпразднства Рождества есть прямая связь. Вифлеем встречается с Голгофой, пророчества о судьбе Божественного Младенца звучат над Его колыбелью[2].
Разве можно огорчать своими грехами и страстями Христа, идущего в Иерусалим на страдания?
Думаешь об этом, вчитываясь в тексты стихир, – и ответственнее, серьезнее, глубже начинаешь жить
И точно так же немыслимо чем-то омрачить дни, когда Он приходит, чтобы отдать Себя нам, «в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти»[3].
Думаешь об этом, вчитываясь в тексты стихир, – и ответственнее, серьезнее, глубже начинаешь жить. Хотя бы эти дни. Дни до Рождества.
«Пойдем в Вифлеем», – сказали когда-то друг другу пастухи. Пойдем и мы с ними, чтобы во всей полноте пережить Рождество Спасителя.
https://pravoslavie.ru/166038.html
Назад к списку




