Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

КАК ОТПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД В ПОСТ И НЕ СОГРЕШИТЬ

 

Юрий Белановский заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 

 
 
 
В новогодне-рождественский период просыпается народный интерес к православию
Среди интересующих тем - как совместить Рождественский пост и празднование Нового года? Вот уж 20 лет популярность этого вопроса не угасает, и дискуссия вновь и вновь идет по кругу. Удивляют завидное постоянство вопрошающих и не меньшая сила воли отвечающих. Не ясно только одно, почему 20 лет одно и то же?
Рождественский пост
Рождественский пост - это один из четырех длительных постов Православной церкви. По своей строгости он умеренный.
Любой христианин знает, что пост - это не диета. Пост - это воздержание ради предстоящего праздника, который христиане стремятся пережить особо, нежели рядовые дни. Во все времена и во всех народах практиковалось воздержание в какие-то ответственные моменты жизни: перед важным военным сражением, перед религиозными праздником, в случае какой-то скорби. Отголосок этого - наши дни траура. С древности и у христиан установился обычай поститься перед великими праздниками в честь Господа Иисуса Христа. Естественно, ограничение себя призвано быть во всех сферах жизни и прежде всего в развлекательной, увеселительной. Но непосредственно как поститься - каждый христианин должен решать сам. Кто-то ущемляет себя в еде, кто-то в развлечениях, кто-то экономит средства и раздает нищим, кто-то свободное время отдает на служение ближним, пусть это будут его родные, нуждающиеся в помощи. Если христианин это делает ради Христа, если при этом он жертвует чем-то своим, то это и есть пост.
С кулинарной точки зрения, не вдаваясь в тонкости устава, можно сказать, что рядовым христианам предлагается так соблюдать Рождественский пост. Отказываются полностью от мясных и молочных блюд во все дни. В среды, пятницы и последние пять дней перед Рождеством отказываются также от рыбных блюд. К рядовым христианам не относятся люди пожилые и больные, а также беременные и кормящие женщины. Они вправе сами принять решение о мере воздержания, следя за своим здоровьем и самочувствием. Естественно, что мера поста детей определяется родителями. Как правило, дети едят молочные продукты, но получают меньше сладостей.
Крайне необходимо понимать, что указанную меру воздержания именно предлагают и только православным христианам. Дело в том, что никто не может заранее знать жизненные обстоятельства каждого. Поэтому конкретный вариант воздержания каждый христианин должен принять сам.
О празднике нового года
Сразу упомянем о сложившейся доброй традиции во многих храмах вечером перед наступлением Нового года служить специальный молебен, где всем предлагается вознести молитвенную благодарность Богу за год прошедший и испросить благословение Божие на год наступающий. Желающие могут узнать в храмах расписание и прийти в назначенное время помолиться.
Теперь о застолье. Среди православных христиан в наше время сложилось, наверное, три группы людей. Одни празднуют Новый год, другие празднуют старый Новый год, третьи не празднуют этот праздник вовсе. Понятно, что для вторых и третьих вопрос о соотнесении поста и праздника не стоит вовсе.
Для тех, кто постится и желает отметить праздник за праздничным столом, честно говоря, проблема возникает далеко не всегда. Сейчас такое обилие рыбных блюд и блюд из морепродуктов и всяких заморских фруктов и овощей, что раз в году устроить рыбный праздник - это даже романтично. Одна японская кухня чего стоит. Дело лишь в мере съеденного и выпитого. Понятно, что обжорство и тем более чрезмерное употребление алкоголя - вне зависимости от поста - плохи и не могут быть одобрены.
Трудности возникают, если Новый год приходится на среду или пятницу. Это означает, что от рыбы предлагается также отказаться, что и делают многие христиане, но немалая часть из них оставляют на столе морепродукты, поскольку о них ничего ни в каких предписаниях не сказано. Другие в честь праздника все-таки оставляют рыбу, третьи - составляют меню только из растительной пищи.
Важным моментом является состав участников. Дело в том, что еще сам Христос сказал, что правила существуют для людей, а не люди для правил. Если чего-то от нас вопреки правилам требует наша любовь к ближним, наша забота о них, то это выше дисциплинарных положений. Применяя к нашей ситуации, можно сказать, что предложенное выше меню относится только к тем, кто сам отвечает за празднование и сам готовит еду и увеселительную программу. Если человек взял на себя ответственность пойти в гости, то тут действует закон: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что есть на столе, то и придется кушать.
В нашей стране Новый год часто воспринимается как праздник семейный. Это редкая возможность хоть раз в год и старикам, и внукам, и близким друзьям собраться вместе, пообщаться, порадовать друг друга сюрпризами и разделить совместную праздничную трапезу. Такое понимание праздника в наш век разделения, эгоизма, самодостаточности побуждает церковное священноначалие рекомендовать священникам снисходительно смотреть на некоторые нарушения постных установлений. На одном из ежегодных епархиальных собраний почивший Патриарх Алексий II с некоторым возмущением рассказывал о чрезмерно ретивом и неумном священнике, который не допустил к Причастию на Рождественской Литургии девушку, отметившую Новый год в кругу семьи, не соблюдя всю букву закона.
О просвещении народа
Одно то, что чисто дисциплинарная, прямо скажем, несерьезная тема актуальна в нашей стране уже 20 лет, говорит о какой-то системной недоработке, о том, что упущено что-то важное. Складывается впечатление, что вопрошающие - как дети, боятся сами принять какое-то решение и требуют санкции, а отвечающие не хотят указать вопрошающим на их свободу воли и ответственность и санкцию дают. Серьезных попыток просветить народ, подтянуть его к самостоятельному принятию решений я не припомню.
Если людей оставлять только на уровне регламентированных ответов и не предпринимать никаких усилий к воспитанию, то мы получим ту картину и те плоды, о которых в свое время писал один современный философ: « В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие, либо делает то, что другие хотят от него».
Понятно, что первоочередной задачей Церкви в постсоветское время было сохранить единство, встать на ноги, обрести материально-техническую базу. Слава Богу, все это сбылось. Но теперь, наверное, настало время заняться и просвещением, а то и воспитанием тех людей, кто доверяет Церкви. Воспитание - это трудный процесс, цель которого привести человека к взрослой, осмысленной, ответственной жизни в свободе. Воспитанный христианин - это тот, кто действует не по шпаргалке, не по инструкции, а по совести, по заповедям Божьим. Такой человек понимает смысл происходящего в церкви, знает по сути, что такое пост, молитва, богослужение, милосердие, и это знание, просвещаемое совестью, дает ему возможность самому решать о месте и значении правил в его жизни.
Очень бы хотелось, чтобы люди, доверяющие церкви, с годами все меньше отказывались от своей свободы и все меньше перекладывали ответственность за устроение своей жизни на церковнослужителей. Как было бы хорошо, если бы уровень церковного просвещения достиг такой отметки, где начинается личное принятие решений.
 
 

Назад к списку