Любой приближающийся юбилей большого исторического события рождает обязательное стремление что-нибудь осмыслить или подвести какой-нибудь итог. Но самое привлекательное в юбилее – законный повод для любого мыслящего человека объяснить себе и окружающим почему произошло ТО и ТАК, а не иначе.
Для христианина, сознающего, что история рождается из необъяснимого сочетания действия людей и Промысла Божьего, самое лакомое – попытаться понять логику действия этого Последнего. Ум наш сотворён таким образом, что понять что либо в недалёких событиях нам никак не удаётся, и только спустя время мы начинаем догадываться о том, какова была цель Божьего Промысла, создавшего обстоятельства в которых действовали исторические личности. Да, они действовали самостоятельно, по собственной воле, но… в обстоятельствах, которые сложились не без Воли Божьей. Попытаемся и мы проследить во множестве известных событий эту цель, Волю Божью в отношении наших предков в связи с грядущим юбилеем – 1150-летием зарождения российской государственности.
Для начала определимся в терминах, в первую очередь – в том, что такое русский народ. В восточной Европе жило много славянских племён. Зададимся вопросом: почему часть их продолжало жить и развиваться самостоятельно, а часть – объединилась под общим названием – русские? Что послужило фактором объединения? Мне кажется самым логичным и ёмким считать русскими – потомков всех тех славянских племён, которые были крещены, говоря красиво, в купели святого равноапостольного Великого князя Владимира. То есть те племена, которые приняли крещение в 988 году, и составили в будущем основу русского народа.
И вот здесь мы имеем полное право предположить, не случайно, не бессмысленно поляне, древляне, дреговичи, и прочие стали православными русскими , а были заботливо подготовлены Божьим Промыслом к своему будущему.
Для того, чтобы состояться любому народу необходимо иметь как минимум свой развитый, а значит – обязательно письменный язык, и своё независимое государство. И то и другое будущий русский народ получил заранее, как некие Божие дары ещё до своего рождения, эти дары как бы предварили это рождение. В те времена , ещё могуче стояла Ромейская держава православных греков, а Божий Промысел предвидя её падение исподволь начал готовить новый народ, чтобы «…из камней сих воздвигнуть детей Аврамовых» (Матф.3.9).
Славяне не имели своей письменности или, наверное правильнее сказать имели только зачатки письменного языка и вдруг, совершенно неожиданно и как бы случайно, получили полнокровную развитую письменную грамоту, такую, которая оказалась способна вполне адекватно, просто, передать самые высокие и самые важные для человека истины. Я имею ввиду письменный язык равноапостольных Кирилла и Мефодия. Обратим внимание на особую заботу Божьего Промысла о будущем православном народе. Все варварские народы Европы так или иначе получили свои письменные языки. Но только славяне – свой особый алфавит. Римляне записали латинскими буквами дикие звуки германцев и готов (и до сих пор одни и те же латинские буквы и их сочетания читаются по-разному в европейских языках). Так же могли поступить и греки, записав греческими буквами славянскую речь, но Богу было угодно, чтобы язык славян получил свой собственный полный алфавит – русскую кириллицу. Как не увидеть в этом особую заботу Бога о наших предках!
Но посмотрим дальше – славянские и неславянские племена (говорящие по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане; другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, но они – от колена Иафета. Повесть временных лет), составившие в будущем русский народ не только не имели собственного государства, но, если не сказать порабощены, то во всяком случае были вынуждены платить дань своими соседями: южные – хазарами, северные – варягами. И что же мы видим?
Жители Северной части Руси обратились к, казалось бы своим врагам, морским разбойникам варягам с поистине удивительным, невиданным в истории человечества предложением: «Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». И что же? Из летописи мы узнаём, что уже через пару поколений эти самые варяги, вернее их потомки, весь род Рюрика за великую для себя честь считал жизнь свою положить за русский народ. Кто назовёт Святослава – всего-то внука Рюрикова – варягом? Он конечно русский великий князь, разгромивший хазарское государство, более столетия пившее кровь из киевских русских! Это ли не чудо?!
А само Владимирово крещение Руси разве не чудо? Ведь по-всему князь Владимир должен был выбрать для своего народа ислам – он куда более подходил и к страстному характеру самого Великого князя и для в целом народа, готовящегося выйти на мировое поприще. Мусульманские народы в те времена были великой силой. А выбрал князь Владимир Православие! И этому поспособствовала даже отрицательная черта, опасная слабость русского народа – тяга к вину. Вспомним, как объясняет летопись отказ Владимира принять ислам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Можно продолжить примеры, но и сказанного, полагаю, достаточно чтобы увидеть целенаправленное действие Божьего Промысла о русском народе, чтобы стал он народом не только христианским, но – православным, хранителем Православного исповедания Христа Спасителя
Казалось бы нам нужно гордиться перед другими народами такой особенной заботой Божьего Промысла о русских. Но это не так, потому что «…Бог противится гордым, а смиренным подаёт благодать» (1Пет.5.5). Смирились наши предки своей немочью жить по правде, пригласили княжить заморских варягов, и получили в результате великую державу. А если задаться вопросом, а почему, за какие такие красивые глаза Бог избрал русских для сохранения православия? Какие особенные черты были присущи русским на протяжение столетий? Наверное не ошибусь, если скажу – СМИРЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ. А это как раз есть самые главные христианские добродетели. Господь прямо так и сказал своим ученикам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21.19). Согласно православному учению добродетель СМИРЕНИЯ есть противоположность самой губительной греховной страсти – ГОРДЫНЕ. И нашему народу всегда была присуща эта добродетель, зримо проявившаяся в обращении новгородцев в 862 году. Именно эта, весьма редкая в людях, а тем более – в народах черта – СМИРЕНИЕ в сочетании с ТЕРПЕНИЕМ и КРОТОСТЬЮ и стала причиной особой заботы Божьего Промысла о нашем народе. Эти прекрасные черты и слагали в прошлом основание русской души, души до глубины своей православной не столько из-за вероучительной чуткости, как у греков, сколько из удивительного совпадения русского менталитета с христианскими добродетелями.
Сейчас мы ищем причины ужасающего нашего сегодняшнего положения и никак не найдём их. Мы пытаемся гордиться нашим прошлым, надеясь на этой гордости построить здание будущего. А может быть дело в том и кроется, что наш народ как-то незаметно растерял на грозных ветрах XX-века свои лучшие черты, свою душу? А тогда ведь как не крои государство, если душа из него вынута, то оно – мёртвое. Что-ж и выхода нет? Отчего же, выход есть. Вместо заботы о выборах да о заработках, заняться всем и каждому своей душой, прося Бога вернуть ей её первозданную чистоту и обычные для русских в прошлом добродетели. А кто же может изменить душу? Бог и может и изменяет и преображает человеческие души в церковных таинствах, как мы и молимся Святому Духу: Приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны.
И тогда СМИРЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ и КРОТОСТЬ снова станут главными чертами каждого русского и всех нас вместе! А остальное всё – приложится! (Матф.6.33 ) А жизнь-то какая счастливая тогда начнётся!