Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ВОПРОС АРХИЕРЕЮ. НОВЫЕ ОТВЕТЫ

       На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Россия — православная страна. Так почему же на долю нашего народа выпадает много тяжких испытаний (монголо-татарское иго, войны, голод, крепостное право, революция, красный террор)? Почему наш народ в основной массе имеет низкий уровень культуры, организации труда, испокон века проблема пьянства. Ведь если вдуматься, то у нас страшная история. В чем причина? С уважением, Дмитрий

Уважаемый Дмитрий! Если мы с вами внимательно всмотримся в исторический путь других стран, то мы увидим, что страшной, скорее всего, можно будет назвать историю большинства государств. Что делалось в Европе? — Тридцатилетние, Столетние войны, Реформация… Каждое столетие континент просто заливало кровью. История исламского мира тоже полна самых страшных злодейств, жестокости, резни… Нет ни одной страны, история которой была бы гладким шествием от хорошего к лучшему, от высокого к еще более высокому. Это свидетельство и следствие грехопадения — того греховного повреждения человеческой природы, которое неизбежно проявляется как в жизни каждого отдельного человека, так и целых стран и народов.

В то же время в жизни многих государств, и в первую очередь христианских, были периоды, которые воспринимались потомками как «золотой век». Как правило, это периоды, когда границы Церкви и государства совпадали, когда страной правили разумные, благочестивые, мудрые, самоотверженные правители, которые ставили задачу просвещения и благополучия своего народа выше всех остальных целей.

Кроме того, не надо забывать, что отмеченные Вами низкий уровень культуры, организации труда и пьянство в России — это все-таки, в большей степени, проблемы, порожденные ХХ веком. Россия в течение 70 лет переживала страшный эксперимент, в ходе которого просто физически был уничтожен цвет нашего народа, был сломан традиционный хозяйственный уклад, разрушено многое из того, что было когда-то гордостью страны. Вспомните, каких высот достигли и экономика, и культура, и прикладное искусство в России рубежа XIX–XX веков: победы на международных выставках, огромные очереди к русским павильонам… До сегодняшнего дня все художественные аукционы наполнены произведениями русского искусства того времени. По меткому замечанию одного человека, Россия была подстрелена на взлете. И только от всех нас, живущих сегодня, зависит, будет ли в нашей стране что-нибудь меняться к лучшему.

Владыка, благословите! Я готовлю к Крещению родителей и восприемников, поэтому мои вопросы связаны с этим таинством.
1. Можно ли крестить без крестных, если случай исключительный. Родители приехали в наш город в гости, они родом отсюда, решили окрестить в нашем храме детей, но не смогли найти достойных восприемников.
2. Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. Но если крестный один, и он другого пола, может ли это являться основанием для отказа в крещении ребенка?
3. На восьмой день после рождения ребенка должна читаться молитва наречения имени, которая является очень важной. Может ли она читаться в церкви без младенчика, или его присутствие обязательно? Или в этом случае необходимо пригласить священника домой?Если эта молитва не читалась на восьмой день, должна ли она читаться перед таинством Крещения или во время таинства?
С уважением, Молотова Лариса Васильевна

1. Младенца без крестного крестить не принято. Если случай действительно исключительный, поскольку Вы готовите восприемников, Вы сами можете стать крестной.

2. Нет.

3. Эта молитва обычно читается над ребенком или над взрослым человеком, принимающим Крещение, непосредственно перед совершением этого таинства

Если послушница хочет уйти из монастыря, будет ли это грехом и какие последствия повлечет за собою? Екатерина

Если для послушника или послушницы уход из монастыря является следствием продуманного решения, если человек видит, что ошибся в выборе жизненного пути, никаких особых последствий это не повлечет. Лучше, конечно, уйти вот так, чем думать об уходе, уже приняв монашество. К сожалению, такие случаи тоже бывают.

Прошу разрешить мои недоумения. Я развелась с мужем в прошлом году, брак венчанный, инициатором развода была я, так как, в моем понимании, нами были созданы такие невыносимые условия для дальнейшего проживания вместе, что я просто не выдержала, но до сих пор сомневаюсь в правильности своего поступка. После развода мы вновь пытались соединиться, но толком ничего не получается, скандальные ситуации периодически повторяются. Первое, что интересует: являются ли наши супружеские отношения законными с точки зрения Православия? И второе: поскольку канонических оснований для развода не было, а инициатор я, можно ли мне будет еще раз выйти замуж, если посчастливится встретить человека, близкого по духу? Анастасия

Уважаемая Анастасия, мне трудно отвечать на столь личный вопрос, не зная Вас. Венчанный брак не уничтожается, не снимается, не «развенчивается». Вы пишете, что после развода пытаетесь вновь воссоздать семью,— пусть Вас это не смущает. Если Вам удастся, это будет без преувеличения великим делом. Самый главный вопрос в том, насколько вы с супругом осознаете важность семьи, насколько готовы терпеть друг друга. Это испытание приходится пройти всем без исключения супругам, и, к сожалению, мало кто его сегодня выдерживает.

Что касается второй части Вашего вопроса, я думаю, что лучше не задавать таких вопросов впрок. Вообще, когда люди создают семью и при этом для себя где-то в глубине души отставляют «возможность для отступления» (сейчас часто можно услышать: «Мы не хотим расписываться (венчаться), потому что не знаем, что получится. Вот поживем немножко — тогда решим…») — можно точно сказать: скорее всего, ничего не получится. Когда у людей нет самого главного, основополагающего христианского понимания того, что брак — это раз и навсегда, когда они сами для себя предусматривают возможность расстаться, — получается то, что мы видим. Поэтому лучше такими вопросами не задаваться, если только Вы цените свой брак и своего супруга.

Не так давно на одном сайте нашёл Новый Завет в переводе епископа Кассиана (Безобразова). В православных храмах такого не встречал. Благословляет ли Церковь чтение Нового Завета в этом переводе? Сергей

Уважаемый Сергей! Это перевод больше подходит для научных целей, и, если у Вас есть такой интерес, пожалуйста, Вы можете им пользоваться. Но лучше читать тот, который принят всей Церковью — Синодальный перевод.

Мне 19 лет. Около года назад я встретил девушку и влюбился. Шло время, мы встречались, и я начал осознавать, что этот человек становится для меня самым родным. Она сказала, что любит меня и очень хочет быть со мной (внутри меня тогда ликовала душа, ибо мы не говорили этого слова друг другу 6 месяцев). Но после того, как она рассказала мне, что ей написал молодой человек, с которым она встречалась раньше, я не сдержался и вспылил. Она плакала, и сказала что у нее была несчастная любовь, а сейчас счастливая, и она боится что все изменится. А как быть мне? Ревность это убивающее чувство, сам я никогда не изменю любимому человеку даже в мыслях... Николай

Ревность — это действительно плохое чувство. Уважаемый Николай, Вам 19 лет, и Ваша избранница, наверное, примерно того же возраста. Вам не надо спешить с серьезными отношениями, надо какое-то время (лучше не меньше года) просто встречаться, узнавать друг друга, чтобы понять, получится у вас что-то серьезное в жизни или нет. Если да, если Вы видите, что получается, то ревновать не надо. Мало ли что у кого было в прошлом? Думаю, сегодня очень сложно найти человека, у которого никаких чувств ни к кому никогда не было.

Насколько выросли налоги на приход в этом году в нашей области, и во сколько обходится содержание одного епископа Церкви (включая его личный клир, транспорт и т.д.)? Пётр

Уважаемый Петр! У нас в Церкви нет «налогов на приход». Есть епархиальные взносы, которые каждый приход перечисляет на общеепархиальные нужды, и есть взносы, которые каждая епархия отправляет в Московскую Патриархию на нужды общецерковные. В этом году в нашей области этот епархиальный взнос не увеличился.

«Содержание одного епископа» не требует больших средств. Что значит «личный клир»? Такого понятия нет и быть не может. Что же касается транспорта, Вы сами знаете, вероятно, во сколько обходится содержание среднего автомобиля. Поскольку епископ — это человек, который по самой сути своего служения обязан посещать все приходы своей епархии, даже самые дальние, то, при условии, что наши расстояния достаточно велики, на бензин и содержание автомобиля, конечно, уходит немало средств. Но посещение приходов — одна из главных составляющих служения архиерея.

Если ты причащаешься, и положил земной поклон вместе со священником на освящение Святых Даров, надо ли класть еще один земной поклон на вынос Чаши со словами «Со страхом Божииим и верою приступите»? Разные священники и миряне дают разные ответы. Андрей

Во всех объяснениях богослужения говорится, что при выносе Чаши перед ней кладется земной поклон, причем зачастую его делают даже те, кто не причащается — из благоговения и почитания Тела и Крови Христовых. Вы знаете, Андрей, и второй и третий поклоны можно положить, если есть усердие. Ведь все наши телесные действия (крестное знамение или земные поклоны) есть внешнее проявление нашего внутреннего душевного устроения, нашей направленности к Богу. Можно положить хоть десять земных поклонов, если у Вас есть такое желание и если Вы не будете никому мешать при этом. Поэтому не надо стремиться к тому, чтобы подобные действия были строго регламентированными. При этом не стоит и как-то выделяться из общей массы молящихся.

Крестилась в 1990 году в Троицком храме г. Саратова в возрасте 36 лет. Перед Крещением не было исповедальной беседы и троекратного погружения в воду. У меня не было покаяния в греховных поступках, а вера была только в загробную жизнь. Состоялось ли священнодействие, если не было погружения? Нужно ли мне сейчас исповедовать грехи до Крещения? А чувства покаяния нет до сих пор, нет чувства облегчения, возрождения. Людмила

Уважаемая Людмила, таинство Крещения безусловно состоялось. Конечно, это плохо, что не было исповедальной беседы и полного погружения в воду при совершении таинства. Сегодня мы стараемся исполнять эти канонические требования при крещении взрослых людей. Но, вспомните, в 1990 году в Саратове было только два храма — Троицкий и Духосошественский, и те немногое священники, которые там служили, при огромном потоке людей, желавших креститься, просто физически не могли делать все, что необходимо, это тоже надо понимать.

Если грехи, совершенные до Крещения, тревожат Вашу совесть, обязательно нужно исповедоваться в них, объяснив ситуацию священнику. Подойдите к одному из священников Свято-Троицкого собора, лучше всего к ключарю, и обязательно исповедуйтесь.


Назад к списку