СОВЕТЫ БАТЮШЕК НОВОНАЧАЛЬНЫМ
Священник Михаил Шполянский
Мой совет новоначальному: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Даже сто раз падая, сто раз вставай, — учат святые. Именно через падения ведет путь к победе. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Многие новоначальные соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного Святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии, или язык канцелярии — языком базара. Так же идею полной замены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное опрощение. А то, что пока ты не все понимаешь из церковных молитв — не скорби. Время придет, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения.
Священник Владимир Вигилянский
Очень важно неофиту трезво оценить свое истинное место в координатах вечности. Многие опытные церковные пастыри советуют для этого еще раз прочитать от начала до конца Евангелие и найти себя в окружении Христа: с теми ли ты, кто Его гонит, кто Его предает, судит и распинает; или, может быть, ты с теми, кто следует за Ним, видя в Нем пророка и учителя, но потом, когда надо признать в Нем Сына Божия, отходит от Него; а может быть, ты находишься среди больных, слепых, бесноватых, расслабленных и кровоточивых, чающих от Христа излечения; может быть, ты себя найдешь в том фарисее, который постится, отдает десятину в качестве милостыни, часто молится и благодарит Господа, что он не такой, как некоторые грешники, грабители, прелюбодеи и мытари, но, тем не менее, про которого Христос сказал, что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18, 14). Но скорее всего ты найдешь себя в том безутешном отце бесноватого мальчика, который подошел к Христу с просьбой об исцелении сына, и которому в ответ Иисус сказал, что если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23…24).
Такое прочтение Евангелия помогает приобрести некую точку отсчета, и ему становится отчетливо виден путь, по которому следует идти, чтобы приблизиться ко Христу.
Священник Артемий Владимиров
Часто у новообращенных наблюдается следующая ошибка в отношении к ближним. Они стремятся просветить всех и всякого, попадающегося на их пути. Начинается своего рода духовное «инквизиторство». Если совершенного христианина характеризует осторожность, тактичность, чуткость, нежелание подавить чью-либо свободу, новообращенный напоминает танк, наезжающий и подминающий под себя слушателей. Лучшая картина, характеризующая новообращенного: хватает человека, ждущего своей очереди в общественный туалет, откручивает пуговицы на его сюртуке и проповедует ему, игнорируя его не столько нравственное, сколько физическое состояние. А ведь такт, мягкость, светлое общение с человеком гораздо более плодоносны, чем подобный ригоризм.
Диакон Андрей Кураев
Многие люди, когда приходят в Церковь, за годы своего неофитства теряют вкус к своей мирской профессии, порываются ее бросить. Человек, если он искренне переживает свою веру, должен пережить обретение веры как кризис. Живописцы начинают сушить свои кисти, поэты забрасывают поэзию, музыканты — музыку. Все становится пресно, безвкусно по сравнению со вновь обретенным смыслом.
Вообще, если православный юноша не мечтал об уходе в монастырь — значит, с его церковной жизнью что-то не так. Хотя бы полгода церковный человек должен походить с этой мечтою в сердце (иначе он никогда не будет понимать монашество; а без понимания монашества невозможно понимание Православия). Но не всегда мечта должна переходить в реальность. Господь и намерения лобзает. Но кто-то должен остаться с людьми. Поэтому свои радикальные стремления надо уравновешивать словом апостола Павла: оставайтесь в том звании, в котором каждый призван к вере.
Монахов у нас хватает. Церкви, может быть, более всего не хватает сегодня людей, способных профессионально работать в светских структурах, но с православной мотивацией.
Назад к списку