Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПОНЯТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ХРАМЕ

На вопросы читателей отвечает иерей Георгий РЯБЫХ, помощник Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве (Москва).

 
Однажды меня очень обидел и удивил священник, указав на то, что я должна надевать юбку, даже если хочу посещать только воскресную школу – просто потому, что школа находится на территории храма. Имеет ли право настоятель обычной, не монастырской церкви указывать прихожанам, во что им одеваться?

Татьяна

Недовольство и недоумение, которые у Вас вызвал священник, свидетельствуют, что его замечание, само по себе справедливое, было, возможно, сделано не совсем в христианском духе. По-человечески все мы совершаем ошибки, но я могу Вас уверить, что каждый священник помнит о том, о чем, судя по вопросу, думаете и Вы: важнее то, что происходит в душе человека, а не его внешний вид. Христианство вовсе не придает большого значения внешнему; наоборот, оно выработало правила внешнего вида, которые позволяют не заслонять внутреннего устроения человеческой души.
Да, c точки зрения церковного благочестия, настоятель храма правильно указал Вам, что лучше носить юбку. Вопрос в том, как было сделано замечание?.. Если Вы недавно пришли в Церковь и делаете только первые шаги в познании веры, я бы не настаивал на соблюдении Вами всех внешних норм поведения. Но и Вы, со своей стороны, попробуйте по-человечески понять настоятеля, помня о том, что у него множество забот, и не всегда хватает времени и сил сформулировать и объяснить свою точку зрения. Кроме того, настоятель должен заботиться не только о Вас, но и о других прихожанах, ведь кому-то видеть девушку в брюках в ограде храма может быть неприятно. Чем они нас с Вами хуже?

 Может ли православный принять причастие или исповедаться в католическом храме? Предположим, человек находится за границей, и рядом нет другого храма.

Татьяна

Между католиками и православными все-таки есть разделение, и отсутствие единства в очень важных вопросах не позволяет нам участвовать в Таинствах Католической церкви. Мы отнюдь не считаем католиков нехристианами, и даже признаем, что Бог действует в Таинствах, совершаемых в Католической церкви – к примеру, католика, перешедшего в Православие, не станут крестить второй раз.

 Можно подумать: ну что здесь такого страшного – разномыслие в каких-то вопросах, почему это должно препятствовать совместной молитве? Но без единомыслия не может быть и настоящего духовного общения. На каждой Литургии в любом храме звучит возглас священника, говорящего от имени всех присутствующих: “И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепное имя Твое…”. В этом возгласе содержится очень важная мысль о том, что принимать участие в самом главном Таинстве Церкви – Евхаристии, и причащаться Телу и Крови Христовой можно только при условии единомыслия: единой веры и единого духовного настроя всех присутствующих. А поскольку у христиан, придерживающихся католических взглядов, нет единомыслия с нами, мы, в свою очередь, не можем причащаться вместе с ними. В этом проявляется позиция честного человека – хранить верность Богу во всем. Ведь богословие (а у католиков расхождения с Православием именно богословские, а отнюдь не обрядовые) говорит не об отвлеченных понятиях, а, наоборот, о весьма конкретном – о пути нашего спасения.

 

ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ:  «...Откуда взялись динозавры  в допотопном мире  и  как  они  сосуществовали с людьми?  Или  динозавров вовсе не было, а найденные останки неправильно объяснены учеными? Почему ни в одной  Православной книге  ничего о них не сказано?  И второй вопрос: как  правильно  истолковывать символ «пяти-шестиконечная звезда» и почему не следует носить одежду  с  ее  изображением?  Сейчас в магазинах трудно найти игрушки без этих разноцветных фигурок; без них не обходятся и праздничные новогодние украшения. У нас с мужем были настоящие баталии по этому поводу: он не понимает, что плохого в пяти-шестиконечных звездах на детских игрушках или на новогодней мишуре, ведь в природе тоже есть пятиконечная морская звезда – Божие создание, - и много цветков с пятью лепестками, похожих на звезды.  Я, в свою очередь, была очень  удивлена, когда по телевизору увидела Вифлеемский храм Рождества Христова,  -  над ним также изображена пятиконечная звезда. Растолкуйте это,  необъяснимое для меня, противоречие...»   

                                                       С ув.  Лисицына  Евгения;  г. Ставрополь.

 

ОТВЕТ: «Вы задали два разных вопроса, но связь между ними есть. Что касается динозавров, то они – творение Божие. И в Священных Книгах о них тоже говорится.  Как мы иначе можем сказать о динозавре?  Мы, наверно, скажем, что это дракон.  А что  же Библия говорит о драконе?   Послушайте ответ: “И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...” (Откр.12,7-9). 

Видите, Св. Писание называет дракона древним змием. О чем же идет речь?  О том змии или змее, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог” (Быт.3,1), и который по действию сатанину соблазнил Адама и Еву в раю. Потому и сатана в Апокалипсисе назван именем этого древнего змия (Откр.12,9).

Для нас здесь важно то, что Св. Писание  отождествляет этого древнего (сотворенного вместе со всеми зверями полевыми)  змея  с  драконом или динозавром, показывая этим, что и они сотворены Богом.  Когда  же  жили эти громадные змеи или динозавры - миллионы лет назад  или они были современниками людей? 

И опять нам отвечают на этот вопрос святые книги  -  жития святых. В них довольно часто встречаются упоминания о громадных змеях или драконах, чаще всего в том контексте, что с этими змеями или драконами сражались святые мужи:  в Библии есть упоминание о том, как святой пророк Даниил чудесным образом умертвил большого дракона, которому покланялись как «богу» Вавилоняне (Дан.14,23-27);  или, например, святой великомученик Георгий Победоносец  поразил дракона...

Этим святые книги показывают нам, что динозавры не только были современниками людей, но  и ими же были, вероятно, истреблены.  Динозавр, хотя  и  страшен своими размерами, но, на самом деле,  он  сильно уязвим именно в силу своих громадных размеров:  наука доказала,  что нервный импульс  проходит  по телу  с  не большой скоростью ( 2 или 3 метра в секунду); для небольшого животного  или для человека это не страшно,  потому что их размеры соответствуют такой скорости, и они, к примеру, почувствуют укол  иголки  или  ожог пламени за доли секунды и успеют вовремя отскочить от опасного  места. 

А  вот с  динозавром  дело обстоит иначе. При размере в метров тридцать он  только через 10 или 15 секунд  почувствует боль  после травмы  в  отдаленной от головы части тела,  а за это время ему могли бы, например, отрубить хвост, что делает этих животных  сильно уязвимыми. Динозавры  подразделялись на два основных  типа – плотоядные (хищники)  и  травоядные.  Как раз  с  хищными и кровожадными  динозаврами (драконами)  вступали  в  схватку  святые  мужи  древности.  Какое же мужество и упование на помощь Божию надо иметь, чтобы вступить с такой зубастой  «горой»  в  опасный  бой?!  В отдаленных редконаселенных  местах  нашей планеты,  некоторые подвиды  динозавров  сохранились до наших дней, в частности их морские виды  – ихтиозавры, ибо  не  все  морские  глубины  досягаемы  для  человека,  именно  там  ихтиозавры  могут чувствовать  себя  в  безопасности.

Теперь перейдем ко второму вопросу читательницы о пятиконечной звезде... Из первого ответа Вы узнали, что динозавры, драконы или змеи – это твари Божии, и, как таковые, они не предосудительны. Но, будучи образом того древнего змия, который соблазнил Адама и Еву, они напоминают нам наше грехопадение, как бы являясь  его  символом. Вот почему и главный наш соблазнитель – сатана -  также изображен в Апокалипсисе в виде дракона (динозавра) и змия (Откр.12,9), поэтому люди змей не любят  и  в Святых книгах они почти всегда показаны в отрицательном контексте.

Так что отсюда  ясно видно: важно не то, что представляет собой тварь,  но важно  то символическое значение, которое она имеет. Поэтому мы  избегаем и пятиконечной, и шестиконечной звезды, ибо эти образы имеют оккультное значение, хотя их подобия  встречаются в природе. Так что здесь важно духовное значение того или иного символа, а не он  сам по себе.  

По  всей  видимости, и Вифлеемский храм Рождества Христова украшен пятиконечной звездой по той причине, какое значение там придается  (конечно, не оккультное, а вполне благочестивое символическое значение – образ Вифлеемской звезды). Если же такие звезды изображены на игрушках или одежде, то надо рассудить, с какой целью размещено это изображение, ибо  мы не знаем, действительно ли  их изображают производители без оккультных целей, или, наоборот,  в наш развращенный век это изображение  сделано с целью ритуального осквернения Православных христиан?! 

В любом случае, когда есть  какие-то сомнения,  лучше подобное  не покупать. А, вообще, любые новые  вещи надо освящать. В Требнике  есть такой  чин  на освящение всякой вещи, который осуществляет священник. 

 На вопрос ответил: богослов, протоиерей Георгий (Городенцев)

 


Назад к списку